Что такое процент
В повседневной жизни вы часто встречаете слово «процент». Заряд телефона, процесс загрузки файла, скидки в магазине — всё это отображается в процентах.
Проценты в математике
Обычно проценты используют в новостях и статьях, когда нужно наглядно показать какое-то количество от общего целого: «$37$ процентов населения города посещают дачу каждые выходные», «в организме человека $60$ процентов воды».
То есть, проценты выполняют ту же функцию, что и дроби.
Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.
Один процент — это то же самое, что и дробь $\dfrac{1}{100}$. Значит, чтобы найти один процент от какого-то числа, нужно разделить это число на $100$:
$500:100=5\spaceт$ — один процент от $500\spaceт$ равен $5\spaceт$.
$1000:100=10\spaceм$ — один процент от $1\spaceкм$ равен $10\spaceм$.
Проценты обозначаются символом $\%$:
$1\%=\dfrac{1}{100}$
$23\%=\dfrac{23}{100}$
Факт
Слово «процент» происходит от латинского pro centrum, что переводится как «на сто». В повседневной речи иногда так и говорят, например: «на сто работников приходится пять иногородних» — то есть, $5\%$ работников составляют иногородние.
Процент от числа
В процентах обозначают какую-то часть от общего целого: из всех кошек $55\%$ рыжих, тест выполнен на $80\%$ и так далее. А целое — это всегда $100\%$ или сто долей из ста.
Подсказка
Чаще всего в процентах обозначают часть, которая меньше целого, то есть, меньше, чем $100\%$. Но иногда вам могут встретиться записи $200\%$, $300\%$ и так далее. Такие случаи мы разберем в конце урока.
В задачах на проценты обычно нужно найти, какая именно величина скрывается за процентами: сколько конкретных людей, кошек, миллилитров, рублей.
Разберём привычный пример из жизни — покупку вещей со скидкой.
Задача
Витя хочет купить новые наушники. Обычно они стоят $1200$ рублей, но сегодня на них скидка в $33\%$. Сколько рублей сэкономит Витя, если купит наушники со скидкой?
Целое, то есть $100\%$ здесь — это $1200$ рублей. Мы можем найти, чему равен $1\%$. Для этого разделим $1200$ на $100$:
$$1200:100=12\space(р.)$$
Теперь нам известен $1$ процент, а нужно найти $33$. Значит, величину одного процента ($12$ рублей) умножим на $33$:
$$12\cdot33=396\space(р.)$$
Получили, что скидка в $33\%$ от $1200$ рублей составляет $396$ рублей. Именно столько сэкономит Витя.
Подсказка
Всегда будьте внимательны с вопросом задачи. Здесь нам нужно было найти только размер скидки, а не новую стоимость наушников с этой скидкой.
Если бы вопрос звучал «Сколько Витя потратил на наушники?», то добавилось бы ещё одно действие: $1200-396=804\space(р)$. Такие задачи вам тоже будут встречаться.
Если бы изначально наушники стоили, например, $1000$ рублей, то размер скидки получился бы другим, хотя так же составлял бы $33\%$:
$$(1000:100)\cdot33=10\cdot33=330\space(р.)$$
Зная, как находить часть от целого, можно решить эту задачу в одно действие.
$33\%$ — это $\dfrac{33}{100}$ от стоимости. Чтобы найти от числа ($1200$ рублей) его часть, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь:
$$1200\cdot\dfrac{33}{100}=\dfrac{\overset{12}{\cancel{1200}}\cdot33}{\cancel{100}}=12\cdot33=396\space(р.)$$
Проценты и соответствующие им дроби
Вы, наверное, уже можете определить, что $50\%$ — это половина или $\dfrac{1}{2}$ от чего-либо:
$$50\%=\frac{50}{100}=\frac{\cancel{50}}{\underset{2}{\cancel{100}}}=\frac{1}{2}$$
Действительно, некоторые проценты считать проще. Например, чтобы найти $50\%$ от какого-либо числа, не обязательно делить это число на $100$ и затем умножать на $50$, как мы делали до этого. Достаточно просто разделить это число на $2$.
Найдём ещё некоторые из таких «простых» процентов.
$10\%=\dfrac{10}{100}=\dfrac{\cancel{10}}{\underset{10}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{10}$ — число нужно разделить на $10$.
$20\%=\dfrac{20}{100}=\dfrac{\cancel{20}}{\underset{5}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{5}$ — число нужно разделить на $5$.
$25\%=\dfrac{25}{100}=\dfrac{\cancel{25}}{\underset{4}{\cancel{100}}}=\dfrac{1}{4}$ — число нужно разделить на $4$.
Запишем эти соответствия в таблицу.
$10\%$ | $20\%$ | $25\%$ | $50\%$ |
$\dfrac{1}{10}$ | $\dfrac{1}{5}$ | $\dfrac{1}{4}$ | $\dfrac{1}{2}$ |
Задача
Раньше завод изготавливал в день $200$ деталей. Директор нанял больше сотрудников, и производство выросло на $20\%$. Сколько деталей в день теперь производит завод?
Здесь целое, равное $100\%$ — это $200$ деталей. Нужно найти, сколько деталей составляют $20\%$ от $200$.
По правилу нахождения части от целого, мы бы умножали $200$ на дробь $\dfrac{20}{100}$, как в предыдущей задаче про наушники. Здесь будем рассуждать также, но теперь воспользуемся таблицей.
$20\%$ — это $\dfrac{1}{5}$. Значит, $200$ нужно умножить на дробь $\dfrac{1}{5}$. Или просто разделить на $5$:
$$200:5=40\space(дет.)$$
Нашли, на сколько деталей в день выросло производство. Это ещё не окончательный ответ, так как в задаче нужно найти, сколько всего деталей в день производит завод. Для этого прибавляем к старым деталям новые $40$:
$$200+40=240\space(дет.)$$
Дополнительная задача
Задача
В прошлом году у Маши было $300$ подписчиков. За год их количество выросло на $200\%$. Сколько теперь подписчиков у Маши?
До этого вы разбирали задачи, где искомая часть составляет меньше ста процентов: $33\%$, $20\%$ и так далее. Здесь же она гораздо больше, а именно в два раза, поскольку $200\%$ можно представить как дробь и сократить:
$$200\%=\dfrac{200}{100}=\dfrac{2}{1}=2$$
Здесь, как и в предыдущих задачах, нужно умножить целое на часть, выраженную дробью, только в нашем случае дробь не совсем дробь — это число $2$. А целое — это привычные $100\%$, то есть, изначальные $300$ подписчиков:
$$300\cdot2=600\space(п.)$$
Нашли, на сколько выросло количество за год. А вопрос задачи — сколько всего подписчиков у Маши. Значит, складываем старых и новых:
$$300+600=900\space(п.)$$
Решение примеров
Задание 1
Девочки составляют $65\%$ всех членов драмкружка. Сколько процентов всех членов драмкружка составляют мальчики?
Показать решение
Закрыть
Все члены драмкружка, то есть мальчики и девочки вместе — это $100\%$. Чтобы найти, сколько процентов составляют мальчики, нужно из общего числа участников вычесть девочек:
$100\%-65\%=35\%$
Ответ: мальчики составляют $35\%$ всех членов драмкружка.
Задание 2
В магазине было $800\spaceкг$ картофеля. Продали $60\%$ картофеля. Ответьте на следующие вопросы:
Сколько килограммов картофеля продано?
Сколько процентов составил картофель, оставшийся в магазине?
Сколько килограммов картофеля осталось в магазине?
Показать решение
Закрыть
$800\spaceкг$ — это $100\%$ всего картофеля. Продали $60\%$, то есть $\dfrac{60}{100}$.
Чтобы от целого найти часть, выраженную дробью, нужно целое умножить на эту дробь:
$800\cdot\dfrac{60}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot60}{\cancel{100}}=8\cdot60=480\space(кг)$ — картофеля продано.
Весь картофель, который был в магазине изначально — это $100\%$. Эти $100\%$ состоят из проданного и оставшегося картофеля. Значит, чтобы найти процент оставшегося, нужно из всего картофеля вычесть проданный:
$100\%-60\%=40\%$ — составляет оставшийся картофель.
Чтобы ответить на последний вопрос, снова умножим целое на дробь, как в первом вопросе. Только на этот раз найдём $40\%$, а не $60\%$:
$800\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{8\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=8\cdot40=320\space(кг)$ — картофеля осталось.
Можно вычесть из всего картофеля то количество проданного, которое мы нашли в первом вопросе, и проверить этот ответ:
$800-480=320\space(кг)$ — картофеля осталось.
Ответ: продано $480\spaceкг$, в магазине осталось $40\%$, что равно $320\spaceкг$ картофеля.
Задание 3
За $3\spaceч$ поезд прошел $200\spaceкм$. В первый час он прошел $40\%$ всего пути, во второй час — $50\%$ остатка. Сколько километров прошел поезд за третий час?
Показать решение
Закрыть
Весь путь поезда, то есть $100\%$ — это $200\spaceкм$. Найдём $40\%$ от этой величины:
$200\cdot\dfrac{40}{100}=\dfrac{2\cancel{00}\cdot40}{\cancel{100}}=2\cdot40=80\space(км)$ — поезд прошел в первый час.
Во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Имеется в виду остаток пути после первого часа. Значит, чтобы найти этот остаток, нужно из всего пути вычесть тот путь, который поезд прошел в первый час:
$200-80=120\space(км)$ — остаток пути после первого часа.
Теперь найдем $50\%$ от этого остатка. Помним, что $50\%$ — это половина, то есть $\dfrac{1}{2}$, поэтому просто разделим $120$ на $2$:
$120:2=60\space(км)$ — поезд прошел во второй час.
Осталось найти, сколько поезд прошел в третий час. Для этого из всего расстояния вычитаем тот путь, который поезд прошел в первый и второй час:
$200-80-60=60\space(км)$ — поезд прошел в третий час.
Можно рассуждать иначе и даже не выполнять последнее действие. По условию, во второй час поезд прошел $50\%$ остатка. Весь остаток можно принять за $100\%$.
Остаток состоит из расстояния, которое поезд прошел во второй и третий час вместе. Тогда, если во второй час поезд прошел $50\%$, то в третий он тоже прошел $50\%$:
$100\%-50\%=50\%$ — от остатка прошел поезд в третий час.
Значит, достаточно было найти, какое расстояние поезд прошел во второй час — в третий он прошел столько же.
Ответ: в третий час поезд прошел $60\spaceкм$.
Часто задаваемые вопросы
Процентом от некоторой величины называется одна сотая её часть.
Чтобы найти $1\%$ от числа, нужно это число разделить на $100$.
Половина от числа — это $50\%$.
Хотите оставить комментарий?
Войти