Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Столбчатые и круговые диаграммы

Содержание

Любая информация воспринимается лучше, когда её показывают, а не описывают словами.

Например, можно сказать, что $\large{\frac{2}{3}}$ чуть больше, чем $\large{\frac{3}{5}}$ (вспомните, как сравнивать дроби и проверьте). А можно показать это неравенство с помощью диаграммы:

Диаграмма — это чертеж, который наглядно показывает соотношение каких-либо величин.

В этом уроке вы познакомитесь с двумя основными типами диаграмм: столбчатой и круговой, а также научитесь получать с их помощью новую информацию.

Интересно

Слово «диаграмма» пришло из древнегреческого языка, где «диа-» означает «через, раздельно», а «-грамм» — «пишу, рисую, описываю».

Столбчатые диаграммы

Рост Димы — $152\spaceсм$, его папы — $181\spaceсм$, мамы — $168\spaceсм$, а младшей сестры Оли — $105\spaceсм$. Если поставить всех в ряд, то можно будет наглядно определить, как их рост соотносится друг с другом: кто самый высокий, кто самый низкий, и насколько.

Так выглядит столбчатая диаграмма. У каждого столбика здесь два параметра: имя и рост в сантиметрах. По диаграмме мы сразу видим, что Оля намного ниже Димы и остальных членов семьи, а вот между мамой и папой разница небольшая.

Можно составить диаграмму только для Димы, где каждый столбик будет обозначать его рост в определенные годы.

По диаграмме видно, как менялся рост Димы с возрастом. До $10$ лет его рост увеличивался равномерно, с $10$ до $11$ — совсем немного, а в $12$ лет резко подскочил. Таким образом, с помощью диаграмм можно отследить тенденцию какого-либо явления.

Столбчатые диаграммы используют, когда нужно сравнить между собой однотипные величины, либо показать их изменение во времени.

Пример

Автосалон продает запчасти для автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Данные обо всех продажах за январь–апрель представили на общей диаграмме.

Здесь одновременно сравниваются как продажи разных запчастей, так и продажи всех запчастей в разные месяцы. Рассмотрим эту диаграмму подробнее.

В первую очередь видим, что все синие столбики ощутимо выше остальных — значит, в каждом месяце больше всего продавали запчастей на «ВАЗ», причем спрос на них менялся слабо и всегда оставался около $500–600$ деталей.

В январе и феврале запчастей на «УАЗ» продали больше, чем на «ГАЗ»: зелёные столбики выше красных. Но в марте ситуация начала меняться, и они сравнялись. А в апреле запчастей на «ГАЗ» продали уже значительно больше, чем на «УАЗ».

Также видно, что продажи запчастей на «ГАЗ» стабильно росли каждый месяц, а вот продажи запчастей на «УАЗ» начали немного снижаться после февраля.

Таким образом, по столбчатой диаграмме мы проследили тенденцию и теперь можем сделать вывод: в этом автосалоне покупатели обычно берут запчасти на «ВАЗ», стали гораздо чаще брать запчасти на «ГАЗ», но немного реже на «УАЗ».

Круговые диаграммы

Вернемся к Диме и его семье. Допустим, они заказали пиццу. Дима положил себе на тарелку два куска, Оля — один, мама — три, а папа — четыре. Если собрать все куски обратно в целую пиццу, то получим круговую диаграмму.

В круговой диаграмме, как и в столбчатой, тоже сравниваются однотипные величины (количество кусков пиццы), но уже внутри общего целого. Так, мы видим, что Дима съел почти четверть пиццы, мама — чуть больше четверти, а папа съел почти половину.

Круговые диаграммы используют, когда нужно представить соотношение между частями целого.

В предыдущем уроке вы познакомились с процентами. Проценты тоже наглядно показывают отношение части и целого, где целое — это $100\%$. Поэтому данные в круговых диаграммах обычно представляют в процентах, взяв за $100\%$ весь круг.

Пример

На районных выборах голосовали за двух кандидатов: А и Б. Результаты голосования представили на круговой диаграмме.

Круг — это все избиратели района, то есть те жители, которые могут голосовать. За весь круг также можно принять количество всех бюллетеней. После подсчета голосов $31\%$ бюллетеней оказались пустыми, а $5\%$ — испорченными или неправильно заполненными.

$52\%$ проголосовали за кандидата А, поэтому на диаграмме его сектор занимает чуть больше половины. За кандидата Б проголосовали $12\%$, это примерно одна восьмая часть круга.

По диаграмме можно получить и дополнительную информацию. Например, если сложить вместе секторы «За кандидата А» и «За кандидата Б», то мы увидим, что в голосовании участвовала значительная часть жителей района — почти $70\%$.

Также можно сделать вывод, что весомое большинство выбрало кандидата А, и возможные погрешности никак не повлияют на результат голосования. Даже если засчитать бракованные или пустые бюллетени в пользу кандидата Б, перевес всё равно останется у кандидата А.

Решение примеров

Задание 1

Бригада строителей проложила асфальтовую дорогу длиной $9\spaceкм$ за четыре месяца. На диаграмме показан объем выполненной работы по месяцам.

В какие месяцы было проложено более $25\%$ дороги? Менее $15\%$ дороги?

Показать решение

Закрыть

В отличие от примеров из урока, в этой диаграмме столбцы расположены горизонтально, а шкалы переставлены местами: месяцы подписаны слева, сравниваемые величины — снизу.

На шкале объема выполненной работы нет деления $25\%$, но есть $20\%$ и $30\%$. Добавим деление $25\%$ ровно между ними. Аналогично, $15\%$ между $10\%$ и $20\%$.

Чтобы найти, в какие месяцы было проложено более $25\%$ дороги, нужно найти те столбцы диаграммы, которые выходят за $25\%$. Это май и июнь.

Чтобы найти, в какие месяцы было проложено менее $15\%$ дороги, нужно найти те столбцы диаграммы, которые не доходят до $15\%$. Это март.

Ответ: более $25\%$ дороги было проложено в мае и июне, менее $15\%$ дороги было проложено в марте.

Задание 2

На диаграмме показано соотношение суши и Мирового океана на поверхности Земли.

Сколько примерно процентов поверхности Земли занимает Мировой океан?

Показать решение

Закрыть

Если разделить весь круг на четыре части, то океан занимает почти три из них. Другими словами, океан занимает около $\large{\frac{3}{4}}$ круга.

Чтобы выразить $\large{\frac{3}{4}}$ в процентах, вспомним, как соотносятся некоторые дроби и «простые» проценты. Так, $\large{\frac{1}{4}}$ — это $25\%$, поскольку:

$25\%=\dfrac{25}{100}=\dfrac{\cancel{25}}{\underset{4}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{4}$.

Значит, чтобы выразить в процентах $\large{\frac{3}{4}}$, нужно $25\%$ умножить на $3$:

$25\cdot3=75\%$ — занимает океан.

Ответ: Мировой океан занимает примерно $75\%$ поверхности Земли.

Задание 3

Среди деревьев парка березы составляли $55\%$, осины — $15\%$, остальные деревья были других пород. На какой из диаграмм изображены эти данные?

Показать решение

Закрыть

Сначала найдем, сколько процентов составляли деревья других пород. Для этого из всех деревьев парка ($100\%$) вычтем березы и осины:

$100\%-55\%-15\%=100\%-70\%=30\%$ — составляют деревья других пород.

$55\%$ — это чуть больше половины. На диаграммах $1$ и $3$ есть зеленый сектор, который занимает больше половины. На диаграмме $2$ все секторы занимают меньше половины, значит, эта диаграмма нам не подходит.

$30\%$ — это чуть больше, чем $25\%$. Значит, соответствующий сектор на круге должен занимать чуть больше четверти. На диаграмме $3$ синий сектор занимает ровно четверть, значит, эта диаграмма не подходит. Остается диаграмма $1$, где синий сектор занимает чуть больше четверти.

Ответ: данные изображены на диаграмме $1$.

Часто задаваемые вопросы

Что такое диаграмма?

Диаграмма — это чертеж, который наглядно показывает соотношение каких-либо величин.

Какие бывают диаграммы?

Основные типы диаграмм — столбчатая и круговая.

Для чего нужны столбчатые диаграммы?

Столбчатые диаграммы используют, когда нужно сравнить между собой однотипные величины, либо показать их изменение во времени.

Для чего нужны круговые диаграммы?

Круговые диаграммы используют, когда нужно представить соотношение между частями целого.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ