Теорема Виета
Мы познакомились с квадратными уравнениями и научились находить их корни. Пришло время открыть одну из самых удивительных теорем, за которой стоит королевский советник, шпион и математик Франсуа Виет (1540–1603).
История и секрет теоремы Виета
Во время войны Франции с Испанией в 1590-е гг. Франсуа Виет, находясь на службе при французском дворе, разгадал сложный шифр, которым пользовался испанский король Филипп II и его союзники. Это помогло Франции одержать победу. Филипп II был настолько уверен в неуязвимости своего шифра, что, узнав о его взломе, обвинил французов в колдовстве и даже пожаловался папе римскому.
Способность Виета замечать закономерности помогала ему не только на службе, но и в математике. Он первым стал использовать буквы в уравнениях, и они стали удобнее. Так появились привычные нам уравнения. Эта же способность позволила ему раскрыть секрет, который связывает корни квадратного уравнения и его коэффициенты. Что заметил Виет? Чтобы это узнать, решите уравнение:
$$x^2-\textcolor{green}{7}x + \textcolor{coral}{10} = 0$$
Показать решение
Скрыть
Найдем решение, используя формулу корней квадратного уравнения. Формула выглядит так:
$$x = \frac{-\textcolor{green}{b} \pm \sqrt{D}}{2\textcolor{blue}{a}}, \quad \text{где } D = \textcolor{green}{b}^2-4\textcolor{blue}{a}\textcolor{coral}{c}$$
Вычислим дискриминант:
$$D=\textcolor{green}{7}^2-4 \cdot \textcolor{blue}{1}\cdot\textcolor{coral}{10}=49-40=9$$
$D>0$, значит уравнение имеет два корня.
Подставим значения $D$ в формулу и найдем корни уравнения:
$$x_1=\frac{-(-7)+\sqrt{9}}{2\cdot{1}}=\frac{7+3}{2}=\frac{10}{2}=5$$ $$x_2=\frac{-(-7)-\,\sqrt{9}}{2\cdot{1}}=\frac{7-\,3}{2}=\frac{4}{2}=2$$
Корни этого уравнения $2$ и $5$. Уже догадались, как эти числа связаны с коэффициентами $7$ и $10$?
Сумма корней равна $7$, а произведение — $10$. Сумма — это второй коэффициент, взятый с противоположным знаком, а произведение — это свободный член.
Теорема Виета
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Чтобы доказать теорему, решим общее приведенное квадратное уравнение и сравним его корни с коэффициентами уравнения.
Доказательство
Рассмотрим приведенное квадратное уравнение. Обозначим второй коэффициент буквой $\textcolor{green}{b}$, а свободный член — $\textcolor{coral}{c}$:
$$x^2 + \textcolor{green}{b}x + \textcolor{coral}{c} = 0$$
Найдем дискриминант этого уравнения:
$$D=\textcolor{green}{b}^2-4\textcolor{coral}{c}$$
Пусть $D>0$, тогда уравнение имеет два корня:
$$x_1=\frac{-\textcolor{green}{b}-\sqrt{D}}{2}, \quad x_2=\frac{-\textcolor{green}{b}+\sqrt{D}}{2}$$
Найдем сумму корней:
$$x_1+x_2=\frac{-\textcolor{green}{b}-\sqrt{D}}{2}+\frac{-\textcolor{green}{b}+\sqrt{D}}{2}=$$ $$\frac{-\textcolor{green}{b}+\cancel{\sqrt{D}}-\textcolor{green}{b}-\cancel{\sqrt{D}}}{2}=\frac{-2\textcolor{green}{b}}{2}=\textcolor{green}{-b}$$
Найдем произведение корней:
$$x_1 \cdot x_2 = \frac{-\textcolor{green}{b}-\sqrt{D}}{2} \cdot \frac{\textcolor{green}{b}+\sqrt{D}}{2}=\frac{(-\textcolor{green}{b})^2-(\sqrt{D})^2}{4}=\frac{\textcolor{green}{b}^2-D}{4}$$
Подставим значение дискриминанта:
$$x_1 \cdot x_2 = \frac{\textcolor{green}{b}^2-(\textcolor{green}{b}^2-4\textcolor{coral}{c})}{4}=\frac{\cancel{\textcolor{green}{b}^2}-\cancel{\textcolor{green}{b}^2}+\cancel{4}\textcolor{coral}{c}}{\cancel{4}}=\textcolor{coral}{c}$$
Таким образом, $x_1+x_2=\textcolor{green}{-b}, \quad x_1\cdot x_2 =\textcolor{coral}{c}$
Теорема доказана.
Практика
В 1594 году бельгийский математик Адриан ван Ромен предложил всем ученым Европы решить уравнение 45-й степени. Голландский посол, пребывая во Франции, пренебрежительно заявил, что здесь, дескать, нет математиков, способных справиться с такой задачей. Тогда король Генрих IV пригласил Виета. Тот нашел один из корней уравнения почти сразу, а на следующий день представил еще двадцать два.
Этот случай показывает, насколько мастерски Виет решал сложные задачи. Пришло время проверить, как работают его методы на практике.
Пример
Найдите сумму и произведение корней уравнения $4y^2+12y+8=0$.
Показать решение
Скрыть
Теорема Виета применима только для приведенных квадратных уравнений — тех, у которых коэффициент перед $y^2$ равен $1$. Поэтому сначала нужно привести уравнение к такому виду. Для этого разделим все его члены на коэффициент перед $y^2$:
$$\frac{4y^2}{4}+\frac{12y}{4}+\frac{8}{4}=0$$
Приведенное квадратное уравнение будет:
$$y^2+3y+2=0$$
Перед тем как применить теорему Виета, убедимся, что уравнение имеет корни. Для этого найдем дискриминант:
$$D=b^2-4c=3^2-4\cdot2=9-8=1$$
$D>0$, значит уравнение имеет два корня.
По теореме Виета сумма корней уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком:
$$y_1+y_2=-3$$
А произведение корней равно свободному члену:
$$y_1\cdot y_2=2$$
Как теорема Виета может помочь в решении уравнений? Она позволяет нам находить корни методом подбора, без лишних вычислений.
Пример
Найдите подбором корни уравнения $x^2-4x-5=0$.
Показать решение
Скрыть
По теореме Виета: $$x_1+x_2=4\text{,} \quad x_1\cdot{x_2}=-5$$
Если $x_1$ и $x_2$ целые числа, то они являются делителями числа $-5$:
$$x_1=-1\text{, }x_2=5\quad\text{или}\quad x_1=1\text{, }x_2=-5$$
Сумма корней равна $4$, поэтому нам подходит вариант: $$x_1=-1\text{, }x_2=5$$
Пример
Определите знаки корней квадратного уравнения $$x^2-25x+7=0\text{,}$$ не решая его.
Показать решение
Скрыть
Чтобы получить положительное число $7$ при умножении, оба корня должны быть либо отрицательными, либо положительными. Чтобы получить положительное число $25$ при сложении, оба корня должны быть положительными.
Следовательно, знаки корней квадратного уравнения будут положительными.
Обратная теорема Виета
Математическая красота теоремы Виета в том, что, зная коэффициенты, можно найти корни уравнения, а зная корни — легко узнать коэффициенты. То есть теорема Виета работает и в обратную сторону.
Если два числа таковы, что их сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену, то эти числа являются корнями приведенного квадратного уравнения.
Числа обозначим как $m$ и $n$. Докажем, что в приведенном квадратном уравнении $x^2 + \textcolor{green}{b}x + \textcolor{coral}{c} = 0$ числа $m$ и $n$ являются его корнями.
Доказательство
По условию: $$m+n=\textcolor{green}{-b}\text{,} \quad m\cdot{n}=\textcolor{coral}{c}\text{.}$$
Значит, уравнение $x^2 + \textcolor{green}{b}x + \textcolor{coral}{c} = 0$ можно записать в виде:
$$x^2-(\textcolor{green}{m+n})x + (\textcolor{coral}{m\cdot{n}}) = 0$$
Подставим в это уравнение вместо переменной $x$ число $m$:
$$m^2-(m+n)m + (m\cdot{n}) = 0$$
$$\cancel{m^2}-\cancel{m^2}-\cancel{m\cdot{n}}+\cancel{m\cdot{n}} = 0$$
$$0=0$$
Значит, $m$ — корень уравнения.
Аналогично докажем, что $n$ — корень уравнения:
$$n^2-(m+n)n + (m\cdot{n}) = 0$$
$$\cancel{n^2}-\cancel{m\cdot{n}}-\cancel{n^2}+\cancel{m\cdot{n}}=0$$
$$0=0$$
А значит, $n$ — тоже корень уравнения.
Теорема доказана.
Практика
Применяя обратную теорему Виета, мы можем составить квадратное уравнение, зная его корни.
Пример
Составьте квадратное уравнение, корни которого равны $2$ и $9$.
Показать решение
Скрыть
Применим обратную теорему Виета.
Сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком:
$$b=-(2+9)=-11$$
Произведение корней равно свободному члену:
$$c=2\cdot9=18$$
Составим квадратное уравнение:
$$x^2-11x+18=0$$
Интересный факт
Рассказывают, что Виет практиковал медитацию. Три дня он мог сидеть не двигаясь, без еды и сна, погруженный в свои размышления. Может быть, благодаря такому сосредоточению он и смог достичь таких высот в математике.
Часто задаваемые вопросы
Теорема Виета позволяет находить корни без вычислений. Это особенно удобно, если корни — целые числа, или нужно быстро определить знак корней. Формула корней всегда работает, но теорема Виета помогает сэкономить время на экзаменах и развивает математическое мышление.
Нет, теорема Виета работает только для приведенных квадратных уравнений — тех, у которых коэффициент перед $x^2$ равен $1$.
Можно, но сначала нужно привести уравнение — разделить все его члены на коэффициент перед $x^2$, чтобы сделать его равным $1$.
Хотите оставить комментарий?
Войти