Круговые диаграммы и как их строить
Содержание
В прошлом уроке мы научились работать с транспортиром. Мы выяснили, что градусная мера развёрнутого угла равняется $180°$, это также градусная мера полуокружности. А следовательно, градусная мера самой окружности в два раза больше: $180°\cdot2=360°$
Градусная мера любой окружности равняется $360°$.
В этом уроке мы познакомимся с круговыми диаграммами.
Круговая диаграмма — это схема с секторами, которая помогает наглядно показать какое-либо соотношение.
Задача №1
Рассмотрим ситуацию: у Образавра есть два яблока, три апельсина и одна груша. Давайте поможем ему наглядно показать соотношение фруктов в виде круговой диаграммы.
Для начала найдём общее количество фруктов: $$2\spaceяблока + 3\spaceапельсина + 1\spaceгруша = 6\spaceфруктов$$
Теперь начертим окружность и расчертим в ней $6$ равных сектора. Как нам это сделать? Вспомним, что в окружности $360°$. Тогда разделим $360°$на $6$: $$360°:6=60°$$
Выходит, каждый сектор должен занимать по $60°$. С помощью транспортира построим все секторы, получаем рисунок 3.
Теперь вспомним, что яблоки занимают два сектора, апельсины три сектора, а груша — один. Изобразим все фрукты в секторах, получим рисунок 4.
Остаётся стереть линии между одинаковыми фруктами и получить окончательную круговую диаграмму, рисунок 5. Каждый сектор обязательно подписываем!
Таким образом, круговая диаграмма даёт нам возможность сравнить количество фруктов, не сравнивая их численные значения. По полученной диаграмме видно, что у Образавра больше всего апельсинов, а меньше всего — груш.
Бывают ситуации, когда градусные меры секторов не получаются такими же удобными, как в случае с фруктами. И тогда первый способ построения становится сложным.
Рассмотрим второй вариант построения круговых диаграмм.
Задача №2
В классах 5 “А” и 5 ”Б” по $20$ детей. Оба класса написали контрольную работу по математике. Результаты 5 ”А”: $12$ пятёрок, $4$ четвёрки, $3$ тройки и $1$ двойка. Результаты 5 ”Б”: $10$ пятёрок, $5$ четвёрок и $5$ троек.
Для сравнения результатов этих классов построим две круговые диаграммы.
В данном случае неудобно вычерчивать по $20$ одинаковых секторов, как мы это делали раньше. В работе с большим количеством вариантов проще сразу работать с разными секторами.
Начнём с класса 5 “А”. Всего в классе $20$ детей, а в окружности $360°$, значит говорим, что $20$ — это $360°$. Тогда найдём, сколько градусов занимает один ребёнок: $$20 — 360°$$ $$1 — X°$$
$$X=\frac{1\cdot360°}{20}=18°$$
Теперь найдём, сколько градусов занимают ученики с разными оценками, для этого умножаем их количества на $18°$:
$12\cdot18°=216°$ — такое количество градусов в диаграмме занимают дети из класса 5 «А», написавшие контрольную на пятёрки.
$4\cdot18°=72°$ — написали на четвёрки;
$3\cdot18°=54°$ — написали на тройки;
$1\cdot18°=18°$ — написали на двойки.
Аналогично для класса 5 ”Б”, сразу запишем ответ:
$10\spaceдетей$ – $180°$ — такое количество градусов в диаграмме занимают дети из класса 5 «Б», написавшие контрольную на пятёрки.
$5\spaceдетей$ – $90°$ — столько детей написали на четвёрки;
$5\spaceдетей$ – $90°$ — столько написали на тройки;
Теперь мы можем воспользоваться транспортиром и изобразить две диаграммы с результатами контрольной работы для двух классов:
Далее закрасим сектора для наглядности и подпишем каждый из них. Получаем конечные диаграммы:
С помощью круговых диаграмм мы можем сравнить результаты двух классов. Пусть «5» и «4» — хорошие оценки, а «3» и «2» — плохие. Тогда по диаграммам мы можем сказать, что результаты контрольной работы в классе 5 «А» лучше, чем в классе 5 «Б», потому что в классе «А» площадь зелёных зон больше.
Построение круговой диаграммы по процентам
Среди учеников начальной школы был проведён опрос на тему: «Какое ваше любимое время года?». $55\%$ учеников выбрали лето, $20\%$ выбрали зиму, $15\%$ выбрали весну и $10\%$ — осень. Воспользуйтесь транспортиром, чтобы изобразить результаты опроса в виде круговой диаграммы.
Всего у нас есть $100\%$, значит $100\%$ занимают всю площадь окружности, то есть все $360°$. $$100\% — 360°$$ $$1\% — X°$$ $$X°=\frac{360°}{100}=3.6°$$
Умножьте $3,6°$ на $55\%, 20\%, 15\%\spaceи\space10\%$, чтобы узнать, сколько градусов в диаграмме займёт каждый сектор. По полученным результатами начертите круговую диаграмму.
Сравните свою диаграмму с рисунком 8. Вы могли расположить сектора с временами года в другой последовательности. Чтобы понять, правильно ли вы начертили диаграмму, посмотрите, сколько градусов занимают ваши секторы, правильный ответ:
$55\% — 198°$
$20\% — 72°$
$15\% — 54°$
$10\% — 36°$
Хотите оставить комментарий?