ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Решение задач с помощью квадратных уравнений

Содержание

Мы уже научились решать квадратные уравнения с помощью формулы дискриминанта. Теперь важно понять, как их применять для решения реальных задач. Квадратные уравнения — это не только про абстрактные корни, но и про скорость, площади, длину и даже возраст.

Сегодня мы покажем, как квадратные уравнения помогают решать практические задачи. Разберем, как распознать такие задачи, как составить уравнение и как его решить.

Справка

Квадратные уравнения встречаются не только на уроках алгебры. На практике они помогают решать задачи в самых разных сферах:

  • Физика: при расчётах движения тел по параболической траектории, например при броске вверх.
  • Геометрия: при вычислении сторон, диагоналей и площадей фигур.
  • Экономика: при анализе прибыли, максимизации доходов, прогнозах.
  • Строительство: при расчёте конструкций с треугольными или квадратными элементами.
  • Программирование: при моделировании ситуаций с переменной зависимостью.
  • Игровая теория и комбинаторика: при подсчетах участников турниров или количества комбинаций.

Квадратные уравнения использовались ещё в Древнем Вавилоне и Египте. Тогда задачами занимались жрецы и учёные. Например, египтяне решали уравнения, подобные $x^2 = a$, с помощью таблиц, а в Индии впервые появилась идея отрицательных корней.

Квадратные уравнения в алгебре

Квадратные уравнения часто применяются в задачах на числа, дроби и выражения. Важно уметь не только составить уравнение, но и решить его пошагово.

Пример 1

Найдите два последовательных натуральных числа, сумма квадратов которых равна $85$.

Показать решение

Скрыть

Пусть первое число — $x$, тогда второе, следующее за ним, больше на единицу — $(x + 1)$. Составим уравнение:

$$x^2 + (x + 1)^2 = 85.$$

Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:

$$x^2 + x^2 + 2x + 1 = 85$$

$$2x^2 + 2x + 1 = 85.$$

Перенесём все в левую часть и упростим, разделив обе части на $2$:

$$2x^2 + 2x + 1 -85 = 0$$

$$2x^2 + 2x -84 = 0$$

$$x^2 + x -42 = 0.$$

Найдем дискриминант: $D = 1^2 -4 \cdot 1 \cdot (-42) = 169$.

Вычислим корни:


$x_1 = \dfrac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \dfrac{-1 + \sqrt{169}}{2} = \dfrac{12}{2} = 6$


$x_2 = \dfrac{-b-\sqrt{D}}{2a} = \dfrac{-1-\sqrt{169}}{2} = \dfrac{-14}{2} = -7$

Получаем $x_1 = 6$, $x_2 = -7$. Отрицательное значение не подходит, так как число должно быть натуральным.

Следующее натуральное число: $6 + 1 = 7$.

Ответ: $6$ и $7$

Пример 2

На даче у дедушки Саши часто перегорают лампочки и он решил найти более надежные. Для этого он установил две новые: одну от фирмы «Свет», а другую — от фирмы «Иллюминатор». Оказалось, что лампочка от первой фирмы мощнее на $10~Вт$, чем от второй.

Вечером, записывая результаты, дедушка заметил любопытное совпадение: если возвести в квадрат мощности обеих ламп и сложить их, то получится ровно $4100$.

Какова максимальная мощность среди ламп, установленных дедушкой Сашей?

Показать решение

Скрыть

Обозначим мощность второй лампы через $x~Вт$, тогда мощность первой — $(x + 10)~Вт$. Составим уравнение по условию:

$x^2 + (x + 10)^2 = 4100$

$x^2 + x^2 + 20x + 100 = 4100$

$2x^2 + 20x -4000 = 0$

$x^2 + 10x -2000 = 0$

Вычислим дискриминант и найдем корни:

$D = 10^2 -4\cdot1\cdot(-2000) = 100 + 8000 = 8100$

$x = \frac{-10 \pm \sqrt{8100}}{2} = \frac{-10 \pm 90}{2}$

$x_1 = \frac{-10 + 90}{2} = \frac{80}{2} = 40$

$x_2 = \frac{-10 -90}{2} = \frac{-100}{2} = -50$

Вычислим максимальную мощность: $40 + 10 = 50~Вт$.

Ответ: $50~Вт$.

Квадратные уравнения в геометрии

Квадратные уравнения помогают решать геометрические задачи, особенно связанные с прямоугольными треугольниками, площадями и длинами отрезков.

Пример 1

В прямоугольном треугольнике гипотенуза на $4~см$ длиннее одного из катетов, а другой катет равен $12~см$. Найдите длину гипотенузы.

Показать решение

Скрыть

Пусть длина первого катета $x$, тогда длина гипотенузы — $(x + 4)$. По условию задачи, другой катет равен $12$.

Применим теорему Пифагора и составим уравнение:

$$(x)^2 + 12^2 = (x + 4)^2$$

Раскроем скобки при помощи формулы сокращенного умножения:

$$x^2 + 144 = x^2 + 8x + 16$$

Сократим одинаковые слагаемые, вычтем $16$ и разделим обе части на $8$:

$$144 = 8x + 16$$

$$128 = 8x.$$

Разделим обе части уравнения на $8$:

$$x = 16$$

Тогда гипотенуза: $x + 4 = 20$.

Ответ: $20~см$.

Пример 2

В фотостудии «Альдебаран» фотограф настраивал оборудование. Он установил прожектор на штативе так, чтобы он освещал стену под углом.

Расстояние от пола до верхней части светового пятна оказалось на $1$ метр больше, чем расстояние от прожектора до стены.

Длина луча света (от лампы до верхнего края пятна) составила $5$ метров.

На каком расстоянии от стены стоит прожектор?

Показать решение

Скрыть

Лучи света, штатив и стена образуют прямоугольный треугольник: одна сторона — это расстояние до стены, другая — высота светового пятна, а гипотенуза — сам световой луч. Используем теорему Пифагора, чтобы составить уравнение.

Пусть один из катетов $x$, тогда другой катет, больше на $1$ — $(x + 1)$. Применим теорему Пифагора и составим уравнение:

$$x^2 + (x + 1)^2 = 5^2$$

Раскроем скобки, приведем подобные слагаемые, перенесем все влево и упростим:

$$x^2 + x^2 + 2x + 1 = 25$$

$$2x^2 + 2x + 1 = 25$$

$$2x^2 + 2x -24 = 0$$

$$x^2 + x -12 = 0$$

Решим полученное уравнение при помощи дискриминанта:

$D = 1^2 -4\cdot1\cdot(-12) = 1 + 48 = 49$.

Вычислим корни:

$x = \frac{-1 \pm \sqrt{49}}{2} = \frac{-1 \pm 7}{2}$

$x_1 = \frac{-1 + 7}{2} = \frac{6}{2} = 3$

$x_2 = \frac{-1 -7}{2} = \frac{-8}{2} = -4$

Ответ: $3~м$

Квадратные уравнения в физике

Квадратные уравнения встречаются не только в математике, но и в физике.
Они помогают решать задачи про движение, высоту, путь, скорость и ускорение. Разберёмся, как составить такое уравнение по условию задачи и найти нужную величину.

Пример

Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью $20~м/с$. На какой секунде он окажется на высоте $15$ метров?

Показать решение

Скрыть

Из курса физики известно: если тело брошено вверх, его траектория описывается параболой:

Используем формулу для данного движения:

$$h = v_0 t -\dfrac{1}{2} g t^2.$$

В таких задачах допустимо приближенное значение $g = 10~м/с^2$.

Подставим данные из задачи, перенесем все в левую часть и разделим на $5$:

$$15 = 20t -5t^2$$

$$5t^2 -20t + 15 = 0$$

$$t^2 -4t + 3 = 0$$

Найдем дискриминант и вычислим корни:

$D = (-4)^2-4 \cdot 1 \cdot 3 = 16 -12 = 4$
$t_1 = \dfrac{-(-4) -\sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \dfrac{4 -2}{2} = 1$
$t_2 = \dfrac{-(-4) + \sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \dfrac{4 + 2}{2} = 3$

Ответ: $t = 1~c$ и $t = 3~c$.

Квадратные уравнения в текстовых задачах и комбинаторике

Квадратные уравнения можно встретить в задачах на турнирные схемы, количество комбинаций и даже при анализе последовательностей. Важно уметь переводить условие задачи на математический язык.

Пример

В отборочном туре Чемпионата Мира по хоккею каждая из команд сыграла с каждой другой по одному разу.

Всего было проведено $66$ матчей. Сколько команд участвовало в турнире?

Показать решение

Скрыть

Пусть в отборочном туре участвовало $x$ команд, тогда каждая сыграла с $(x -1)$ командами. По условию игроки встречаются друг с другом только один раз, поэтому общее количество матчей:

$$\dfrac{x(x -1)}{2} = 66$$

Преобразуем уравнение, умножив обе его части на $2$, далее раскроем скобки и перенесем все в левую часть:

$$x(x -1) = 132$$

$$x^2 -x = 132$$

$$x^2 -x -132 = 0.$$

Вычислим дискриминант и найдем корни:

$D = (-1)^2 -4 \cdot 1 \cdot (-132) = 1 + 528 = 529$

$x_1 = \dfrac{-(-1) + \sqrt{529}}{2 \cdot 1} = \dfrac{1 + 23}{2} = 12$

$x_2 = \dfrac{-(-1) -\sqrt{529}}{2 \cdot 1} = \dfrac{1 -23}{2} = -11.$

Отрицательный корень не подходит.

Ответ: $12$ команд

Часто задаваемые вопросы

Как понять, что задача решается с помощью квадратного уравнения?

Если при составлении уравнения переменная оказывается во второй степени ($x^2$), это означает, что перед вами — квадратное уравнение.

Можно ли просто подставлять числа, не составляя уравнение?

Иногда можно, но при этом легко ошибиться. Составление уравнения помогает найти точное решение и избежать догадок.

Зачем квадратные уравнения нужны в жизни?

Они встречаются в физике, строительстве, программировании и даже при планировании турниров — везде, где есть зависимости, которые можно выразить через $x^2$.

Если получилось два корня, какой из них выбирать?

Смотрите на условие задачи. Иногда оба корня подходят, а иногда — только положительный (например, длина не может быть отрицательной).

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ