Вычитание и его свойства
На этом уроке поговорим о вычитании, о том, как называются элементы вычитания, какие свойства вычитания можно выделить, а также потренируемся применять эти свойства.
Разность
Рассмотрим задачу. Велосипедист ехал из одной деревни в другую $2$ дня и проехал $64$ $км$. В первый день он проехал $33$ $км$, после чего остановился отдыхать до следующего дня. Сколько $км$ он проехал во второй день?
Общее расстояние, которое проехал велосипедист, можно найти, сложив расстояние первого и второго дней. Таким образом, нам известна сумма и одно из слагаемых и нужно найти второе слагаемое.
Вычитание — это действие, которое позволяет найти неизвестное слагаемое, если известны сумма и другое слагаемое.
То есть во второй день велосипедист проехал $64-33=31$ ($км$).
Результат вычитания называется разностью двух чисел — уменьшаемого (это то число, из которого вычитают) и вычитаемого (это то число, которое вычитают).
В рассмотренной задаче $64$ является уменьшаемым, $33$ — вычитаемым, а $31$ — разностью.
Разберемся, как правильно прочитать разность$$\textcolor{green}{35-15}$$Это можно сделать несколькими способами:
- Из тридцати пяти вычесть пятнадцать.
- От тридцати пяти отнять пятнадцать.
- Разность тридцати пяти и пятнадцати.
Вычитание на координатном луче
Решим пример $\textcolor{green}{8}-\textcolor{lightblue}{3}$ на координатном луче.
Начертим координатный луч и отметим $\textcolor{green}{уменьшаемое}$ число $\textcolor{green}{8}$:
Затем сделаем влево количество шагов равное $\textcolor{lightblue}{вычитаемому}$ $\textcolor{lightblue}{3}$:
Получаем $8-3=\textcolor{purple}{5}$.
Разность показывает, на сколько единиц уменьшаемое больше вычитаемого (на сколько единиц вычитаемое меньше уменьшаемого)
Чтобы в результате вычитания получилось натуральное число, уменьшаемое всегда должно быть больше вычитаемого.
Вычитание суммы из числа
Если необходимо вычесть из одного числа сумму двух других чисел, например:$$85-(25+16)$$
Тогда на помощь приходит свойство вычитания суммы из числа:
Чтобы вычесть сумму из числа, сначала нужно вычесть из него первое слагаемое, а потом из получившегося результата вычесть второе слагаемое
Не зная этого свойства, мы бы вычисляли так: $$85-\textcolor{red}{(25+16)}=85-\textcolor{red}{41}=44$$
Но если использовать свойство вычитания суммы из числа, то решение выглядит так: $$85-(\textcolor{blue}{25}+16)=(85-\textcolor{blue}{25})-16=60-16=44$$
Результат не меняется, но с использованием свойства вычитания суммы из числа вычисления могут быть проще.
Запишем данное правило в буквенном виде:$$\textcolor{blue}{a}-(\textcolor{orange}{b}+\textcolor{darkgreen}{c})=(\textcolor{blue}{a}-\textcolor{orange}{b})-\textcolor{darkgreen}{c}$$
Вычитание числа из суммы
Бывает, что требуется вычесть число из суммы двух других чисел:$$(68+12)-33$$
Чтобы вычесть число из суммы, нужно вычесть его из одного слагаемого, а потом сложить результат с оставшимся слагаемым.
Данное свойство применимо, когда слагаемое, из которого вычитают число, больше этого числа, либо равно ему.
В том случае, когда оба слагаемых суммы меньше вычитаемого из суммы числа, то воспользоваться свойством не получится, поэтому придется выполнять действия по порядку.
Запишем данное правило в буквенном виде:$$(\textcolor{blue}{a}+\textcolor{orange}{b})-\textcolor{darkgreen}{c}=(\textcolor{blue}{a}-\textcolor{darkgreen}{c})+\textcolor{orange}{b}$$
Вычитание нуля
При вычитании из числа нуля, получается то же число.
Например, у нас есть $6$ яблок. Если мы отнимем от этого количества $0$, получается, мы ничего не отнимем, и количество яблок не уменьшится.
Запишем данное правило в буквенном виде:$$\textcolor{orange}{b-0=b}$$
Вычитание из числа самого себя
Если из числа вычесть само себя, то получится $0$.
Возьмем наш пример с шестью яблоками. Если мы вычтем (например, съедим) из этого количества $6$ штук, яблок не останется.
Запишем данное правило в буквенном виде:$$\textcolor{orange}{b-b=0}$$
Часто задаваемые вопросы
Да, в результате получается отрицательное число.
Применять данные правила совсем не обязательно, но знать их полезно.
Между данными словами нет никакой разницы, они описывают одно и то же действие.
Оценить урок
Что можно улучшить?
Войдите, чтобы оценивать уроки
Что нужно исправить?
Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
123