ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Разложение квадратного трехчлена на множители

Содержание

Разложение квадратного трехчлена на множители это стандартная и важная операция в алгебре. Она позволяет упростить выражение, решить уравнение или неравенство, сократить дробь или преобразовать выражение.

В этом уроке мы подробно рассмотрим разложение через корни — как основной способ, а также познакомимся с другими методами, которые встречаются в более сложных выражениях.

Что означает разложение на множители?

Разложить квадратный трехчлен на множители — это записать его в виде произведения.

Иными словами, квадратный трехчлен — это сумма:

$$x^2 + 5x + 6,$$

а нам нужно получить из нее произведение:

$$(x + 2)(x +3).$$

Если раскрыть скобки, выражение возвращается в исходное:

$$(x + 2)(x + 3) = x^2 + 2x +3x + 6 = x^2 + 5x + 6.$$

Основные способы разложения:

  • с помощью корней квадратного уравнения (если они существуют),
  • по формуле сокращённого умножения (например, полный квадрат),
  • методом замены переменной (если степень переменной выше второй),
  • АС-метод с использованием подбора множителей.

Разложение на множители с помощью корней уравнения

Разложить на множители квадратный трехчлен с помощью корней — это значит привести его к виду:

$$ax^2 + bx + c = a(x -x_1)(x -x_2)$$

При этом $x_1$ и $x_2$ — корни уравнения $ax^2 + bx + c = 0.$

Это базовый и самый распространенный способ разложения на множители. Он основан на том, что любой квадратный трёхчлен можно представить в виде произведения скобок, если известны его корни. Докажем это.

Показать доказательство

Скрыть

Дано:

$ax^2 + bx + c$, где $a \ne 0.$

Найдём корни уравнения $ax^2 + bx + c = 0$ по формуле:

$x_1 = \frac{-b -\sqrt{D}}{2a}, \quad x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a}.$

Рассмотрим выражение:

$a(x -x_1)(x -x_2).$

Раскроем скобки и сгруппируем:

$$a(x -x_1)(x -x_2) = a(x^2 -x \cdot x_2 -x_1 \cdot x + x_1 \cdot x_2) =$$

$$= a(x^2 -(x_1 + x_2)x + x_1 x_2).$$

Из теоремы Виета известно:

$x_1 + x_2 = -\frac{b}{a}, \quad x_1 \cdot x_2 = \frac{c}{a}.$

Подставим:

$a(x^2 -\left(-\frac{b}{a}\right)x + \frac{c}{a}) = a(x^2 + \frac{b}{a}x + \frac{c}{a}).$

Теперь умножим на $a$ каждое слагаемое:

$a x^2 + b x + c.$

Таким образом, доказано, что если известны корни квадратного уравнения, то квадратный трёхчлен можно представить в виде:

$$ax^2 + bx + c = a(x -x_1)(x -x_2).$$

Теорема доказана.

Пример 1

Разложите на множители трехчлен при $a = 1$:

$$x^2 -5x + 6.$$

Показать решение

Скрыть

Шаги разложения на множители квадратного трехчлена:

  1. Приравняем данный трехчлен к нулю:

    $$x^2 -5x + 6 = 0.$$

  2. Вычислим дискриминант:

    $$D = (-5)^2 -4 \cdot 1 \cdot 6 = 25 -24 = 1.$$

  3. Найдем корни уравнения:

    $$x_1 = \frac{5 -1}{2} = 2,\quad x_2 = \frac{5 + 1}{2} = 3.$$

  4. Разложим трехчлен на множители:

    Воспользуемся формулой:
    $$ax^2 + bx + c = a(x -x_1)(x -x_2)$$
    и подставим в нее найденные корни:
    $$x^2 -5x + 6 = (x -2)(x -3).$$

Поскольку в нашем примере $a = 1,$ при разложении на множители перед скобками никакое число не ставится.

Пример 2

Разложите квадратный трехчлен на множители при $a \ne\ 1$:

$$2x^2 + 3x -3.$$

Показать решение

Скрыть

Следуя вышеописанной инструкции, разложим данный квадратный трехчлен на множители:

Приравняем к нулю:

$$2x^2 + x -3 = 0.$$

Вычислим дискриминант:

$$D = 1^2 -4 \cdot 2 \cdot (-3) = 1 + 24 = 25.$$

Найдем корни:

$$x_1 = \frac{-1 -\sqrt{25}}{2 \cdot 2} = \frac{-1 -5}{4} = -\frac{6}{4} = -\frac{3}{2},$$

$$x_2 = \frac{-1 + \sqrt{25}}{2 \cdot 2} = \frac{-1 + 5}{4} = \frac{4}{4} = 1.$$

Разложим на множители, используя формулу:

$$a(x -x_1)(x -x_2).$$

В нашем случае коэффициент $a = 2$, поэтому:

$$2x^2 + x -3 = 2(x + \frac{3}{2})(x -1).$$

Обратите внимание, при разложении в скобках знак «$-$» изменился на «$+$». Так происходит, когда при решении получаются отрицательные корни.

Иногда требуется внести коэффициент $a$ в одну из скобок для дальнейших преобразований или просто для того, чтобы получилась более «красивая» запись:

$$2(x + \frac{3}{2})(x -1) = (2x + 3)(x -1).$$

Пример 3

Сократите дробь:

$$\frac{3x^2 -4x -4}{x^2 + x -6}.$$

Показать решение

Скрыть

Чтобы сократить данную дробь, нужно каждый трехчлен, стоящий в числителе и знаменателе, разложить на множители. Для этого выпишем отдельно числитель, приравняем его к нулю, вычислим корни и разложим на множители:

$$3x^2 -4x -4 = 0,$$

$$D = (-4)^2 -4 \cdot 3 \cdot (-4) = 16 + 48 = 64,$$

$x_1 = \dfrac{-(-4) + \sqrt{64}}{2 \cdot 3} = \dfrac{4 + 8}{6} = \dfrac{12}{6} = 2$,

$x_2 = \dfrac{-(-4) -\sqrt{64}}{2 \cdot 3} = \dfrac{4 -8}{6} = -\dfrac{4}{6} = -\dfrac{2}{3}$,

$$3x^2 -4x -4 = 3(x -2)(x + \dfrac{2}{3}).$$

Поступим также с трехчленом знаменателя:

$$x^2 + x -6 = 0,$$

$$D = 1^2 -4 \cdot 1 \cdot (-6) = 1 + 24 = 25,$$

$x_1 = \dfrac{-1 + \sqrt{25}}{2 \cdot 1} = \dfrac{-1 + 5}{2} = \dfrac{4}{2} = 2$,

$x_2 = \dfrac{-1 -\sqrt{25}}{2 \cdot 1} = \dfrac{-1 -5}{2} = -\dfrac{6}{2} = -3$,

$$x^2 + x -6 = (x -2)(x + 3).$$

Подставим разложение в исходную дробь:

$$\frac{3x^2 -4x -4}{x^2 + x -6} = \frac{3 \cdot \left(x + \frac{2}{3}\right) \cdot (x -2)}{(x + 3) \cdot (x -2)}.$$

Как видно, в числителе и знаменателе есть одинаковый множитель — $(x -2)$, поэтому, мы можем его сократить. Получим выражение:

$$\frac{3 \cdot \left(x + \frac{2}{3}\right)}{x + 3}.$$

Умножив на $3$ каждое слагаемое, стоящее в скобках, получим:

$$\frac{3x + 2}{x + 3}.$$

Из представленного примера видно, как из громоздкой дроби получилась более простая. Данный прием довольно часто используется на практике для решения дробно-рациональных уравнений, построения графиков и других более сложных задач.

Мы рассмотрели метод разложения на множители квадратного трехчлена при помощи корней, теперь увидим как разложение на множители работает на практике.

Разложение на множители с помощью формулы сокращенного умножения

Иногда квадратный трёхчлен можно разложить на множители с помощью формул сокращённого умножения. Это возможно, если выражение является полным квадратом суммы или разности. Такая ситуация возникает тогда, когда дискриминант уравнения равен нулю, то есть у него один корень.

Пример

Разложите на множители квадратный трехчлен:

$$x^2 + 6x + 9.$$

Показать решение

Скрыть

Приравняем трехчлен к нулю:

$$x^2 + 6x + 9 = 0.$$

Вычислим дискриминант:

$$D = 6^2 -4 \cdot 1 \cdot 9 = 36 -36 = 0.$$

Дискриминант равен нулю, значит, уравнение имеет два одинаковых корня:

$$x_1 = x_2 = -\frac{b}{2a},$$

$$x_1 = x_2 = -\frac{6}{2 \cdot 1} = -3.$$

И тогда разложение на множители будет выглядеть так:

$$x^2 + 6x + 9 = (x + 3)(x + 3) = (x + 3)^2.$$

А это и есть ни что иное, как формула сокращенного умножения — квадрат суммы.

Если в самом начале внимательно присмотреться к коэффициентам данного трехчлена, видно, что его можно сразу свернуть по формуле сокращенного умножения.

А если корней нет?

Если дискриминант отрицательный ($D < 0$), то квадратное уравнение не имеет действительных корней. В этом случае разложить трёхчлен на множители в виде $a(x — x_1)(x -x_2)$ невозможно.

Разложение на множители методом замены переменной

Иногда квадратный трёхчлен скрывается в более сложных выражениях — например, с переменной в четвёртой степени или в составе сложных скобок. В таких случаях удобно использовать замену переменной, чтобы упростить выражение и решить уравнение как обычное квадратное.

Пример 1

Разложите на множители трехчлен:

$$x^4 — 5x^2 + 4.$$

Показать решение

Скрыть

Приравняем трехчлен к нулю:

$$x^4 — 5x^2 + 4 = 0.$$

Получилось биквадратное уравнение, поэтому введем новую переменную, приняв $x^2$ за $t$:

Пусть $x^2 = t$, где $t \ge 0$, тогда уравнение будет иметь вид:

$$t^2 -5t + 4 = 0.$$

Вычислим дискриминант:

$$D = (-5)^2 -4 \cdot 1 \cdot 4 = 25 -16 = 9.$$

Найдём корни:

$$t_1 = \frac{5 -\sqrt{9}}{2} = \frac{5 -3}{2} = 1,$$

$$t_2 = \frac{5 + \sqrt{9}}{2} = \frac{5 + 3}{2} = 4.$$

Сделаем обратную замену и вернемся к переменной $x$:

$t_1 = 1$, тогда $x^2 = 1$,

$$x_1 = \sqrt{1} = 1, x_2 = -\sqrt{1} = -1.$$

$t_2 = 4$, тогда $x^2 = 4$,

$$x_3 = \sqrt{4} = 2, x_4 = -\sqrt{4} = -2.$$

Итак, наше уравнение имеет четыре корня, поэтому разложение на множители будет выглядеть так:

$$x^4 — 5x^2 + 4 = (x -2)(x + 2)(x -1)(x + 1).$$

Пример 2

Динозавр готовится к ЕГЭ по английскому языку.

Разложите трехчлен на множители:

$$(\frac{x}{2} + 2x + 3)(\frac{x}{2} + 2x + 4) -6.$$

Показать решение

Скрыть

Приравняем данный трехчлен к нулю:

$$(\frac{x}{2} + 2x + 3)(\frac{x}{2} + 2x + 4) -6 = 0.$$

Сделаем замену переменной. Обратите внимание, что за $t$ мы примем выражение, которое одинаково выглядит в обеих скобках:

Пусть $t = \frac{x}{2} + 2x$, тогда уравнение будет иметь вид:

$$(t + 3)(t + 4) -6 = 0.$$

Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:

$$t^2 + 3t + 4t + 12 -6 = 0,$$

$$t^2 + 7t + 6 = 0.$$

Решим уравнение при помощи дискриминанта и найдем корни для $t$:

$$D = 7^2 -4 \cdot 1 \cdot 6 = 49 -24 = 25,$$

$t_1 = \frac{-7 -\sqrt{25}}{2} = \frac{-7 -5}{2} = -6,$

$t_2 = \frac{-7 + \sqrt{25}}{2} = \frac{-7 + 5}{2} = -1.$

Разложим квадратный трехчлен на множители относительно $t$:

$$t^2 + 7t + 6 = (t + 6)(t + 1).$$

Вернемся к обратной замене $t = \frac{x}{2} + 2x$ и подставим в исходный трехчлен:

$(\frac{x}{2} + 2x + 3)(\frac{x}{2} + 2x + 4) -6 = (\frac{x}{2} + 2x + 6)(\frac{x}{2} + 2x +1).$

Итак, метод замены переменной помогает работать с более сложными выражениями, которые не сразу выглядят как квадратные. Если в выражении есть повторяющаяся часть или степень переменной равна четырём, её можно временно заменить и упростить разложение.

После разложения трёхчлена на множители обязательно нужно вернуть исходную переменную.

AC-метод разложения на множители

Этот способ основан на подборе чисел. Особенно он полезен в тех случаях, когда вычисление дискриминанта может быть громоздким, а коэффициент перед $x^2$ не равен $1.$

Справка

Обозначение AC происходит от умножения коэффициентов A и C из общего вида квадратного трёхчлена:

$$Ax^2 + Bx + C.$$

В этом методе мы ищем два числа, произведение которых равно $A \cdot C$, а сумма — $B$ (средний коэффициент). Отсюда и название.

Пример

Разложите на множители:

$$8x^2 + 22x + 15.$$

Показать решение

Скрыть

Перемножим коэффициенты при $a$ и $c$:

$$a \cdot c = 8 \cdot 15 = 120.$$

Найдем числа, которые дают сумму $22$ и произведение $120$: это $10$ и $12$.

Разбиваем $22x$ на сумму (коэффициенты при $x$ будут найденными числами):

$$8x^2 + 10x + 12x + 15.$$

Сгруппируем парами. Здесь и далее нам поможет разложение на множители способом группировки:

$$(8x^2 + 10x) + (12x + 15).$$

Вынесем общий множитель из каждой пары:

$$2x(4x + 5) + 3(4x + 5).$$

Получаем разложение на множители:

$$(2x + 3)(4x + 5).$$

Разложение квадратного трёхчлена на множители — это не только важный приём при решении уравнений, но и основа для дальнейших преобразований алгебраических выражений. Освоив основные методы, вы сможете уверенно применять разложение квадратного трёхчлена на множители в самых разных задачах.

Часто задаваемые вопросы

Всегда ли можно разложить квадратный трёхчлен на множители?

Нет, если уравнение не имеет корней в рациональных числах, то разложение в виде скобок с целыми или дробными коэффициентами невозможно.

Можно ли разложить трёхчлен без нахождения корней?

Да, иногда можно обойтись без корней — с помощью подбора или АС-метода. Это удобно, если коэффициенты целые и легко подбираются.

Что делать, если в уравнении получились иррациональные корни?

В этом случае разложение возможно, но скобки будут содержать иррациональные выражения. Например, если корни $x_1 = \frac{-5 + \sqrt{17}}{2}$ и $x_2 = \frac{-5 — \sqrt{17}}{2}$, то разложение запишется так:
$\left(x + \frac{5 — \sqrt{17}}{2}\right)\left(x + \frac{5 + \sqrt{17}}{2}\right)$

Что делать, если разложение не получается?

Проверьте правильность вычислений: дискриминант, знаки, подбор. Если корней нет в рациональных числах, значит разложение в привычной форме невозможно.

Есть ли универсальный способ разложения на множители?

Да, метод через корни уравнения. Он работает всегда, если корни возможно найти.



Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ