Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Что такое процент

Содержание

В повседневной жизни вы часто встречаете слово «процент». Заряд телефона, процесс загрузки файла, скидки в магазине — всё это отображается в процентах.

Проценты в математике

Обычно проценты используют в новостях и статьях, когда нужно наглядно показать какое-то количество от общего целого: «$37$ процентов населения города посещают дачу каждые выходные», «в организме человека $60$ процентов воды».

То есть, проценты выполняют ту же функцию, что и дроби.

Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.

Один процент — это то же самое, что и дробь $\dfrac{1}{100}$. Значит, чтобы найти один процент от какого-то числа, нужно разделить это число на $100$:

$500:100=5\spaceт$ — один процент от $500\spaceт$ равен $5\spaceт$.

$1000:100=10\spaceм$ — один процент от $1\spaceкм$ равен $10\spaceм$.

Проценты обозначаются символом $\%$:

$1\%=\dfrac{1}{100}$

$23\%=\dfrac{23}{100}$

Факт

Слово «процент» происходит от латинского pro centrum, что переводится как «на сто». В повседневной речи иногда так и говорят, например: «на сто работников приходится пять иногородних» — то есть, $5\%$ работников составляют иногородние.

Процент от числа

В процентах обозначают какую-то часть от общего целого: из всех кошек $55\%$ рыжих, тест выполнен на $80\%$ и так далее. А целое — это всегда $100\%$ или сто долей из ста.

Подсказка

Чаще всего в процентах обозначают часть, которая меньше целого, то есть, меньше, чем $100\%$. Но иногда вам могут встретиться записи $200\%$, $300\%$ и так далее. Такие случаи мы разберем в конце урока.

В задачах на проценты обычно нужно найти, какая именно величина скрывается за процентами: сколько конкретных людей, кошек, миллилитров, рублей.

Разберём привычный пример из жизни — покупку вещей со скидкой.

Задача

Витя хочет купить новые наушники. Обычно они стоят $1200$ рублей, но сегодня на них скидка в $33\%$. Сколько рублей сэкономит Витя, если купит наушники со скидкой?

Целое, то есть $100\%$ здесь — это $1200$ рублей. Мы можем найти, чему равен $1\%$. Для этого разделим $1200$ на $100$:

$$1200:100=12\space(р.)$$

Теперь нам известен $1$ процент, а нужно найти $33$. Значит, величину одного процента ($12$ рублей) умножим на $33$:

$$12\cdot33=396\space(р.)$$

Получили, что скидка в $33\%$ от $1200$ рублей составляет $396$ рублей. Именно столько сэкономит Витя.

Подсказка

Всегда будьте внимательны с вопросом задачи. Здесь нам нужно было найти только размер скидки, а не новую стоимость наушников с этой скидкой.

Если бы вопрос звучал «Сколько Витя потратил на наушники?», то добавилось бы ещё одно действие: $1200-396=804\space(р)$. Такие задачи вам тоже будут встречаться.

Если бы изначально наушники стоили, например, $1000$ рублей, то размер скидки получился бы другим, хотя так же составлял бы $33\%$:

$$(1000:100)\cdot33=10\cdot33=330\space(р.)$$

Зная, как находить часть от целого, можно решить эту задачу в одно действие.

$33\%$ — это $\dfrac{33}{100}$ от стоимости. Чтобы найти от числа ($1200$ рублей) его часть, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь:

$$1200\cdot\dfrac{33}{100}=\dfrac{\overset{12}{\cancel{1200}}\cdot33}{\cancel{100}}=12\cdot33=396\space(р.)$$

Проценты и соответствующие им дроби

Вы, наверное, уже можете определить, что $50\%$ — это половина или $\dfrac{1}{2}$ от чего-либо:

$$50\%=\frac{50}{100}=\frac{\cancel{50}}{\underset{2}{\cancel{100}}}=\frac{1}{2}$$

Действительно, некоторые проценты считать проще. Например, чтобы найти $50\%$ от какого-либо числа, не обязательно делить это число на $100$ и затем умножать на $50$, как мы делали до этого. Достаточно просто разделить это число на $2$.

Найдём ещё некоторые из таких «простых» процентов.

$10\%=\dfrac{10}{100}=\dfrac{\cancel{10}}{\underset{10}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{10}$ — число нужно разделить на $10$.

$20\%=\dfrac{20}{100}=\dfrac{\cancel{20}}{\underset{5}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{5}$ — число нужно разделить на $5$.

$25\%=\dfrac{25}{100}=\dfrac{\cancel{25}}{\underset{4}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{4}$ — число нужно разделить на $4$.

Запишем эти соответствия в таблицу.

$10\%$$20\%$$25\%$$50\%$
$\dfrac{1}{10}$$\dfrac{1}{5}$$\dfrac{1}{4}$$\dfrac{1}{2}$

Задача

Раньше завод изготавливал в день $200$ деталей. Директор нанял больше сотрудников, и производство выросло на $20\%$. Сколько деталей в день теперь производит завод?

Здесь целое, равное $100\%$ — это $200$ деталей. Нужно найти, сколько деталей составляют $20\%$ от $200$.

По правилу нахождения части от целого, мы бы умножали $200$ на дробь $\dfrac{20}{100}$, как в предыдущей задаче про наушники. Здесь будем рассуждать также, но теперь воспользуемся таблицей.

$20\%$ — это $\dfrac{1}{5}$. Значит, $200$ нужно умножить на дробь $\dfrac{1}{5}$. Или просто разделить на $5$:

$$200:5=40\space(дет.)$$

Нашли, на сколько деталей в день выросло производство. Это ещё не окончательный ответ, так как в задаче нужно найти, сколько всего деталей в день производит завод. Для этого прибавляем к старым деталям новые $40$:

$$200+40=240\space(дет.)$$

Дополнительная задача

Задача

В прошлом году у Маши было $300$ подписчиков. За год их количество выросло на $200\%$. Сколько теперь подписчиков у Маши?

До этого вы разбирали задачи, где искомая часть составляет меньше ста процентов: $33\%$, $20\%$ и так далее. Здесь же она гораздо больше, а именно в два раза, поскольку $200\%$ можно представить как дробь и сократить:

$$200\%=\dfrac{200}{100}=\dfrac{2}{1}=2$$

Здесь, как и в предыдущих задачах, нужно умножить целое на часть, выраженную дробью, только в нашем случае дробь не совсем дробь — это число $2$. А целое — это привычные $100\%$, то есть, изначальные $300$ подписчиков:

$$300\cdot2=600\space(п.)$$

Нашли, на сколько выросло количество за год. А вопрос задачи — сколько всего подписчиков у Маши. Значит, складываем старых и новых:

$$300+600=900\space(п.)$$

Решение примеров

Задание 1

Девочки составляют $65\%$ всех членов драмкружка. Сколько процентов всех членов драмкружка составляют мальчики?

Показать решение

Закрыть

Все члены драмкружка, то есть мальчики и девочки вместе — это $100\%$. Чтобы найти, сколько процентов составляют мальчики, нужно из общего числа участников вычесть девочек:

$100\%-65\%=35\%$

Ответ: мальчики составляют $35\%$ всех членов драмкружка.

Задание 2

В магазине было $800\spaceкг$ картофеля. Продали $60\%$ картофеля. Ответьте на следующие вопросы:
Сколько килограммов картофеля продано?
Сколько процентов составил картофель, оставшийся в магазине?
Сколько килограммов картофеля осталось в магазине?

Показать решение

Закрыть

$800\spaceкг$ — это $100\%$ всего картофеля. Продали $60\%$, то есть $\dfrac{60}{100}$.

Чтобы от целого найти часть, выраженную дробью, нужно целое умножить на эту дробь:

$800\cdot\dfrac{60}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot60}{\cancel{100}}=8\cdot60=480\space(кг)$ — картофеля продано.

Весь картофель, который был в магазине изначально — это $100\%$. Эти $100\%$ состоят из проданного и оставшегося картофеля. Значит, чтобы найти процент оставшегося, нужно из всего картофеля вычесть проданный:

$100\%-60\%=40\%$ — составляет оставшийся картофель.

Чтобы ответить на последний вопрос, снова умножим целое на дробь, как в первом вопросе. Только на этот раз найдём $40\%$, а не $60\%$:

$800\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=8\cdot40=320\space(кг)$ — картофеля осталось.

Можно вычесть из всего картофеля то количество проданного, которое мы нашли в первом вопросе, и проверить этот ответ:

$800-480=320\space(кг)$ — картофеля осталось.

Ответ: продано $480\spaceкг$, в магазине осталось $40\%$, что равно $320\spaceкг$ картофеля.

Задание 3

За $3\spaceч$ поезд прошел $200\spaceкм$. В первый час он прошел $40\%$ всего пути, во второй час — $50\%$ остатка. Сколько километров прошел поезд за третий час?

Показать решение

Закрыть

Весь путь поезда, то есть $100\%$ — это $200\spaceкм$. Найдём $40\%$ от этой величины:

$200\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{2\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=2\cdot40=80\space(км)$ — поезд прошел в первый час.

Во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Имеется в виду остаток пути после первого часа. Значит, чтобы найти этот остаток, нужно из всего пути вычесть тот путь, который поезд прошел в первый час:

$200-80=120\space(км)$ — остаток пути после первого часа.

Теперь найдем $50\%$ от этого остатка. Помним, что $50\%$ — это половина, то есть $\dfrac{1}{2}$, поэтому просто разделим $120$ на $2$:

$120:2=60\space(км)$ — поезд прошел во второй час.

Осталось найти, сколько поезд прошел в третий час. Для этого из всего расстояния вычитаем тот путь, который поезд прошел в первый и второй час:

$200-80-60=60\space(км)$ — поезд прошел в третий час.

Можно рассуждать иначе и даже не выполнять последнее действие. По условию, во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Весь остаток можно принять за $100\%$.

Остаток состоит из расстояния, которое поезд прошел во второй и третий час вместе. Тогда, если во второй час поезд прошел $50\%$, то в третий он тоже прошел $50\%$:

$100\%-50\%=50\%$ — от остатка прошел поезд в третий час.

Значит, достаточно было найти, какое расстояние поезд прошел во второй час — в третий он прошел столько же.

Ответ: в третий час поезд прошел $60\spaceкм$.

Часто задаваемые вопросы

Что такое процент?

Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.

Как найти $1\%$ от числа?

Чтобы найти $1\%$ от числа, нужно это число разделить на $100$.

Сколько процентов составляет половина от числа?

Половина от числа — это $50\%$.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ