ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
1. Задание #194224
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Дано трехзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля), не кратное $100.$

а) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным $90?$

б) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным $88?$

в) Какое наибольшее натуральное значение может иметь частное данного числа и суммы его цифр?

Пусть данное число равно $\overline{abc} = 100a + 10b + c$, где $a$, $b$ и $c$ — цифры сотен, десятков и единиц соответственно $(a \in {1, 2, \ldots, 9}$, $b, c \in {0, 1, \ldots, 9}$, причем $b$ и $c$ не равны нулю одновременно, так как число не кратно $100).$

Если частное числа и суммы его цифр равно $k$, то выполняется равенство:
$$100a + 10b + c = k(a + b + c).$$

а) Рассмотрим случай $k = 90$:$$100a + 10b + c = 90(a + b + c),$$ $$10a = 80b + 89c.$$
При $c = 0$ и $b = 1$:$$10a = 80 \implies a = 8.$$
Получаем число $810$. Проверим:$$\frac{810}{8 + 1 + 0} = 90.$$

Ответ: да.

б) Рассмотрим случай $k = 88$:$$100a + 10b + c = 88(a + b + c),$$ $$12a = 78b + 87c,$$ $$4a = 26b + 29c.$$
Попробуем $b = 0$, $c = 1$:$$4a = 29 \implies a = 7.25 \quad \text{(не целое)}.$$
Попробуем $b = 1$, $c = 0$:$$4a = 26 \implies a = 6.5 \quad \text{(не целое)}.$$

Ответ: нет.

в) Найдем наибольшее возможное значение $k$.

Из уравнения:$$k = \frac{100a + 10b + c}{a + b + c},$$
максимальное $k$ достигается при минимальной сумме цифр.

Для числа $910$:$$k = \frac{910}{9 + 1 + 0} = 91.$$

Проверим другие варианты:

  • Для $900$ (кратно $100$) — не подходит.
  • Для $909$: $k = \dfrac{909}{18} = 50.5$.
  • Для $910$ дает максимальное целое $k = 91$.

Ответ: $91$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $91$.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #194225
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Даны натуральные числа $ a, b, c $ и $ d ,$ удовлетворяющие условию $ a > b > c > d .$

а) Найдите числа $ a, b, c $ и $ d ,$ если $ a + b + c + d = 15 $ и $ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 27 .$

б) Может ли быть $ a + b + c + d = 19 $ и $ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 19 ?$

в) Пусть $ a + b + c + d = 1000 $ и $ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 1000 .$ Найдите количество возможных значений числа $ a .$

а) Имеем систему уравнений:$$\begin{cases}a + b + c + d = 15 \\ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 27 \end{cases}$$

Преобразуем второе уравнение:$$(a-b)(a + b) + (c-d)(c + d) = 27$$

Выразим из первого уравнения $ c + d = 15-(a + b) $ и подставим:$$(a-b)(a + b) + (c-d)(15-a-b) = 27$$

Рассмотрим возможные случаи:

  1. Пусть $ a = b + 1 ,$ тогда:$$(2b + 1) + (c-d)(14-2b) = 27$$
    Это уравнение не имеет натуральных решений.
  2. Пусть $ c = d + 1 ,$ тогда:
    $$(a-b)(a + b) + (1)(15-a-b) = 27$$
    Решая, получаем $ a = 7 ,$ $ b = 5 ,$ $ c = 2 ,$ $ d = 1 .$

Ответ: $ a = 7 ,$ $ b = 5 ,$ $ c = 2 ,$ $ d = 1 .$

б) Рассмотрим систему:
$$\begin{cases}a + b + c + d = 19 \\ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 19\end{cases}$$

Преобразуем второе уравнение:$$(a-b)(a + b) + (c-d)(c + d) = a + b + c + d$$

Это возможно только при $ a = b + 1 $ и $ c = d + 1 .$ Тогда:$$2b + 2d + 2 = 19 \implies b + d = 8.5$$
Что невозможно для натуральных чисел.

Ответ: нет.

в) Имеем систему:$$\begin{cases}a + b + c + d = 1000 \\ a^2-b^2 + c^2-d^2 = 1000\end{cases}$$

Из второго уравнения следует $ a = b + 1 $ и $ c = d + 1 .$ Подставляя в первое:$$2a + 2d = 1000 \implies d = 500-a$$

Условия $ a > b > c > d $ дают:$$a > a-1 > 501-a > 500-a$$
Отсюда $ 251 < a < 500 .$ Количество целых $ a $:$$499-252 + 1 = 248$$

Ответ: $248.$

Итоговые ответы:
а) $ a = 7 ,$ $ b = 5 ,$ $ c = 2 ,$ $ d = 1 $;
б) нет;
в) $248$.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #194227
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Даны натуральные числа $a,b,c$ и $d$, удовлетворяющие условию $a>b>c>d$.

а) Найдите числа $a,b,c$ и $d$, если $a+b+c+d=15$ и $a^2-b^2+c^2-d^2=19$.

б) Может ли быть $a+b+c+d=23$ и $a^2-b^2+c^2-d^2=23?$

в) Пусть $a+b+c+d=1200$ и $a^2-b^2+c^2-d^2=1200$. Найдите количество возможных значений числа $a.$

а) Имеем систему уравнений:
$$\begin{cases}a+b+c+d=15 \\ a^2-b^2+c^2-d^2=19\end{cases}$$

Преобразуем второе уравнение:$$(a-b)(a+b)+(c-d)(c+d)=19$$

Выразим из первого уравнения $c+d=15-(a+b)$ и подставим:$$(a-b)(a+b)+(c-d)(15-a-b)=19$$

Рассмотрим возможные случаи:

  1. Пусть $a=b+1$, тогда:$$(2b+1)+(c-d)(14-2b)=19$$
    При $c-d=1$ получаем:$$2b+1+14-2b=19 \implies 15=19$$
    Неверно.

При $c-d=2$:$$2b+1+28-4b=19 \implies -2b=-10 \implies b=5$$
Тогда $a=6$, $c+d=4$, $c-d=2$ $\implies$ $c=3$, $d=1$.

Ответ: $a=6$, $b=5$, $c=3$, $d=1$.

б) Рассмотрим систему:
$$\begin{cases}a+b+c+d=23 \\ a^2-b^2+c^2-d^2=23\end{cases}$$

Преобразуем второе уравнение:$$(a-b)(a+b)+(c-d)(c+d)=a+b+c+d$$

Это возможно только при $a=b+1$ и $c=d+1$. Тогда:$$2b+2d+2=23 \implies b+d=10.5$$
Что невозможно для натуральных чисел.

Ответ: нет.

в) Имеем систему:
$$\begin{cases}a+b+c+d=1200 \\ a^2-b^2+c^2-d^2=1200\end{cases}$$

Из второго уравнения следует $a=b+1$ и $c=d+1$. Подставляя в первое:$$2a+2d=1200 \implies d=600-a$$

Условия $a>b>c>d$ дают:$$a>a-1>601-a>600-a$$
Отсюда $301<a<600$. Количество целых $a$:$$599-302+1=298$$

Ответ: $298$.

Итоговые ответы:
а) $a=6$, $b=5$, $c=3$, $d=1$;
б) нет;
в) $298$.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #194228
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

На окружности расставили натуральные числа от $1$ до $21$ (каждое число по одному разу). Для каждой пары соседних чисел нашли разность большего и меньшего.

а) Могли ли все полученные разности быть не меньше $11?$

б) Могли ли все полученные разности быть не меньше $10?$

в) Для пар чисел, стоящих через одно, также нашли разности. Каково наибольшее целое $k$, при котором можно так расставить числа, чтобы все разности были не меньше $k?$

а) Рассмотрим число $11$. У него два соседа. Так как числа от $1$ до $21$ различны, хотя бы один сосед отличается от $11$ менее чем на $11$. Следовательно, минимум две разности будут меньше $11$.

Ответ: нет.

б) Пример подходящей расстановки:
$$1,12,2,13,3,14,4,15,5,16,6,17,7,18,8,19,9,20,10,21,11$$
Все соседние разности: $11,10,11,10,\ldots,10$.

Ответ: да.

в) Оценим максимальное возможное $k$:

  1. Числа от $1$ до $7$ должны быть расположены так, чтобы между любыми двумя было минимум два других числа (иначе найдется разность меньше $7$). Однако на $21$ числе это невозможно.
  2. Пример расстановки с $k=6$:
    $$1,8,15,2,9,16,3,10,17,4,11,18,5,12,19,6,13,20,7,14,21$$
    Все соседние и через-одно разности $\geq6$.

Ответ: $6$.

Итоговые ответы:
а) нет;
б) да;
в) $6$.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #194251
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Семь экспертов оценивают кинофильм. Каждый выставляет оценку — целое число баллов от $0$ до $10$ включительно. Все оценки различны. По старой системе рейтинг — среднее арифметическое всех оценок. По новой системе отбрасывают наименьшую и наибольшую оценки и вычисляют среднее арифметическое оставшихся.

а) Может ли разность рейтингов по старой и новой системам равняться $\dfrac{1}{30}?$

б) Может ли разность рейтингов по старой и новой системам равняться $\dfrac{1}{35}?$

в) Найдите наибольшее возможное значение разности рейтингов.

Обозначим:

  • $A=\dfrac{x_1+x_2+…+x_7}{7}$ — старый рейтинг

  • $B=\dfrac{x_2+x_3+…+x_6}{5}$ — новый рейтинг (где $x_1$ — наименьшая, $x_7$ — наибольшая оценки)

а) Разность:
$$A-B=\frac{5(x_1+x_7)-2(x_2+…+x_6)}{35}$$
Для $A-B=\dfrac{1}{30}$:
$$\frac{5(x_1+x_7)-2(35A-7B)}{35}=\frac{1}{30}$$
Уравнение не имеет целочисленных решений.

Ответ: нет.

б) Для оценок $(0,1,2,4,7,8,9)$:
$$A=\frac{31}{7}, B=\frac{22}{5}$$
$$A-B=\frac{1}{35}$$

Ответ: да.

в) Максимальная разность достигается при:

  • $x_1=0$ (минимальная возможная оценка)
  • $x_7=10$ (максимальная возможная оценка)
  • Остальные оценки минимально возможные: $1,2,3,4,5$

Тогда:
$$A=\frac{0+1+2+3+4+5+10}{7}=\frac{25}{7}$$
$$B=\frac{1+2+3+4+5}{5}=3$$
$$A-B=\frac{25}{7}-3=\frac{4}{7}$$

Ответ: $\dfrac{4}{7}$.

Итоговые ответы:
а) нет;
б) да;
в) $\dfrac{4}{7}.$

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #194291
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из набора цифр $1, 2, 3, 4, 6, 7, 8$ составляют пару чисел, используя каждую цифру ровно один раз. Одно число — пятизначное, другое — двузначное и кратно $36$.

а) Может ли сумма такой пары чисел равняться $14908?$

б) Может ли сумма такой пары чисел равняться $74134?$

в) Какое наибольшее значение может принимать сумма чисел в этой паре?

а) Да, может. Пример:

  • Двузначное число: $36$
  • Пятизначное число: $14872$ (используются оставшиеся цифры $1,4,8,7,2$)
  • Сумма: $36 + 14872 = 14908$

Ответ: да.

б) Нет, не может. Двузначные числа, кратные $36$, это $36$ и $72$. Проверим оба случая:

  1. Для $36$:$$74134-36 = 74098$$Число $74098$ содержит цифру $0$, которой нет в исходном наборе.
  2. Для $72$:$$74134−72=74062$$Число $74062$ содержит цифру $0$, которой нет в исходном наборе.

Ответ: нет.

в) Найдем максимальную возможную сумму:

  1. Если двузначное число — $36$, то из оставшихся цифр $1,2,4,7,8$ составляем максимальное пятизначное число $87421$. Сумма:
    $$36 + 87421 = 87457$$
  2. Если двузначное число — $72$, то из оставшихся цифр $1,3,4,6,8$ составляем максимальное пятизначное число $86431$. Сумма:
    $$72 + 86431 = 86503$$

Максимальная сумма получается в первом случае.

Ответ: $87457$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $87457$.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #194312
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

а) Чему равно число способов записать число $1292$ в виде $1292 = a_3 \cdot 10^3 + a_2 \cdot 10^2 + a_1 \cdot 10 + a_0$, где числа $a_i$ — целые, $0 \leq a_i \leq 99$, $i = 0, 1, 2, 3?$

б) Существуют ли $10$ различных чисел $N$ таких, что их можно представить в указанном виде ровно $130$ способами?

в) Сколько существует чисел $N$, представимых в указанном виде ровно $130$ способами?

а) Каждое $a_i$ можно представить как $a_i = 10b_i + c_i$, где $0 \leq b_i \leq 9$ и $0 \leq c_i \leq 9$. Тогда задача сводится к нахождению количества пар $(n, m)$ таких, что:
$$1292 = 10n + m$$
где $n = b_3 \cdot 10^3 + b_2 \cdot 10^2 + b_1 \cdot 10 + b_0$ и $m = c_3 \cdot 10^3 + c_2 \cdot 10^2 + c_1 \cdot 10 + c_0$.

Для $n$ возможны значения от $0$ до $129$ (так как $10 \cdot 130 = 1300 > 1292$), а $m$ определяется однозначно: $m = 1292 — 10n$. Таким образом, число способов равно $130$.

Ответ: $130$.

б) Рассмотрим числа от $1290$ до $1299$. Для каждого из них количество представлений в виде $N = 10n + m$ аналогично пункту (а) равно $130$.

Ответ: да.

в) Для числа $N = 10n + m$ количество представлений равно количеству пар $(n, m)$, где $0 \leq n \leq 9999$ и $0 \leq m \leq 9999$.

Условие $130$ способов выполняется для чисел $N$, у которых:

  • Либо $N = 1290 + l$, где $l$ — цифра ($0 \leq l \leq 9$), что дает $10$ чисел.
  • Либо $N = 108690 + l$, где $l$ — цифра ($0 \leq l \leq 9$), что даёт ещё $10$ чисел.

Таким образом, всего таких чисел $20$.

Ответ: $20$.

Итоговые ответы:
а) $130$;
б) да;
в) $20$.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #194345
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Над парой целых чисел $(a;b)$ проводится операция, после которой получается пара $(3a+b;3b-a)$.

а) Можно ли получить пару $(5;5)$ из некоторой исходной пары?

б) Верно ли, что если пара $(c;d)$ может быть получена операцией, то и пара $(-d;c)$ также может быть получена?

в) Найдите минимальное расстояние $|a-c|+|b-d|$ между парой $(9;2)$ и парой, полученной операцией из некоторой исходной пары.

а) Решим систему:
$$\begin{cases}3a+b=5 \\ 3b-a=5\end{cases}$$
Получаем $a=1$, $b=2$. Таким образом, $(1;2)\mapsto(5;5)$.

Ответ: да.

б) Пусть $(a;b)\mapsto(c;d)=(3a+b;3b-a)$. Тогда:
$$(-b;a)\mapsto(3(-b)+a;3a-(-b))=(-3b+a;3a+b)=(-d;c)$$

Ответ: да.

в) Найдем минимум выражения:
$$|3a+b-9|+|3b-a-2|$$
При $(a;b)=(2;2)$ получаем $(8;4)$, расстояние:
$$|8-9|+|4-2|=1+2=3$$

Докажем, что меньшее расстояние невозможно. Рассмотрим возможные случаи для $b$:

  1. При $b=1$:
  • $6\leq3a\leq10$ ⇒ $a=2,3$
  • $(2;1)\mapsto(7;1)$: расстояние $2+1=3$
  • $(3;1)\mapsto(10;0)$: расстояние $1+2=3$
  1. При $b=2$:
  • $(2;2)\mapsto(8;4)$: расстояние $1+2=3$
  • $(3;2)\mapsto(11;3)$: расстояние $2+1=3$

Ответ: $3$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) да;
в) $3$.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #194346
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Имеется $16$ монет по $2$ рубля и $29$ монет по $5$ рублей.

а) Можно ли выбрать несколько монет на сумму $175$ рублей?

б) Можно ли выбрать несколько монет на сумму $176$ рублей?

в) Какое минимальное количество монет по $1$ рублю нужно добавить, чтобы можно было получить любую сумму от $1$ до $180$ рублей?

а) Общая сумма всех монет:
$$16\cdot2 + 29\cdot5 = 32 + 145 = 177\text{ рублей}$$

Чтобы получить $175$ рублей, нужно оставить $2$ рубля. Это можно сделать, исключив одну $2$-рублевую монету:
$$175 = 15\cdot2 + 29\cdot5$$

Ответ: да.

б) Для получения $176$ рублей нужно оставить $1$ рубль, что невозможно, так как минимальная номинальная стоимость монет — $2$ рубля.

Ответ: нет.

в) Общий недостаток до $180$ рублей:
$$180-177 = 3\text{ рубля}$$

Добавим $3$ монеты по $1$ рублю. Проверим возможность получения любых сумм:

  1. Для сумм $1-149$ рублей используем комбинации из $1$-рублевых и $2$-рублевых монет.
  2. Для сумм $150-180$ рублей вычитаем из $180$ нужную сумму и оставляем соответствующие монеты.

Например:

  • Для $178$ рублей: $180-178 = 2$ ⇒ оставляем одну $2$-рублевую монету.
  • Для $179$ рублей: $180-179 = 1$ ⇒ оставляем одну $1$-рублевую монету.

Ответ: $3$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $3$.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #194347
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В магазине есть весы с двумя чашами. На одной чаше взвешивают продукты, на другой используют гири. Можно класть несколько гирь одновременно.

а) Можно ли подобрать набор из пяти гирь для взвешивания любого целого количества килограммов от $1$ до $25?$

б) Можно ли сделать то же самое с четырьмя гирями?

в) Какое максимальное число $n$ позволяет взвешивать любой вес от $1$ до $n$ $кг$ с помощью пяти гирь?

а) Да, подойдёт набор гирь $1, 2, 3, 7, 14$ $кг.$ Примеры:

  • $4=3+1$
  • $5=3+2$
  • $6=3+2+1$
  • $8=7+1$
  • $25=14+7+3+1$

Ответ: да, например набор $1, 2, 3, 7, 14$.

б) Нет. Четыре гири дают только $2^4=16$ комбинаций (включая нулевую). Нужно покрыть $25$ значений, что невозможно.

Ответ: нет.

в) Пять гирь дают $2^5-1=31$ возможную сумму (без нуля). Наибольший диапазон дают степени двойки: $1, 2, 4, 8, 16$ $кг.$ Они позволяют получить любую сумму от $1$ до $31$ $кг$:
$$31=16+8+4+2+1$$

Ответ: $31$.

Итоговые ответы:
а) да, например $1, 2, 3, 7, 14$;
б) нет;
в) $31$.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #194385
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В порту имеются контейнеры массой $20$ $т$ или $40$ $т.$ $40\%$ контейнеров содержат сахарный песок.

а) Может ли масса контейнеров с сахаром составлять $50\%$ от общей массы?

б) Может ли масса контейнеров с сахаром составлять $60\%$ от общей массы?

в) Какова минимальная доля (в $\%$) массы контейнеров с сахаром от общей массы?

Пусть общее число контейнеров $5x$ (кратно $5$), тогда контейнеров с сахаром $2x.$

а) Пример:

  • $4$ контейнера по $20$ $т$ ($80$ $т$)
  • $1$ контейнер по $40$ $т$ ($40$ $т$)
  • Контейнеры с сахаром: $1\times20$ $т$ и $1\times40$ $т$ ($60$ $т$)
    Общая масса: $120$ $т,$ доля сахара: $50\%.$

Ответ: да.

б) Максимальная доля достигается, когда:

  • Все $2x$ контейнеров с сахаром по $40$ $т$ ($80x$ $т$)
  • Остальные $3x$ контейнеров по $20$ $т$ ($60x$ $т$)
    Доля сахара: $\dfrac{80x}{140x}=\dfrac{4}{7}\approx57,14\%<60\%$.

Ответ: нет.

в) Минимальная доля достигается, когда:

  • Все $2x$ контейнеров с сахаром по $20$ $т$ ($40x$ $т$)
  • Остальные $3x$ контейнеров по $40$ $т$ ($120x$ $т$)
    Доля сахара: $\dfrac{40x}{160x}=25\%$.

Ответ: $25\%$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25\%$.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #194390
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Задание.

На столе лежат $4$ камня по $5$ $кг$ и $13$ камней по $14$ $кг.$ Их разделили на две кучки.

а) Может ли разность масс кучек быть равна $6$ $кг?$

б) Могут ли массы кучек быть равны?

в) Какая наименьшая положительная разность масс возможна?

Общая масса всех камней:
$$4\cdot5 + 13\cdot14 = 20 + 182 = 202\text{ кг}$$

а) Да, возможно. Например:

  • Первая кучка: $7$ камней по $14$ $кг$ ($98$ $кг$)
  • Вторая кучка: остальные камни ($104$ $кг$)
    Разность: $104-98=6$ $кг.$

Ответ: да.

б) Для равных масс каждая кучка должна весить $101$ $кг.$ Однако:

  • $101$ не делится на $14$
  • $101-5=96$ не делится на $14$
  • $101-10=91$ делится на $14$ ($91=6.5\cdot14$), но требуется целое число камней

Ответ: нет.

в) Наименьшая разность достигается при:

  • Первая кучка: $7$ камней по $14$ кг ($98$ $кг$) + $1$ камень $5$ $кг$ ($103$ $кг$)
  • Вторая кучка: $99$ $кг$
    Разность: $103-99=4$ $кг.$

Ответ: $4$ $кг.$

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $4$ $кг.$

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #194391
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

На овощебазу завезли капусту весом $1$, $2$ или $3$ $кг.$ Необходимо разделить набор кочанов суммарной массой $N$ $кг$ поровну между Иваном и Фёдором без разрезания кочанов.

а) Существует ли набор при $N=20$, который нельзя разделить?

б) Существует ли набор при $N=24$, который нельзя разделить?

в) Найдите все значения $N$, при которых любой набор можно разделить.

а) Пример неделимого набора:
$$3+3+3+3+3+3+2=20$$
При любом разделении одна группа будет содержать минимум $4$ кочана с массой $\geq11$ $кг,$ что больше половины ($10$ $кг$).

Ответ: да.

б) Для $N=24$ всегда можно выделить группы по $6$ $кг$:

  • $2\times3$ $кг$
  • $3\times2$ $кг$
  • $6\times1$ $кг$
    Остаток не превышает $12$ $кг,$ поэтому разделение возможно.

Ответ: нет.

в) Любой набор можно разделить, если $N$ кратно $12$. Обоснование:

  1. Для $N=12k$ всегда можно сформировать $k$ групп по $12$ $кг$ (например, $4\times3$ $кг$).
  2. Для других $N$ существуют контрпримеры:
  • Нечетные $N$: невозможно разделить пополам
  • $N=4k+2$: набор из $(2k+1)\times2$ $кг$ не делится
  • $N=3k+1$: набор из $(k-1)\times3+2+2$ $кг$ не делится

Ответ: $N=12k$, где $k\in\mathbb{N}$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $N$, кратные $12$.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #194392
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Имеются контейнеры массой $7$ $т$ и $2$ $т,$ а также корабли грузоподъемностью $10$ $т.$

а) Можно ли перевезти $11$ семитонных и $22$ двухтонных контейнера на $14$ кораблях?

б) Можно ли перевезти $11$ семитонных и $17$ двухтонных контейнеров на $12$ кораблях?

в) Какое минимальное количество кораблей потребуется для перевозки $11$ семитонных и $77$ двухтонных контейнеров?

а) Да, возможна следующая загрузка:

  • $11$ кораблей: $1\times7$ $т$ + $1\times2$ $т$ ($9$ $т$ )
  • $2$ корабля: $4\times2$ $т$ ($8$ $т$)
  • $1$ корабль: $3\times2$ $т$ ($6$ $т$)
    Общее количество кораблей: $14$.

Ответ: да.

б) Нет. Для перевозки $11$ семитонных контейнеров потребуется минимум $11$ кораблей (по $1$ контейнеру на корабль). На эти корабли можно дополнительно загрузить только $11$ двухтонных контейнеров (по $1$ на корабль). Останется $6$ двухтонных контейнеров, для которых потребуется еще $2$ корабля. Итого необходимо минимум $13$ кораблей.

Ответ: нет.

в) Минимальное количество кораблей:

  1. Для $11$ семитонных контейнеров: $11$ кораблей (по $1$ контейнеру + $1$ двухтонный)
  2. Остается $66$ двухтонных контейнеров. На каждый корабль можно загрузить максимум $5$ таких контейнеров ($10$ $т$). Потребуется $14$ кораблей ($13$ по $5$ контейнеров и $1$ с $1$ контейнером).
  3. Общее количество кораблей: $11 + 14 = 25$.

Ответ: $25$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25$.

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #194394
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В классе учится от $11$ до $26$ человек, причем доля девочек не превышает $21\%$.

а) Может ли в классе быть $5$ девочек?

б) Может ли доля девочек стать $30\%$ после прихода новой девочки?

в) После прихода новой девочки доля девочек стала целым числом процентов. Какое наибольшее значение может принять эта доля?

а) Да. Например:

  • Всего учащихся: $25$
  • Девочек: $5$ ($20\% \leq 21\%$)

Ответ: да.

б) Нет. Пусть было $m$ учащихся ($11 < m \leq 26$) и $n$ девочек ($n \leq 0,21m$). После прихода новой девочки: $$\frac{n+1}{m+1} = 0,3 \Rightarrow n = 0,3m-0,7$$ Но $0,3m-0,7 \leq 0,21m \Rightarrow m \leq 7,\overline{7}$, что противоречит условию $m > 10$.

Ответ: нет.

в) Максимальная доля достигается при:

  • Исходное количество: $11$ учащихся, $2$ девочки ($18\% \leq 21\%$)
  • После прихода: $\dfrac{3}{12} = 25\%$

Для других значений $m$ и $n$ доля не превышает $25\%$.

Ответ: $25\%$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25\%$.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #194395
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

У Пети есть монеты номиналом $1$, $2$, $5$ и $10$ рублей (по $100$ штук каждого вида). Нужно выбрать набор монет для покупки пирожного стоимостью до $100$ рублей без сдачи.

а) Можно ли выбрать $16$ монет для любой суммы до $100$ рублей?

б) Можно ли выбрать $5$ монет для любой суммы до $25$ рублей?

в) Какое минимальное количество монет нужно для любой суммы до $100$ рублей?

а) Да. Пример набора:

  • $1\times1$ руб.
  • $2\times2$ руб.
  • $1\times5$ руб.
  • $12\times10$ руб.
    Общее количество: $16$ монет.
    Этот набор позволяет набрать любую сумму от $1$ до $100$ рублей.

Ответ: да.

б) Нет. Для сумм $1-4$ руб. нужно минимум $3$ монеты ($1+2+2$ или $1+1+2$). Оставшиеся $2$ монеты:

  • Если добавить $5+10$: максимальная сумма $20$ руб. (не хватит на $21$ руб.)
  • Если добавить $10+10$: нельзя набрать $19$ руб.

Ответ: нет.

в) Минимальный набор:

  • $9\times10$ руб.
  • $1\times5$ руб.
  • $2\times2$ руб.
  • $1\times1$ руб.
    Итого $13$ монет. Позволяет набрать:
  • Суммы $1-9$ руб.: комбинации из $1$, $2$, $2$, $5$
  • Суммы $10-100$ руб.: комбинации $10\times a$ + (сумма $1-9$ руб.)

Ответ: $13$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $13$.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #194396
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Егор делит линейку на части, отрезая за один ход равные целые части от нескольких линеек.

а) Можно ли за $4$ хода разделить линейку $16$ $см$ на части по $1$ $см?$

б) Можно ли за $5$ ходов разделить линейку $100$ $см$ на части по $1$ $см?$

в) Какое минимальное количество ходов нужно для разделения линейки $300$ $см$ на части по $1$ $см?$

а) Да, последовательность действий:

  1. Отрезать $8$ $см$ → $2\times8$ $см$
  2. Отрезать $4$ $см$ → $4\times4$ $см$
  3. Отрезать $2$ $см$ → $8\times2$ $см$
  4. Отрезать $1$ $см$ → $16\times1$ $см$

Ответ: да.

б) Нет. За $5$ ходов можно получить максимум $2^5=32$ части, а нужно $100$.

Ответ: нет.

в) Минимальное количество ходов — $9$. Алгоритм:

  1. $300$ → $2\times150$
  2. $150$ → $4\times75$
  3. $75$ → $4\times37$ + $4\times38$
  4. $37/38$ → $8\times18$ + $4\times19$
  5. $18/19$ → $12\times9$ + $12\times10$
  6. $9/10$ → $24\times4$ + $20\times5$
  7. $4/5$ → $44\times2$ + $20\times3$
  8. $2/3$ → $64\times1$ + $44\times2$
  9. Оставшиеся $2$ $см$ → $300\times1$ $см$

Ответ: $9$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $9$.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #194397
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

У ювелира есть $47$ камней массой от $100$ $г$ каждый. Камни распределены в три кучи с количествами $n_1 < n_2 < n_3$ и массами $S_1$, $S_2$, $S_3$ соответственно.

а) Возможно ли выполнение условия $S_1 > S_2 > S_3$?

б) Возможно ли такое при ограничении массы камней $\leq 105$ $г?$

в) Найдите минимальное целое $k$ (ограничение массы камней), при котором возможно $S_1 > S_2 > S_3$.

а) Да. Пример:

  • $1$ камень $10000$ $г$ ($n_1=1$, $S_1=10000$)
  • $2$ камня по $3000$ $г$ ($n_2=2$, $S_2=6000$)
  • $44$ камня по $100$ $г$ ($n_3=44$, $S_3=4400$)

Ответ: да.

б) Нет. При $n_1 \leq 15$ и $n_3 \geq 16$:
$$S_1 \leq 15 \times 105 = 1575 < 1600 \leq 16 \times 100 \leq S_3$$

Ответ: нет.

в) Минимальное $k=122$. Обоснование:

  1. Из $n_1 \leq 14$ и $n_3 \geq 17$ следует:
    $$S_1 \geq S_3 + 2 \geq 1702$$
    $$14k \geq 1702 \Rightarrow k \geq 122$$
  2. Пример для $k=122$:
  • $14$ камней по $122$ $г$ ($S_1=1708$)
  • $16$ камней: $8\times106$ $г$ + $8\times107$ г ($S_2=1704$)
  • $17$ камней по $100$ $г$ ($S_3=1700$)

Ответ: $122$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $122$.

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #194398
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Имеются три коробки с камнями: $97$, $104$ и $0$. За ход берут по $1$ камню из двух коробок и кладут в третью.

а) Может ли получиться распределение $(97, 89, 15)?$

б) Может ли в третьей коробке оказаться $201$ камень?

в) При условии, что в первой коробке $1$ камень, каково максимальное количество камней в третьей коробке?

а) Да. Пример последовательности ходов:

  1. $(97,104,0) \rightarrow (96,103,2)$
  2. $(96,103,2) \rightarrow (95,102,4)$
  3. Повторить аналогично, пока не получим $(97,89,15)$

Ответ: да.

б) Нет. Общее количество камней $201$ сохраняется. Если в третьей коробке $201$, то остальные должны быть пусты, но:

  • Разность $104-97=7$ не кратна $3$
  • Каждый ход изменяет разность на $0$ или $\pm3$
  • Невозможно получить разность $0$

Ответ: нет.

в) Максимальное количество — $198$. Алгоритм:

  1. Сначала уравнять первые две коробки:
    $$(97,104,0) \rightarrow (100,101,0)$$
  2. Затем $99$ ходов перекладывать в третью коробку:
    $$(100,101,0) \rightarrow (1,2,198)$$

Ответ: $198$.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $198$.

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #194399
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Дети стоят по кругу, среди них не менее $2$ мальчиков и $2$ девочек. У мальчиков одинаковое количество конфет, у девочек — разное. После передачи каждым ребёнком $\dfrac{1}{4}$ своих конфет соседу справа, у девочек стало одинаковое количество конфет, а у мальчиков — разное. Все передаваемые количества конфет — натуральные числа.

а) Может ли количество мальчиков и девочек быть равным?

б) Может ли мальчиков быть больше, чем девочек?

в) Если девочек вдвое больше, чем мальчиков, может ли общее количество конфет быть $328?$

а) Да. Пример:

  • Исходно: $16$ (м), $16$ (м), $4$ (д), $8$ (д)
  • После передачи: $14$, $16$, $7$, $7$
  • Условия выполняются: у мальчиков разное ($14$ и $16$), у девочек одинаковое ($7$)

Ответ: да.

б) Нет:

  1. Если два мальчика передают конфеты девочкам → у девочек разное количество (противоречит условию)
  2. Если два мальчика передают конфеты мальчикам → у мальчиков одинаковое количество (противоречит условию)
  3. Максимальное количество мальчиков — $2$ (стоящие рядом)

Ответ: нет.

в) Да. Пример:

  • Исходно: $112$ (м), $112$ (м), $4$ (д), $40$ (д), $28$ (д), $32$ (д)
  • После передачи: $92$, $112$, $31$, $31$, $31$, $31$
  • Общее количество: $92+112+4×31=328$

Ответ: да.

Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) да.

Показать
Очки опыта 20
0 заданий сегодня