Умножение натуральных чисел
На этом уроке поговорим об умножении и его свойствах.
Что такое умножение
Рассмотрим задачу: мама принесла домой $4$ коробки конфет, в каждой из которых оказалось по $10$ штук. Сколько всего было конфет?
Решение:
$10 + 10 + 10 + 10 = 40$
Ответ: $40$ конфет.
В этом примере все четыре слагаемых в сумме были одинаковые, поэтому ее можно записать короче:
Числа $10$ и $4$ здесь называются множителями, а результат умножения $40$ называется произведением.
Чтобы умножить натуральное число $а$ на натуральное число $b,$ нужно найти сумму $b$ слагаемых, каждое из которые равно $а.$
Интерактив
Изменяйте количество яблок в ряду, а также рядов яблок, чтобы увидеть, как работает умножение.
Переместительное свойство
Первое свойство умножения называется переместительным. Оно очень похоже на переместительное свойство сложения. Звучит оно так:
От перестановки множителей местами произведение не меняется:
$\textcolor{coral}{a} \cdot \textcolor{blue}{b} = \textcolor{blue}{b} \cdot \textcolor{coral}{a}$
Это свойство легко проверить при подсчете двумя способами числа квадратиков на рисунке. Все квадраты можно расположить в $3$ ряда по $4$ квадрата — всего:
$3 \cdot 4 = 12$ квадратов
Но можно расположить все квадраты в $4$ столбца по $3$ квадрата – всего:
$4 \cdot 3 = 12$ квадратов
Так как число квадратов в обоих случаях одно и то же, то$$3 \cdot 4 = 4 \cdot 3$$
Сочетательное свойство
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего:$$\textcolor{coral}{а} \cdot (\textcolor{blue}{b} \cdot \textcolor{green}{c}) = (\textcolor{coral}{а} \cdot \textcolor{blue}{b}) \cdot \textcolor{green}{c}$$
Решим пример:$$8 \cdot (3 \cdot 6) = 8 \cdot 18 = 144$$
Теперь применим сочетательное свойство умножения:$$8 \cdot (3 \cdot 6) = (8 \cdot 3) \cdot 6 = 24 \cdot 6 = 144$$
Другие свойства умножения
Мы разобрали два основных закона умножения, но есть и другие свойства, которые важно помнить.
Умножение на единицу
При умножении числа на $1$ получится само число:$$\textcolor{coral}{a}\cdot1=\textcolor{coral}{a}$$
Применим данное свойство к задаче про коробки конфет. Если мы возьмем $1$ коробку с $10$ конфетами, то всего у нас будет $10$ конфет:$$1\cdot10=10$$
Умножение на ноль
При умножении числа на ноль получится ноль:$$\textcolor{coral}{a}\cdot0=0$$
Применим и это свойство к задаче про коробки конфет. Если мы возьмем $0$ коробок с $10$ конфетами, то всего у нас будет $0$ конфет:$$0\cdot10=0$$
Постановка знака умножения
Между числовым и буквенным множителями знак умножения обычно не пишется:$$4 \cdot y= 4y$$
Произведение нескольких буквенных множителей, как правило, тоже записывается без знака умножения между ними:$$x \cdot y \cdot z = xyz$$
Перед и между скобками знак умножения также не пишется:$$а(m + n)\space\textcolor{orange}{и}\space(x + y)(b + c)$$
Если в произведении нет скобок, то умножение выполняется слева направо:$$(ab)c = abc$$
Как правильно прочитать произведение
Чтобы правильно прочитать произведение двух чисел, эти числа называют в родительном падеже, а произведение — в дательном.
Например, $4 \cdot 3 = 12$ читается так: произведение четырех и трех равно двенадцати.
Разложение на множители
Существует такое понятие, как «разложение на множители» — это представление числа в виде произведения.
Например, если требуется разложить число $36$ на два множителя, то нужно представить его как произведение двух множителей, и сделать это можно несколькими способами:
$$2 \cdot 18=36\space\textcolor{orange}{или}\space3 \cdot 12=36\space\textcolor{orange}{или}\space4 \cdot 9=36\space\textcolor{orange}{или}\space6 \cdot 6=36$$
Часто задаваемые вопросы
Да, ведь любое число можно представить в виде произведения его на единицу.
Есть, эта операция называется деление.
Да, но только в том случае, если все слагаемые одинаковые.
Согласно правилам русского языка, обе записи верные.
Хотите оставить комментарий?
Войти