19. Числа и их свойства: Сюжетные задачи
В порту имеются контейнеры массой $20$ $т$ или $40$ $т.$ $40\%$ контейнеров содержат сахарный песок.
а) Может ли масса контейнеров с сахаром составлять $50\%$ от общей массы?
б) Может ли масса контейнеров с сахаром составлять $60\%$ от общей массы?
в) Какова минимальная доля (в $\%$) массы контейнеров с сахаром от общей массы?
Пусть общее число контейнеров $5x$ (кратно $5$), тогда контейнеров с сахаром $2x.$
а) Пример:
- $4$ контейнера по $20$ $т$ ($80$ $т$)
- $1$ контейнер по $40$ $т$ ($40$ $т$)
- Контейнеры с сахаром: $1\times20$ $т$ и $1\times40$ $т$ ($60$ $т$)
Общая масса: $120$ $т,$ доля сахара: $50\%.$
Ответ: да.
б) Максимальная доля достигается, когда:
- Все $2x$ контейнеров с сахаром по $40$ $т$ ($80x$ $т$)
- Остальные $3x$ контейнеров по $20$ $т$ ($60x$ $т$)
Доля сахара: $\dfrac{80x}{140x}=\dfrac{4}{7}\approx57,14\%<60\%$.
Ответ: нет.
в) Минимальная доля достигается, когда:
- Все $2x$ контейнеров с сахаром по $20$ $т$ ($40x$ $т$)
- Остальные $3x$ контейнеров по $40$ $т$ ($120x$ $т$)
Доля сахара: $\dfrac{40x}{160x}=25\%$.
Ответ: $25\%$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25\%$.
Задание.
На столе лежат $4$ камня по $5$ $кг$ и $13$ камней по $14$ $кг.$ Их разделили на две кучки.
а) Может ли разность масс кучек быть равна $6$ $кг?$
б) Могут ли массы кучек быть равны?
в) Какая наименьшая положительная разность масс возможна?
Общая масса всех камней:
$$4\cdot5 + 13\cdot14 = 20 + 182 = 202\text{ кг}$$
а) Да, возможно. Например:
- Первая кучка: $7$ камней по $14$ $кг$ ($98$ $кг$)
- Вторая кучка: остальные камни ($104$ $кг$)
Разность: $104-98=6$ $кг.$
Ответ: да.
б) Для равных масс каждая кучка должна весить $101$ $кг.$ Однако:
- $101$ не делится на $14$
- $101-5=96$ не делится на $14$
- $101-10=91$ делится на $14$ ($91=6.5\cdot14$), но требуется целое число камней
Ответ: нет.
в) Наименьшая разность достигается при:
- Первая кучка: $7$ камней по $14$ кг ($98$ $кг$) + $1$ камень $5$ $кг$ ($103$ $кг$)
- Вторая кучка: $99$ $кг$
Разность: $103-99=4$ $кг.$
Ответ: $4$ $кг.$
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $4$ $кг.$
На овощебазу завезли капусту весом $1$, $2$ или $3$ $кг.$ Необходимо разделить набор кочанов суммарной массой $N$ $кг$ поровну между Иваном и Фёдором без разрезания кочанов.
а) Существует ли набор при $N=20$, который нельзя разделить?
б) Существует ли набор при $N=24$, который нельзя разделить?
в) Найдите все значения $N$, при которых любой набор можно разделить.
а) Пример неделимого набора:
$$3+3+3+3+3+3+2=20$$
При любом разделении одна группа будет содержать минимум $4$ кочана с массой $\geq11$ $кг,$ что больше половины ($10$ $кг$).
Ответ: да.
б) Для $N=24$ всегда можно выделить группы по $6$ $кг$:
- $2\times3$ $кг$
- $3\times2$ $кг$
- $6\times1$ $кг$
Остаток не превышает $12$ $кг,$ поэтому разделение возможно.
Ответ: нет.
в) Любой набор можно разделить, если $N$ кратно $12$. Обоснование:
- Для $N=12k$ всегда можно сформировать $k$ групп по $12$ $кг$ (например, $4\times3$ $кг$).
- Для других $N$ существуют контрпримеры:
- Нечетные $N$: невозможно разделить пополам
- $N=4k+2$: набор из $(2k+1)\times2$ $кг$ не делится
- $N=3k+1$: набор из $(k-1)\times3+2+2$ $кг$ не делится
Ответ: $N=12k$, где $k\in\mathbb{N}$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $N$, кратные $12$.
Имеются контейнеры массой $7$ $т$ и $2$ $т,$ а также корабли грузоподъемностью $10$ $т.$
а) Можно ли перевезти $11$ семитонных и $22$ двухтонных контейнера на $14$ кораблях?
б) Можно ли перевезти $11$ семитонных и $17$ двухтонных контейнеров на $12$ кораблях?
в) Какое минимальное количество кораблей потребуется для перевозки $11$ семитонных и $77$ двухтонных контейнеров?
а) Да, возможна следующая загрузка:
- $11$ кораблей: $1\times7$ $т$ + $1\times2$ $т$ ($9$ $т$ )
- $2$ корабля: $4\times2$ $т$ ($8$ $т$)
- $1$ корабль: $3\times2$ $т$ ($6$ $т$)
Общее количество кораблей: $14$.
Ответ: да.
б) Нет. Для перевозки $11$ семитонных контейнеров потребуется минимум $11$ кораблей (по $1$ контейнеру на корабль). На эти корабли можно дополнительно загрузить только $11$ двухтонных контейнеров (по $1$ на корабль). Останется $6$ двухтонных контейнеров, для которых потребуется еще $2$ корабля. Итого необходимо минимум $13$ кораблей.
Ответ: нет.
в) Минимальное количество кораблей:
- Для $11$ семитонных контейнеров: $11$ кораблей (по $1$ контейнеру + $1$ двухтонный)
- Остается $66$ двухтонных контейнеров. На каждый корабль можно загрузить максимум $5$ таких контейнеров ($10$ $т$). Потребуется $14$ кораблей ($13$ по $5$ контейнеров и $1$ с $1$ контейнером).
- Общее количество кораблей: $11 + 14 = 25$.
Ответ: $25$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25$.
В классе учится от $11$ до $26$ человек, причем доля девочек не превышает $21\%$.
а) Может ли в классе быть $5$ девочек?
б) Может ли доля девочек стать $30\%$ после прихода новой девочки?
в) После прихода новой девочки доля девочек стала целым числом процентов. Какое наибольшее значение может принять эта доля?
а) Да. Например:
- Всего учащихся: $25$
- Девочек: $5$ ($20\% \leq 21\%$)
Ответ: да.
б) Нет. Пусть было $m$ учащихся ($11 < m \leq 26$) и $n$ девочек ($n \leq 0,21m$). После прихода новой девочки: $$\frac{n+1}{m+1} = 0,3 \Rightarrow n = 0,3m-0,7$$ Но $0,3m-0,7 \leq 0,21m \Rightarrow m \leq 7,\overline{7}$, что противоречит условию $m > 10$.
Ответ: нет.
в) Максимальная доля достигается при:
- Исходное количество: $11$ учащихся, $2$ девочки ($18\% \leq 21\%$)
- После прихода: $\dfrac{3}{12} = 25\%$
Для других значений $m$ и $n$ доля не превышает $25\%$.
Ответ: $25\%$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $25\%$.
У Пети есть монеты номиналом $1$, $2$, $5$ и $10$ рублей (по $100$ штук каждого вида). Нужно выбрать набор монет для покупки пирожного стоимостью до $100$ рублей без сдачи.
а) Можно ли выбрать $16$ монет для любой суммы до $100$ рублей?
б) Можно ли выбрать $5$ монет для любой суммы до $25$ рублей?
в) Какое минимальное количество монет нужно для любой суммы до $100$ рублей?
а) Да. Пример набора:
- $1\times1$ руб.
- $2\times2$ руб.
- $1\times5$ руб.
- $12\times10$ руб.
Общее количество: $16$ монет.
Этот набор позволяет набрать любую сумму от $1$ до $100$ рублей.
Ответ: да.
б) Нет. Для сумм $1-4$ руб. нужно минимум $3$ монеты ($1+2+2$ или $1+1+2$). Оставшиеся $2$ монеты:
- Если добавить $5+10$: максимальная сумма $20$ руб. (не хватит на $21$ руб.)
- Если добавить $10+10$: нельзя набрать $19$ руб.
Ответ: нет.
в) Минимальный набор:
- $9\times10$ руб.
- $1\times5$ руб.
- $2\times2$ руб.
- $1\times1$ руб.
Итого $13$ монет. Позволяет набрать: - Суммы $1-9$ руб.: комбинации из $1$, $2$, $2$, $5$
- Суммы $10-100$ руб.: комбинации $10\times a$ + (сумма $1-9$ руб.)
Ответ: $13$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $13$.
Егор делит линейку на части, отрезая за один ход равные целые части от нескольких линеек.
а) Можно ли за $4$ хода разделить линейку $16$ $см$ на части по $1$ $см?$
б) Можно ли за $5$ ходов разделить линейку $100$ $см$ на части по $1$ $см?$
в) Какое минимальное количество ходов нужно для разделения линейки $300$ $см$ на части по $1$ $см?$
а) Да, последовательность действий:
- Отрезать $8$ $см$ → $2\times8$ $см$
- Отрезать $4$ $см$ → $4\times4$ $см$
- Отрезать $2$ $см$ → $8\times2$ $см$
- Отрезать $1$ $см$ → $16\times1$ $см$
Ответ: да.
б) Нет. За $5$ ходов можно получить максимум $2^5=32$ части, а нужно $100$.
Ответ: нет.
в) Минимальное количество ходов — $9$. Алгоритм:
- $300$ → $2\times150$
- $150$ → $4\times75$
- $75$ → $4\times37$ + $4\times38$
- $37/38$ → $8\times18$ + $4\times19$
- $18/19$ → $12\times9$ + $12\times10$
- $9/10$ → $24\times4$ + $20\times5$
- $4/5$ → $44\times2$ + $20\times3$
- $2/3$ → $64\times1$ + $44\times2$
- Оставшиеся $2$ $см$ → $300\times1$ $см$
Ответ: $9$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $9$.
У ювелира есть $47$ камней массой от $100$ $г$ каждый. Камни распределены в три кучи с количествами $n_1 < n_2 < n_3$ и массами $S_1$, $S_2$, $S_3$ соответственно.
а) Возможно ли выполнение условия $S_1 > S_2 > S_3$?
б) Возможно ли такое при ограничении массы камней $\leq 105$ $г?$
в) Найдите минимальное целое $k$ (ограничение массы камней), при котором возможно $S_1 > S_2 > S_3$.
а) Да. Пример:
- $1$ камень $10000$ $г$ ($n_1=1$, $S_1=10000$)
- $2$ камня по $3000$ $г$ ($n_2=2$, $S_2=6000$)
- $44$ камня по $100$ $г$ ($n_3=44$, $S_3=4400$)
Ответ: да.
б) Нет. При $n_1 \leq 15$ и $n_3 \geq 16$:
$$S_1 \leq 15 \times 105 = 1575 < 1600 \leq 16 \times 100 \leq S_3$$
Ответ: нет.
в) Минимальное $k=122$. Обоснование:
- Из $n_1 \leq 14$ и $n_3 \geq 17$ следует:
$$S_1 \geq S_3 + 2 \geq 1702$$
$$14k \geq 1702 \Rightarrow k \geq 122$$ - Пример для $k=122$:
- $14$ камней по $122$ $г$ ($S_1=1708$)
- $16$ камней: $8\times106$ $г$ + $8\times107$ г ($S_2=1704$)
- $17$ камней по $100$ $г$ ($S_3=1700$)
Ответ: $122$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $122$.
Имеются три коробки с камнями: $97$, $104$ и $0$. За ход берут по $1$ камню из двух коробок и кладут в третью.
а) Может ли получиться распределение $(97, 89, 15)?$
б) Может ли в третьей коробке оказаться $201$ камень?
в) При условии, что в первой коробке $1$ камень, каково максимальное количество камней в третьей коробке?
а) Да. Пример последовательности ходов:
- $(97,104,0) \rightarrow (96,103,2)$
- $(96,103,2) \rightarrow (95,102,4)$
- Повторить аналогично, пока не получим $(97,89,15)$
Ответ: да.
б) Нет. Общее количество камней $201$ сохраняется. Если в третьей коробке $201$, то остальные должны быть пусты, но:
- Разность $104-97=7$ не кратна $3$
- Каждый ход изменяет разность на $0$ или $\pm3$
- Невозможно получить разность $0$
Ответ: нет.
в) Максимальное количество — $198$. Алгоритм:
- Сначала уравнять первые две коробки:
$$(97,104,0) \rightarrow (100,101,0)$$ - Затем $99$ ходов перекладывать в третью коробку:
$$(100,101,0) \rightarrow (1,2,198)$$
Ответ: $198$.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) $198$.
Дети стоят по кругу, среди них не менее $2$ мальчиков и $2$ девочек. У мальчиков одинаковое количество конфет, у девочек — разное. После передачи каждым ребёнком $\dfrac{1}{4}$ своих конфет соседу справа, у девочек стало одинаковое количество конфет, а у мальчиков — разное. Все передаваемые количества конфет — натуральные числа.
а) Может ли количество мальчиков и девочек быть равным?
б) Может ли мальчиков быть больше, чем девочек?
в) Если девочек вдвое больше, чем мальчиков, может ли общее количество конфет быть $328?$
а) Да. Пример:
- Исходно: $16$ (м), $16$ (м), $4$ (д), $8$ (д)
- После передачи: $14$, $16$, $7$, $7$
- Условия выполняются: у мальчиков разное ($14$ и $16$), у девочек одинаковое ($7$)
Ответ: да.
б) Нет:
- Если два мальчика передают конфеты девочкам → у девочек разное количество (противоречит условию)
- Если два мальчика передают конфеты мальчикам → у мальчиков одинаковое количество (противоречит условию)
- Максимальное количество мальчиков — $2$ (стоящие рядом)
Ответ: нет.
в) Да. Пример:
- Исходно: $112$ (м), $112$ (м), $4$ (д), $40$ (д), $28$ (д), $32$ (д)
- После передачи: $92$, $112$, $31$, $31$, $31$, $31$
- Общее количество: $92+112+4×31=328$
Ответ: да.
Итоговые ответы:
а) да;
б) нет;
в) да.