ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Решение задач по теме «Уравнения с двумя переменными и их системы»

Содержание

Мы научились решать системы уравнений алгебраическим способом. В этом уроке применим его для решения задач по теме «Уравнения с двумя переменными и их системы».

Практика

В Древнем Египте умение решать задачи было не просто навыком, а необходимостью. Фермеры делили урожай, писцы вели учет, чиновники рассчитывали зарплату. Чтобы находить неизвестные величины, они составляли уравнения и системы уравнений. Такой навык полезен и сейчас — и не только в школе, но и в повседневной жизни. Давайте убедимся в этом.

Пример 1

Разность двух чисел равна $18.$ Сумма этих чисел, сложенная с частным от деления большего на меньшее, — $34$. Найдите эти числа.

Показать решение

Скрыть

Обозначим числа — $x$ и $y$, где $x>y$.

Разность двух чисел равна $18$: $$x-y=18.$$

Сумма этих чисел, сложенная с частным от деления, равна $34$: $$x+y+\frac{x}{y}=34.$$

Объединим полученные уравнения в систему: $$\left\{\begin{aligned}x-y&=18,\\x+y+\frac{x}{y}&=34.\end{aligned}\right.$$

Выразим $x$ из первого уравнения: $$x=y+18,$$ и подставим во второе: $$(y+18)+y+\frac{y+18}{y}=34.$$

Разложим дробь и упростим уравнение: $$y+18+y+\frac{y}{y}+\frac{18}{y}=34;$$ $$2y+19+\frac{18}{y}=34;$$ $$2y+\frac{18}{y}=15.$$

Чтобы избавиться от дроби, умножим каждое слагаемое на $y$: $$y\cdot(2y)+y\cdot(\frac{18}{y})=15y.$$ $$2y^2-15y+18=0.$$

Решим уравнение, используя формулу корней квадратного уравнения.

Найдем дискриминант: $$D=b^2-4ac=15^2-4\cdot2\cdot18=225-144=81.$$

$D>0$, значит, уравнение имеет два решения.

Найдем корни уравнения: $$y_1=\frac{-b+\sqrt{D}}{2a}=\frac{15+\sqrt{81}}{2\cdot2}=\frac{24}{4}=6;$$ $$y_2=\frac{-b-\sqrt{D}}{2a}=\frac{15-\sqrt{81}}{2\cdot2}=\frac{6}{4}=1,5.$$

Найдем $x$ для каждого значения $y$: $$x_1=y_1+18=6+18=24;$$ $$x_2=y_2+18=1,5+18=19,5.$$

Решениями задачи являются два набора чисел: $(6;\;24)$ и $(1,5;\;19,5)$.

Пример 2

Два восьмых класса купили билеты в театр. 8 «А» потратил на билеты $4900$ руб. 8 «Б» купил на $15$ билетов меньше, но заплатил за каждый билет на $30$ руб. больше и потратил $3400$ руб. Узнайте, сколько билетов и по какой цене куплено каждым классом.

Показать решение

Скрыть

Обозначим:

$x$ — количество билетов, купленных 8 «А»;

$y$ — цена одного билета для 8 «А».

Запишем первое уравнение системы: $$xy=4900.$$

8 «Б» купил на $15$ билетов меньше — $(x-15)$, и заплатил за каждый билет на $30$ руб. больше — $(y+30)$.

Запишем второе уравнение системы: $$(x-15)(y+30)=3400.$$

Составим систему уравнений: $$\left\{\begin{aligned}xy&=4900,\\(x-15)(y+30)&=3400\end{aligned}\right.$$ и решим ее.

Раскроем скобки во втором уравнении: $$xy+30x-15y-450=3400;$$ $$xy+30x-15y=3850.$$

Подставим значение $xy=4900$ и выразим $y$: $$4900+30x-15y=3850;$$ $$30x-15y=1050;$$ $$2x-y=-70;$$ $$y=2x+70.$$

Запишем систему: $$\left\{\begin{aligned}xy&=4900,\\y&=2x+70.\end{aligned}\right.$$

Заменим $y$ в первом уравнении на $(2x+70)$: $$x(2x+70)=4900.$$

Раскроем скобки и упростим уравнение: $$2x^2+70x=4900;$$ $$x^2+35x=2450;$$ $$x^2+35x-2450=0.$$

Решим уравнение, используя формулу корней квадратного уравнения.

Найдем дискриминант: $$D=b^2-4ac=35^2-4\cdot1\cdot(-2450)=1225+9800=11025.$$

$D>0$, значит, уравнение имеет два решения.

Найдем корни уравнения: $$x_1=\frac{-b+\sqrt{D}}{2a}=\frac{-35+\sqrt{11025}}{2}=\frac{-35+105}{2}=35;$$ $$x_2=\frac{-b-\sqrt{D}}{2a}=\frac{-35-\sqrt{11025}}{2}=\frac{-35-105}{2}=-70.$$

Корень $x_2<0$, а это значит, что он не подходит по условию задачи — количество билетов не может быть отрицательным.

Найдем $y$ для $x=35$: $$y=2x+70=2\cdot{35}+70=140.$$

8 «А» купил $35$ билетов по $140$ рублей.

8 «Б» купил на $15$ билетов меньше: $35-15=20$ билетов, и заплатил за каждый билет на $30$ руб. больше: $140+30=170$ рублей.

Пример 3

Периметр прямоугольника равен $14\;\text{см}$, а площадь — $12\;\text{см}^2$. Найдите стороны прямоугольника.

Показать решение

Скрыть

Обозначим стороны прямоугольника — $x$ и $y$.

По условию задачи: $$P=2(x+y)=14;$$ $$S=xy=12.$$

Составим систему уравнений: $$\left\{\begin{aligned}2(x+y)&=14,\\xy&=12;\end{aligned}\right.\quad\left\{\begin{aligned}x+y&=7,\\xy&=12.\end{aligned}\right.$$

Выразим $y$ из первого уравнения: $$y=7-x,$$ и подставим во второе: $$x(7-x)=12;$$ $$7x-x^2=12;$$ $$x^2-7x+12=0.$$

Решим уравнение, используя формулу корней квадратного уравнения.

Найдем дискриминант: $$D=b^2-4ac=7^2-4\cdot1\cdot12=49-48=1.$$ $D>0$, значит, уравнение имеет два решения.

Вычислим корни уравнения: $$x_1=\frac{-b+\sqrt{D}}{2a}=\frac{7+\sqrt{1}}{2}=4;$$ $$x_2=\frac{-b-\sqrt{D}}{2a}=\frac{7-\sqrt{1}}{2}=3.$$

Найдем $y$ для каждого значения $x$: $$y_1=7-x=7-4=3;$$ $$y_2=7-x=7-3=4.$$

Стороны прямоугольника: $3\;\text{см}$ и $4\;\text{см}$.

Пример 4

Два специалиста, работая вместе, выполняют работу за $12$ часов. Если бы первый сделал половину работы, а второй — оставшуюся половину, то вся работа заняла бы $25$ часов. За сколько часов каждый из них справился бы с работой в одиночку?

Показать решение

Скрыть

Обозначим:

$x$ — время, за которое первый специалист выполняет всю работу один;

$y$ — время, за которое второй специалист выполняет всю работу один.

Всю работу примем за единицу.

Тогда за один час первый специалист выполняет $\frac{1}{x}$, а второй — $\frac{1}{y}$ работы.

Всю работу вместе они выполняют за $12$ часов: $$(\frac{1}{x}+\frac{1}{y})\cdot12=1.$$

По половине работы они выполняют за $25$ часов: $$\frac{1}{2}x+\frac{1}{2}y=25.$$

Запишем систему и упростим: $$\left\{\begin{aligned}(\frac{1}{x}+\frac{1}{y})\cdot12&=1,\\\frac{1}{2}x+\frac{1}{2}y&=25;\end{aligned}\right.\quad\left\{\begin{aligned}\frac{1}{x}+\frac{1}{y}&=\frac{1}{12},\\x+y&=50.\end{aligned}\right.$$

Выразим $y$ из второго уравнения: $y=50-x$, и подставим в первое уравнение: $$\frac{1}{x}+\frac{1}{50-x}=\frac{1}{12}.$$

Найдем общий знаменатель: $$\frac{50-x+x}{x(50-x)}=\frac{1}{12};$$ $$\frac{50}{x(50-x)}=\frac{1}{12}.$$

Избавимся от знаменателей, умножив каждую часть уравнения на $12x(50-x)$: $$12x(50-x)\frac{50}{x(50-x)}=\frac{12x(50-x)}{12};$$ $$12\cdot50=x(50-x);$$ $$600=50x-x^2;$$ $$x^2-50x+600=0.$$

Решим уравнение, используя формулу корней квадратного уравнения.

Найдем дискриминант: $$D=b^2-4ac=50^2-4\cdot1\cdot600=2500-2400=100.$$ $D>0$, значит, уравнение имеет два решения.

Вычислим корни уравнения: $$x_1=\frac{-b+\sqrt{D}}{2a}=\frac{50+\sqrt{100}}{2}=30;$$ $$x_2=\frac{-b-\sqrt{D}}{2a}=\frac{50-\sqrt{100}}{2}=20.$$

Найдем $y$ для каждого $x$: $$y_1=50-x=50-30=20;$$ $$y_2=50-x=50-20=30.$$

Один специалист выполняет работу за $20$ часов, а другой — за $30$.

Часто задаваемые вопросы

Зачем составлять систему уравнений?

В задаче может быть несколько неизвестных, и одного уравнения для их нахождения недостаточно.

Что делать, если получилось два решения?

Нужно проверить, подходят ли оба решения по смыслу. Например, количество билетов не может быть отрицательным. Но также могут оказаться верными оба решения.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ