Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация
СОЗДАТЬ
Создать флеш-карточки
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
НАЗНАЧИТЬ

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Содержание

С обыкновенными дробями, как и с натуральными числами, можно выполнять разные арифметические действия (сложение, вычитание, деление, умножение). На этом уроке мы разберём, как происходит сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Мама готовила бутерброды. Она разрезала батон на $11$ частей (рисунок 1, а). Каждый кусочек – $\frac{1}{11}$ батона. Для бутербродов она взяла $9$ кусочков. На $4$ кусочка она положила колбасу, а на $5$ – сыр (рисунок 1, б).

Получилось $9$ бутербродов, сделанных из $\frac{9}{11}$ батона.

Рисунок 1

$$\frac{4}{11}+\frac{5}{11}=\frac{4+5}{11}=\frac{9}{11}$$

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Можете ли вы объяснить, почему так?

Показать вариант объяснения

Скрыть

Мы помним, что знаменатель означает, на сколько долей разделили целое, а числитель – сколько долей взяли. Получается, мы складываем количество взятых кусочков, но при этом количество частей, на которое разделили целое, не меняется.

Запишем это правило с помощью букв:

$$\frac{a}{c}+\frac{b}{c}=\frac{a+b}{c}$$

Практика

Закрепите новый навык на нашем тренажере сложения дробей.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Мама разрезала батон на $11$ частей, из $9$ частей сделала бутерброды и положила их на тарелку, а потом пришли дети и съели $5$ из них. Сколько долей батона осталось на тарелке?

Показать ответ

Скрыть

Рисунок 2

$$\frac{9}{11}-\frac{5}{11}=\frac{9-5}{11}=\frac{4}{11}$$

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Запишем это правило с помощью букв:

$$\frac{a}{c}-\frac{b}{c}=\frac{a-b}{c}$$

Вычитание дробей из целых чисел

Дома закончилась колбаса, и мама пошла в гастроном. Там она выбрала понравившийся сорт и попросила продавщицу: «Взвесьте полпалочки вот этой колбасы».

Получается, продавщице нужно отдать покупательнице $\frac{1}{2}$ колбасы, а у неё есть только целая. Конечно, это не вызывает у неё никаких затруднений. Она берёт нож и разрезает палку колбасы пополам. Получается $\frac{2}{2}$ колбасы. Затем она кладёт на весы $\frac{1}{2}$, а оставшуюся половину убирает в холодильник. Если записать это цифрами, получится так:

$$\frac{2}{2}-\frac{1}{2}=\frac{1}{2}$$

То есть мы представляем единицу в виде дроби, где числитель и знаменатель совпадают (и равны знаменателю той дроби, которую нам нужно вычесть).

Рисунок 3. Превращение единицы в дробь

Затем, как обычно, вычитаем числитель вычитаемого из числителя уменьшаемого.

Попробуете записать это буквами?

Должно получиться примерно так

Свернуть

$$\frac{c}{c}-\frac{b}{c}=\frac{c-b}{c}$$

А что делать, если нам нужно вычесть дробное число не из единицы, а из какого-то другого числа?

Например, у нас есть два пирога. Папа (которому досталось мало бутербродов) съел $\frac{3}{4}$ одного из них. Можете сказать, как нам узнать, сколько пирогов осталось?

Рисунок 4

Показать подсказку

Свернуть

Мы будем вычитать $\frac{3}{4}$, поэтому нам нужна дробь со знаменателем 4. Один пирог – это $\frac{4}{4}$, а два пирога – в два раза больше долей. Поэтому складываем $\frac{4}{4}$ и $\frac{4}{4}$. Получаем $\frac{8}{4}$

Рисунок 5

Внимание! Складываются только числители, знаменатель остаётся прежним.

Показать решение

Свернуть

$$\frac{8}{4}-\frac{3}{4}=\frac{5}{4}$$

Как видите, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями выполняется достаточно просто. А как складывать дроби и целые числа? Об этом мы расскажем в уроке «Смешанные числа«. Также позднее мы разберём сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Практика

Доведите новый навык до совершенства на нашем тренажере вычитания дробей.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ