ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Функция: область определения и множество значений

Содержание

Ранее вы уже познакомились с понятием функции, научились находить область определения и область значений функции, а также строить ее графики.

Настало время продолжить изучение этой важной темы. В этом уроке мы еще раз повторим, что такое функция, подробнее изучим область определения и множество значений функции, а также определим понятие графика функции и рассмотрим примеры.

Учитель и ученик

Что такое функция?

Функцией называют такую зависимость переменной $y$ от переменной $x$, при которой каждому значению переменной $x$ соответствует единственное значение переменной $y$.

Разберемся с этим определением подробнее. Представьте, что вы читаете книгу. Каждый день вы прочитываете по $15$ страниц.

Это значит, что за один день вы прочтете $15$ страниц, за два дня — $30$ страниц, за три дня — $45$ страниц и так далее.

Динозавр в очках читает книгу

Общее количество прочитанных вами страниц обозначим буквой $y$, а количество дней, за которое вы эти страницы прочитали, — буквой $x$. Понятно, что количество прочитанных страниц зависит от количества дней, которые вы посвящали чтению.

Другими словами, каждому значению переменной $x$ соответствует единственное значение переменной $y$. Например, значению переменной $x=4$, соответствует единственное значение переменной $y=60$. То есть за четыре дня вы прочитаете ровно $60$ страниц.

Из определения и примера к нему мы поняли, что переменная $y$ зависит от переменной $x$, поэтому она называется зависимой переменной.

Как в таком случае называется переменная $x$? Все просто: в отличие от зависимой переменной $y$, переменная $x$ называется независимой переменной, или аргументом.

В связи с этим часто можно услышать фразу: «Переменная $y$ является функцией от переменной $x$».

Нужно также запомнить, что значения зависимой переменной, то есть $y$, называют значениями функции.

Коротко записать функцию, для которой переменная $y$ зависит от переменной $x$, можно так: $$y=f(x).$$ Читается это следующим образом: «$y$ равно $f$ от $x$». В математике принято функции обозначать буквой $f$, потому что это первая буква английского слова function — «функция». Однако вместо буквы $f$ могут употреблять и другие буквы, например, $g$, $h$, $\varphi$, $\psi$ и так далее.

Символ $f(x)$ тоже обозначает значение функции, которое соответствует значению аргумента $x$. Например, пусть функция задана формулой $y=x^3-4x+5$. Тогда, поскольку $y=f(x)$, можно записать $$f(x)=x^3-4x+5.$$

Задание

Динозавр с карандашом выполняет задание

Найдите значения приведенной выше функции $f$ для значений аргумента $x$, равных $-2$ и $1,5$.

Подсказка: чтобы найти значения функции, нужно подставить данные значения аргумента в саму функцию.

Посмотреть ответ

Скрыть

Подставим значение $x=-2$ в функцию $f(x)=x^3-4x+5$, получим $$f(-2)=(-2)^3-4\cdot(-2)+5=-8+8+5=5,$$ то есть значение функции $f$ при $x=-2$ равно $5$. Аналогично найдем значение функции при $x=1,5$: $$f(1,5)=1,5^3-4\cdot1,5+5=3,375-6+5=2,375,$$ таким образом, значение $f$ при $x=1,5$ составляет $2,375$.

Область определения и множество значений функции

Областью определения $D(f)$ функции называются все значения независимой переменной. В наших обозначениях это все значения аргумента $x$.

$D(f)$ — символ, которым принято обозначать область определения функции $f$.

Множеством значений $E(f)$ функции называются все значения, которые принимает зависимая переменная, то есть $y$ в наших обозначениях.

$E(f)$ — символ, которым принято обозначать множество значений функции $f$.

Функция $y=f(x)$ считается заданной, если

  • указана область определения этой функции, то есть $D(f)$,
  • задано правило, согласно которому каждому значению независимой переменной $x$ ставится в соответствие единственное значение зависимой переменной $y$.
Динозавр с очками

Как указать область определения функции?

Указать область определения функции $y=f(x)$ означает, что мы знаем, какие значения может принимать переменная $x$, и можем это записать в виде множества $D(f)$.

Например, рассмотрим функцию $f(x)=\sqrt{x}$. Ее областью определения является множество $D(f)=[0;+\infty)$, то есть все значения $x$, при которых $x\geq0$.

Действительно, аргумент $x$ может быть любым положительным числом (и в том числе нулем), потому что квадратного корня из отрицательного числа не существует.

Динозавр у доски с графиком функции квадратного корня

Однако бывает и так, что функция $y=f(x)$ задана только формулой, без указания области определения $D(f)$. Например, $f(x)=\frac{1}{x-2}$. В таком случае считают, что область определения функции состоит из всех возможных значений аргумента $x$, при которых выражение $f(x)$ имеет смысл.

Функция $f(x)=\frac{1}{x-2}$ имеет смысл для всех вещественных чисел, кроме $2$, поскольку если $x=2$, то в знаменателе мы получим $2-2=0$, а на ноль делить нельзя. Таким образом, $D(f)=(-\infty;2)\cup(2;+\infty)$, то есть независимая переменная $x$ может принимать все значения на числовой прямой, кроме числа $2$.

Задание

Динозавр с ручкой

Найдите область определения $D(f)$ функции $$f(x)=3x^2-7x+1.$$

Показать ответ

Скрыть

Функция $f$ представляет собой многочлен, поэтому независимая переменная $x$ может принимать любые значения.

Здесь нет деления, а значит, нет риска деления на ноль. Здесь также нет квадратных корней, значит, нет риска получить под корнем отрицательное число.

Все просто: какое бы значение $x$ вы ни придумали, его можно подставить в выражение $3x^2-7x+1$ и получить конкретный ответ.

Таким образом, ответ на задание: $D(f)=(-\infty;+\infty)$.

Правило задания функции

Вернемся к тому, как верно задавать функцию $y=f(x)$. Мы уже поняли, как указать область определения функции. Осталось разобраться, что же за правило такое, согласно которому каждому значению $x$ ставится в соответствие единственное значение $y$.

Это правило определяет, чему равна зависимая переменная $y$ для любого выбранного значения аргумента $x$. Причем у каждого $x$ может быть только один $y$.

Представьте себе автомат с напитками. Вы нажимаете на кнопку «А» и получаете какой-то конкретный напиток, например яблочный сок. А если нажмете на кнопку «Б», то автомат выдаст вам уже другой напиток — газировку. И не может случиться так, что, нажимая на одну и ту же кнопку, вы будете получать разные напитки.

Динозавр выбирает себе напиток в автомате: каждой кнопке соответствует определенный напиток. Кнопки составляют область определения функции, а напитки — множество значений функции.

В данном примере кнопки «А» и «Б» являются значениями из области определения $D(f)$, то есть это какие-то $x$. А напитки, которые выдает автомат после нажатия определенной кнопки, — это значения из множества значений $E(f)$ функции, то есть $y$. И каждой кнопке соответствует свой единственный напиток, то есть каждому $x$ соответствует один единственный $y$.

В нашем примере мы не знаем, по какому правилу автомат выбирает напиток, — оно скрыто. Но в математике это правило обычно задается формулой, которая и определяет функцию. Если мы подставим в эту формулу конкретное значение $x$, то получим соответствующее значение $y$.

Таким образом, правило задания функции — это способ посчитать значение зависимой переменной по заданному значению аргумента.

Задание

Перед вами оценки ученика 8 класса по контрольным работам.

ПредметОценка
Алгебра$5$
Физика$4$
Химия$3$
История$5$
Биология$4$

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Можно ли считать данную таблицу функцией?
  2. Выпишите область определения этой функции.
  3. Выпишите множество значений этой функции.
  4. Могут ли два предмета иметь одинаковую оценку?
  5. Может ли по одному предмету быть сразу две оценки? Являлось ли бы это функцией?
Динозавр и знак вопроса

Показать ответ

Скрыть

  1. Согласно определению, функция — это зависимость, при которой каждому значению переменной $x$ соответствует единственное значение переменной $y$. Приведенную в задании таблицу можно считать функцией, поскольку в ней каждому предмету соответствует только одна оценка.
  2. Область определения функции — это множество возможных значений независимой переменной. В данном случае предмет не может зависеть от оценки. Наоборот, оценка по контрольной зависит от того, как ученик выучил определенный предмет. Поэтому $$D(f)=\{Алгебра, Физика, Химия, История, Биология\}.$$
  3. Множество значений функции — это множество возможных значений зависимой переменной. В нашем примере зависимой переменной является оценка. Поэтому $$E(f)=\{5, 4, 3\}.$$ Как вы заметили, мы записали оценки без повторений. Почему? Потому что $E(f)$ является множеством, а в множестве по определению каждый элемент встречается только один раз. Таким образом, множество значений функции — это список всех различных $y$.
  4. Да, разные предметы могут иметь одинаковую оценку. Разным значениям $x$ может соответствовать одно и то же значение $y$, но не наоборот.
  5. Нет, по одному предмету не может быть двух оценок. Если бы это было так, то мы не смогли бы назвать это функцией, потому что это противоречило бы определению самой функции.

График функции

Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты — соответствующим значениям функции.

Рассмотрим график функции $y=f(x)$, которая определена на отрезке от $-1$ до $1$, то есть область определения данной функции $D(f)=[-1;1]$.

С помощью графика мы можем найти значения функции $f$ в различных точках $x$. Например, в точке $x=1$ значение функции $f(1)=1,5$.

График функции y=f(x) на координатной плоскости

Найдем значения функции $y=f(x)$ в точках $x=-1$ и $x=0$: $$f(-1)=3,5 \quad и \quad f(0)=0,5.$$ Значение $y=0,5$ — наименьшее значение функции на графике, ведь ниже, чем это значение, функция $f$ нигде не лежит. Аналогично $y=3,5$ — наибольшее значение функции, поскольку выше него тоже ничего нет.

Однако между этими значениями, какое бы число мы ни взяли, оно будет являться значением функции $y=f(x)$. Таким образом, множество значений данной функции $E(f)=[0,5;3,5]$.

Линейная функция

Вы уже знакомились с линейной функцией в 7 классе. Мы знаем, что линейной называется функция, которая задается формулой $$y=kx+b,$$ где $k$ и $b$ — некоторые числа, а $y$ и $x$ — зависимая и независимая переменные соответственно.

Графиком линейной функции $y=kx+b$ служит прямая. Коэффициенты $k$ и $b$ определяют, каким образом данная прямая расположена на координатной плоскости.

Графики линейных функций при различных значениях коэффициентов

Областью определения линейной функции $f(x)=kx+b$ является множество всех чисел, то есть $D(f)=(-\infty;+\infty)$.

Множество значений линейной функции $f(x)=kx+b$ зависит от коэффициента $k$. Если $k\neq0$, то функция может принимать любые значения, и тогда $E(f)=(-\infty;+\infty)$.

Если $k=0$, то линейная функция приобретает вид $f(x)=0\cdot x+b=b$. График такой функции — горизонтальная прямая, параллельная оси абсцисс и пересекающая ось ординат в точке $b$. В таком случае множество значений состоит всего из одного числа: $E(f)=\{b\}$.

Прямая пропорциональность

Прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции. Она задается формулой $$y=kx,\quad k\neq0.$$

Посмотреть справку

Скрыть

Вы уже ознакомились с прямой пропорциональностью. Вспомним, что две величины связаны прямой пропорциональностью, если при увеличении (или при уменьшении) одной из них, вторая величина увеличивается (или уменьшается) таким же образом, как и первая.

Например, чем быстрее вы бежите, тем более длинную дистанцию вы можете преодолеть за определенное время.

Зависимость массы тела от его объема при постоянной плотности также является прямой пропорциональностью.

В отличие от обычной линейной функции, здесь отсутствует коэффициент $b$ — он равен нулю. Это означает, что график прямой пропорциональности всегда будет проходить через точку $(0;0)$ на координатной плоскости.

Задание

Найдите область определения и множество значений прямой пропорциональности.

Динозавр с лупой

Показать ответ

Скрыть

Областью определения прямой пропорциональности, так же как и для линейной функции, является множество всех чисел: $D(f)=(-\infty;+\infty)$.

Множеством значений прямой пропорциональности является:

  • при $k\neq0$ множество всех чисел: $E(f)=(-\infty;+\infty)$,
  • при $k=0$ получим, что $y=0\cdot x=0$, поэтому $E(f)=\{0\}$.

Обратная пропорциональность

Обратная пропорциональность задается формулой $$y=\frac{k}{x},\quad k\neq0.$$ Здесь величины $y$ и $x$ связаны таким образом, что при увеличении (или уменьшении) аргумента $x$ в несколько раз зависимая переменная $y$, наоборот, уменьшится (или увеличится) во столько же раз.

График функции $f(x)=\frac{k}{x}$ называется гиперболой.

Рассмотрим гиперболу при $k>0$.

Гипербола - график функции обратной пропорциональности

Область определения данной функции — это множество всех чисел, кроме нуля, то есть $D(f)=(-\infty;0)\cup(0;+\infty)$. Это же множество является множеством ее значений: $E(f)=(-\infty;0)\cup(0;+\infty)$.

Почему так? Мы не можем включить $0$ в область определения, поскольку тогда бы $x$ мог бы равняться нулю, но в таком случае мы бы имели дело с делением на ноль, что невозможно.

А почему $0$ не входит в множество значений? Представим, что число $0$ все-таки является значением функции $y=\frac{k}{x}$. Тогда было бы справедливо, что $y=f(x)=0$. Однако, если мы нарисуем график функции $y=0$, мы получим прямую, параллельную оси абсцисс и проходящую через точку $(0;0)$.

Согласно определению, такая функция — это прямая пропорциональность, а не обратная. В обратной пропорциональности всегда $k\neq0$, поэтому $\frac{k}{x}\neq0$, следовательно, число $0$ не может являться значением данной функции.

Примеры процессов, описывающихся функциями вида $y=\frac{k}{x}$

Скрыть

Зависимость времени от скорости движения: чем быстрее вы бежите, тем меньше времени вы потратите для преодоления определенного расстояния. $$t=\frac{s}{v},$$ где $t$ — время, $s$ — заданное расстояние, $v$ — скорость.

Обратной пропорциональностью также является зависимость давления $p$ от площади поверхности $S$ при постоянной силе $F$: $$p=\frac{F}{S}.$$ Острие заточенного ножа, в отличие от затупленного, имеет меньшую площадь поверхности, поэтому при одинаковой силе давление на него больше, и режет он лучше.

Другие функции

Помимо линейных функций существуют и другие функции — нелинейные. Многие из них вам хорошо знакомы, например,

  • квадратичная функция $y=x^2$ (ее график называют параболой),
  • кубическая функция $y=x^3$ (ее график называют кубической параболой),
  • функция квадратного корня $y=\sqrt{x}$ (ее график является перевернутой ветвью параболы),
  • модуль числа $y=|x|$ (график этой функции напоминает латинскую букву «V»).

Часто задаваемые вопросы

Что означают записи вида $(-\infty;a)\cup(a;+\infty)$, $[a;+\infty)$, $[a;b]$ и т. п.?

Такие записи обозначают числовые промежутки — множества рассматриваемых чисел на числовой прямой.
Круглые скобки $()$ показывают, что крайние точки не входят в промежуток.
Квадратные скобки $[]$, наоборот, означают, что точка принадлежит промежутку.
Знак $\cup$ обозначает объединение промежутков, то есть это множество содержит в себе несколько частей числовой прямой.
Промежутки полезны, например, чтобы записать область определения или множество значений функции. Кроме того, числовые промежутки часто используются для записи решений неравенств, а также в анализе поведения функций.

Что такое координатная плоскость?

Координатная плоскость — это плоскость, на которой задана прямоугольная система координат: две взаимно перпендикулярные числовые оси с заданными направлениями — горизонтальная (ось абсцисс, $Ox$) и вертикальная (ось ординат, $Oy$). Оси пересекаются в точке начала координат $O$ и делят плоскость на четыре четверти.
Каждая точка в прямоугольной системе координат задается парой чисел $(x;y)$: первое число показывает положение по оси $x$, второе — по оси $y$.
Так, точка $O$ имеет координаты $(0;0)$. А точка $A(-3;2)$ находится на $3$ единицы левее и $2$ единицы выше точки начала координат.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ