Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Классы
Темы
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Числовые выражения

Содержание

Вы приступаете к изучению нового предметаалгебры. Вольно выражаясь, это раздел математики, который является более продвинутой арифметикой.

Если основой арифметики являются ранее изученные в программе математики числовые выражения, то в алгебре эта роль отводится алгебраическим выражениям.

Определение числового выражения

Рассмотрим следующую запись:

$$(2\frac{1}{2}+3\frac{1}{3})\cdot{6}$$

Она состоит из чисел и знаков арифметических действий — сложения и умножения. Также заметим, что подобного рода запись имеет значение: выполняя арифметические операции в необходимом порядке, мы можем найти число, тождественное записи.

Дадим определение подобным записям:

Числовые выражения — всякие записи, состоящие из чисел и знаков арифметических действий.

ЧИСЛАЗНАКИ
$\frac{5}{14}$
$0,34$
$231$ и т. п.
$+$
$-$
$\cdot$
$:$
$=$
Определение числового выражения согласно его элементам.

🔎 Хотите посмотреть решение? Нахождение значения числового выражения — тут.

Скрыть решение

1. Найдем значение выражения в скобках. Для этого приведем дроби к общему знаменателю: $$2\frac{1}{2}+3\frac{1}{3}=\frac{5\textcolor{blue}{~^{\backslash3}}}{2}+\frac{10\textcolor{blue}{~^{\backslash2}}}{3}=\frac{15+20}{6}$$

2. Остается умножить данное значение на $6$:

$$\frac{15+20}{\cancel6}\cdot{\cancel6}$$

Ответ: 35.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Сначала в скобках посчитайте,
Потом делите, умножайте,
И только после плюс и минус —
Вот так распутывают чисел паутину.

Из младших классов вы определенно знакомы с порядком выполнения арифметических действий. Поскольку числовые выражения, как правило, содержат большое количество элементов, первый важный шаг в алгоритме решения — определить, в каком порядке будет выполняться вычисление.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях ничем не отличается от того, что вы освоили ранее в программе математики.

Пример числового выражения. $(12\frac{2}{5}-6\frac{1}{5}) : 7\frac{3}{4}$

Решение

Начнем с простого примера наподобие того, что разбирался ранее. Только на этот раз опишем порядок выполнения действий в числовых выражениях более подробно. Видим, что выражение содержит скобки, меняющие приоритет операций. Значит, в первую очередь выполняем вычитание:

$$12\frac{2}{5}-6\frac{1}{5}=6\frac{1}{5}$$

После выполняем операцию деления. Для этого нужно преобразовать смешанные дроби в неправильные и вспомнить следующее правило деления дробей:

$$\frac{a}{b}:\frac{c}{d}=\frac{a}{b}\cdot\frac{d}{c}$$

Воспользуемся данным правилом:

$$\frac{31}{5}:\frac{31}{4}=\frac{\cancel{31}}{5}\cdot\frac{4}{\cancel{31}}$$

Откуда находим значение числового выражения — $\frac{4}{5}$.

Нахождение значения числового выражения

Решение числовых выражений может приводить к нахождению числа (значения), тождественного записи. Однако не всегда бывает так, что числовые выражения имеют значение.

Значение числового выражения — число, получаемое в результате выполнения арифметических операций.

Рассмотрим пример:

Пример числового выражения. $\frac{3,5\cdot1,24}{10+1,6:(\frac{3}{5}\cdot0,4-0,4)}$

Решение

Найдем, чему равняется знаменатель дроби. В порядке приоритета операций в первую очередь считаем группу в скобках. Вынесем для удобства $0,4$ за скобки:

$$10+1,6:(\textcolor{blue}{0,4\cdot(\frac{3}{5}-1}))$$

Считаем:

$$0,4\cdot{-\frac{2}{5}}=-\frac{4}{10}\cdot\frac{2}{5}=-\frac{8}{50}$$

Далее выполняем операцию деления:

$$1,6:(-\frac{8}{50})=-\frac{\cancel{\textcolor{coral}{16}}^{\textcolor{blue}{~~|2}}}{\cancel{10}}\cdot\frac{\textcolor{blue}{5}\cancel0}{\cancel{\textcolor{coral}{8}}}=-10$$

Знаменатель дроби равен нулю:

$$10-10=\textcolor{blue}{0}$$

Деление на ноль в математике не имеет смысла, поскольку для $\frac{x}{0}$ при $x\neq0$ не существует ни одного числа, которое при умножении на $0$ дает $x$.

⚠️ Нахождение значения числового выражения невозможно. В таком случае говорят о том, что числовое выражение не имеет смысла.

Решение числовых выражений: подведем итог

Для того, чтобы успешно выполнять решение числовых выражений, нам по пути приходилось вспоминать различные алгебраические (!) факты:

  • вынесение общего множителя за скобки
  • деление на ноль;
  • понятия о смешенных и неправильных дробях;
  • как приводить дроби к общему знаменателю;
  • как их делить и т. п.

Таким образом, можно подытожить, что работа с числовыми выражениями всегда включает в себя два умения.

Эти же умения нам будут необходимы при решении алгебраических выражений далее.

умение увидеть правильный порядок выполнения действий в числовых выражениях

умение применять соответствующие операциям алгебраические факты

Чем больше алгебраических фактов (правил, законов, свойств, формул и теорем) вы знаете, тем проще и быстрее выполняется нахождение значения числового выражения… при условии, что оно существует!    

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ