Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТЕСТЫ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Классы
Темы
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Что такое процент

Содержание

В повседневной жизни вы часто встречаете слово «процент». Заряд телефона, процесс загрузки файла, скидки в магазине — всё это отображается в процентах.

Проценты в математике

Обычно проценты используют в новостях и статьях, когда нужно наглядно показать какое-то количество от общего целого: «$37$ процентов населения города посещают дачу каждые выходные», «в организме человека $60$ процентов воды».

То есть, проценты выполняют ту же функцию, что и дроби.

Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.

Один процент — это то же самое, что и дробь $\dfrac{1}{100}$. Значит, чтобы найти один процент от какого-то числа, нужно разделить это число на $100$:

$500:100=5\spaceт$ — один процент от $500\spaceт$ равен $5\spaceт$.

$1000:100=10\spaceм$ — один процент от $1\spaceкм$ равен $10\spaceм$.

Проценты обозначаются символом $\%$:

$1\%=\dfrac{1}{100}$

$23\%=\dfrac{23}{100}$

Факт

Слово «процент» происходит от латинского pro centrum, что переводится как «на сто». В повседневной речи иногда так и говорят, например: «на сто работников приходится пять иногородних» — то есть, $5\%$ работников составляют иногородние.

Процент от числа

В процентах обозначают какую-то часть от общего целого: из всех кошек $55\%$ рыжих, тест выполнен на $80\%$ и так далее. А целое — это всегда $100\%$ или сто долей из ста.

Подсказка

Чаще всего в процентах обозначают часть, которая меньше целого, то есть, меньше, чем $100\%$. Но иногда вам могут встретиться записи $200\%$, $300\%$ и так далее. Такие случаи мы разберем в конце урока.

В задачах на проценты обычно нужно найти, какая именно величина скрывается за процентами: сколько конкретных людей, кошек, миллилитров, рублей.

Разберём привычный пример из жизни — покупку вещей со скидкой.

Задача

Витя хочет купить новые наушники. Обычно они стоят $1200$ рублей, но сегодня на них скидка в $33\%$. Сколько рублей сэкономит Витя, если купит наушники со скидкой?

Целое, то есть $100\%$ здесь — это $1200$ рублей. Мы можем найти, чему равен $1\%$. Для этого разделим $1200$ на $100$:

$$1200:100=12\space(р.)$$

Теперь нам известен $1$ процент, а нужно найти $33$. Значит, величину одного процента ($12$ рублей) умножим на $33$:

$$12\cdot33=396\space(р.)$$

Получили, что скидка в $33\%$ от $1200$ рублей составляет $396$ рублей. Именно столько сэкономит Витя.

Подсказка

Всегда будьте внимательны с вопросом задачи. Здесь нам нужно было найти только размер скидки, а не новую стоимость наушников с этой скидкой.

Если бы вопрос звучал «Сколько Витя потратил на наушники?», то добавилось бы ещё одно действие: $1200-396=804\space(р)$. Такие задачи вам тоже будут встречаться.

Если бы изначально наушники стоили, например, $1000$ рублей, то размер скидки получился бы другим, хотя так же составлял бы $33\%$:

$$(1000:100)\cdot33=10\cdot33=330\space(р.)$$

Зная, как находить часть от целого, можно решить эту задачу в одно действие.

$33\%$ — это $\dfrac{33}{100}$ от стоимости. Чтобы найти от числа ($1200$ рублей) его часть, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь:

$$1200\cdot\dfrac{33}{100}=\dfrac{\overset{12}{\cancel{1200}}\cdot33}{\cancel{100}}=12\cdot33=396\space(р.)$$

Проценты и соответствующие им дроби

Вы, наверное, уже можете определить, что $50\%$ — это половина или $\dfrac{1}{2}$ от чего-либо:

$$50\%=\frac{50}{100}=\frac{\cancel{50}}{\underset{2}{\cancel{100}}}=\frac{1}{2}$$

Действительно, некоторые проценты считать проще. Например, чтобы найти $50\%$ от какого-либо числа, не обязательно делить это число на $100$ и затем умножать на $50$, как мы делали до этого. Достаточно просто разделить это число на $2$.

Найдём ещё некоторые из таких «простых» процентов.

$10\%=\dfrac{10}{100}=\dfrac{\cancel{10}}{\underset{10}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{10}$ — число нужно разделить на $10$.

$20\%=\dfrac{20}{100}=\dfrac{\cancel{20}}{\underset{5}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{5}$ — число нужно разделить на $5$.

$25\%=\dfrac{25}{100}=\dfrac{\cancel{25}}{\underset{4}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{4}$ — число нужно разделить на $4$.

Запишем эти соответствия в таблицу.

$10\%$$20\%$$25\%$$50\%$
$\dfrac{1}{10}$$\dfrac{1}{5}$$\dfrac{1}{4}$$\dfrac{1}{2}$

Задача

Раньше завод изготавливал в день $200$ деталей. Директор нанял больше сотрудников, и производство выросло на $20\%$. Сколько деталей в день теперь производит завод?

Здесь целое, равное $100\%$ — это $200$ деталей. Нужно найти, сколько деталей составляют $20\%$ от $200$.

По правилу нахождения части от целого, мы бы умножали $200$ на дробь $\dfrac{20}{100}$, как в предыдущей задаче про наушники. Здесь будем рассуждать также, но теперь воспользуемся таблицей.

$20\%$ — это $\dfrac{1}{5}$. Значит, $200$ нужно умножить на дробь $\dfrac{1}{5}$. Или просто разделить на $5$:

$$200:5=40\space(дет.)$$

Нашли, на сколько деталей в день выросло производство. Это ещё не окончательный ответ, так как в задаче нужно найти, сколько всего деталей в день производит завод. Для этого прибавляем к старым деталям новые $40$:

$$200+40=240\space(дет.)$$

Дополнительная задача

Задача

В прошлом году у Маши было $300$ подписчиков. За год их количество выросло на $200\%$. Сколько теперь подписчиков у Маши?

До этого вы разбирали задачи, где искомая часть составляет меньше ста процентов: $33\%$, $20\%$ и так далее. Здесь же она гораздо больше, а именно в два раза, поскольку $200\%$ можно представить как дробь и сократить:

$$200\%=\dfrac{200}{100}=\dfrac{2}{1}=2$$

Здесь, как и в предыдущих задачах, нужно умножить целое на часть, выраженную дробью, только в нашем случае дробь не совсем дробь — это число $2$. А целое — это привычные $100\%$, то есть, изначальные $300$ подписчиков:

$$300\cdot2=600\space(п.)$$

Нашли, на сколько выросло количество за год. А вопрос задачи — сколько всего подписчиков у Маши. Значит, складываем старых и новых:

$$300+600=900\space(п.)$$

Решение примеров

Задание 1

Девочки составляют $65\%$ всех членов драмкружка. Сколько процентов всех членов драмкружка составляют мальчики?

Показать решение

Закрыть

Все члены драмкружка, то есть мальчики и девочки вместе — это $100\%$. Чтобы найти, сколько процентов составляют мальчики, нужно из общего числа участников вычесть девочек:

$100\%-65\%=35\%$

Ответ: мальчики составляют $35\%$ всех членов драмкружка.

Задание 2

В магазине было $800\spaceкг$ картофеля. Продали $60\%$ картофеля. Ответьте на следующие вопросы:
Сколько килограммов картофеля продано?
Сколько процентов составил картофель, оставшийся в магазине?
Сколько килограммов картофеля осталось в магазине?

Показать решение

Закрыть

$800\spaceкг$ — это $100\%$ всего картофеля. Продали $60\%$, то есть $\dfrac{60}{100}$.

Чтобы от целого найти часть, выраженную дробью, нужно целое умножить на эту дробь:

$800\cdot\dfrac{60}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot60}{\cancel{100}}=8\cdot60=480\space(кг)$ — картофеля продано.

Весь картофель, который был в магазине изначально — это $100\%$. Эти $100\%$ состоят из проданного и оставшегося картофеля. Значит, чтобы найти процент оставшегося, нужно из всего картофеля вычесть проданный:

$100\%-60\%=40\%$ — составляет оставшийся картофель.

Чтобы ответить на последний вопрос, снова умножим целое на дробь, как в первом вопросе. Только на этот раз найдём $40\%$, а не $60\%$:

$800\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=8\cdot40=320\space(кг)$ — картофеля осталось.

Можно вычесть из всего картофеля то количество проданного, которое мы нашли в первом вопросе, и проверить этот ответ:

$800-480=320\space(кг)$ — картофеля осталось.

Ответ: продано $480\spaceкг$, в магазине осталось $40\%$, что равно $320\spaceкг$ картофеля.

Задание 3

За $3\spaceч$ поезд прошел $200\spaceкм$. В первый час он прошел $40\%$ всего пути, во второй час — $50\%$ остатка. Сколько километров прошел поезд за третий час?

Показать решение

Закрыть

Весь путь поезда, то есть $100\%$ — это $200\spaceкм$. Найдём $40\%$ от этой величины:

$200\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{2\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=2\cdot40=80\space(км)$ — поезд прошел в первый час.

Во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Имеется в виду остаток пути после первого часа. Значит, чтобы найти этот остаток, нужно из всего пути вычесть тот путь, который поезд прошел в первый час:

$200-80=120\space(км)$ — остаток пути после первого часа.

Теперь найдем $50\%$ от этого остатка. Помним, что $50\%$ — это половина, то есть $\dfrac{1}{2}$, поэтому просто разделим $120$ на $2$:

$120:2=60\space(км)$ — поезд прошел во второй час.

Осталось найти, сколько поезд прошел в третий час. Для этого из всего расстояния вычитаем тот путь, который поезд прошел в первый и второй час:

$200-80-60=60\space(км)$ — поезд прошел в третий час.

Можно рассуждать иначе и даже не выполнять последнее действие. По условию, во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Весь остаток можно принять за $100\%$.

Остаток состоит из расстояния, которое поезд прошел во второй и третий час вместе. Тогда, если во второй час поезд прошел $50\%$, то в третий он тоже прошел $50\%$:

$100\%-50\%=50\%$ — от остатка прошел поезд в третий час.

Значит, достаточно было найти, какое расстояние поезд прошел во второй час — в третий он прошел столько же.

Ответ: в третий час поезд прошел $60\spaceкм$.

Часто задаваемые вопросы

Что такое процент?

Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.

Как найти $1\%$ от числа?

Чтобы найти $1\%$ от числа, нужно это число разделить на $100$.

Сколько процентов составляет половина от числа?

Половина от числа — это $50\%$.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ