Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Числовые выражения

Содержание

Вы приступаете к изучению нового предметаалгебры. Вольно выражаясь, это раздел математики, который является более продвинутой арифметикой.

Если основой арифметики являются ранее изученные в программе математики числовые выражения, то в алгебре эта роль отводится алгебраическим выражениям.

Определение числового выражения

Рассмотрим следующую запись:

$$(2\frac{1}{2}+3\frac{1}{3})\cdot{6}$$

Она состоит из чисел и знаков арифметических действий — сложения и умножения. Также заметим, что подобного рода запись имеет значение: выполняя арифметические операции в необходимом порядке, мы можем найти число, тождественное записи.

Дадим определение подобным записям:

Числовые выражения — всякие записи, состоящие из чисел и знаков арифметических действий.

ЧИСЛАЗНАКИ
$\frac{5}{14}$
$0,34$
$231$ и т. п.
$+$
$-$
$\cdot$
$:$
$=$
Определение числового выражения согласно его элементам.

🔎 Хотите посмотреть решение? Нахождение значения числового выражения — тут.

Скрыть решение

1. Найдем значение выражения в скобках. Для этого приведем дроби к общему знаменателю: $$2\frac{1}{2}+3\frac{1}{3}=\frac{5\textcolor{blue}{~^{\backslash3}}}{2}+\frac{10\textcolor{blue}{~^{\backslash2}}}{3}=\frac{15+20}{6}$$

2. Остается умножить данное значение на $6$:

$$\frac{15+20}{\cancel6}\cdot{\cancel6}$$

Ответ: 35.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Сначала в скобках посчитайте,
Потом делите, умножайте,
И только после плюс и минус —
Вот так распутывают чисел паутину.

Из младших классов вы определенно знакомы с порядком выполнения арифметических действий. Поскольку числовые выражения, как правило, содержат большое количество элементов, первый важный шаг в алгоритме решения — определить, в каком порядке будет выполняться вычисление.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях ничем не отличается от того, что вы освоили ранее в программе математики.

Пример числового выражения. $(12\frac{2}{5}-6\frac{1}{5})\cdot7\frac{3}{4}$

Решение

Начнем с простого примера наподобие того, что разбирался ранее. Только на этот раз опишем порядок выполнения действий в числовых выражениях более подробно. Видим, что выражение содержит скобки, меняющие приоритет операций. Значит, в первую очередь выполняем вычитание:

$$12\frac{2}{5}-6\frac{1}{5}=6\frac{1}{5}$$

После выполняем операцию деления. Для этого нужно преобразовать смешанные дроби в неправильные и вспомнить следующее правило деления дробей:

$$\frac{a}{b}:\frac{c}{d}=\frac{a}{b}\cdot\frac{d}{c}$$

Воспользуемся данным правилом:

$$\frac{31}{5}:\frac{31}{4}=\frac{\cancel{31}}{5}\cdot\frac{4}{\cancel{31}}$$

Откуда находим значение числового выражения — $\frac{4}{5}$.

Нахождение значения числового выражения


Решение числовых выражений может приводить к нахождению числа (значения), тождественного записи. Однако не всегда бывает так, что числовые выражения имеют значение.

Значение числового выражения — число, получаемое в результате выполнения арифметических операций.

Рассмотрим пример:

Пример числового выражения. $\frac{3,5\cdot1,24}{10+1,6:(\frac{3}{5}\cdot0,4-0,4)}$

Решение

Найдем, чему равняется знаменатель дроби. В порядке приоритета операций в первую очередь считаем группу в скобках. Вынесем для удобства $0,4$ за скобки:

$$10+1,6:(\textcolor{blue}{0,4\cdot(\frac{3}{5}-1}))$$

Считаем:

$$0,4\cdot{-\frac{2}{5}}=-\frac{4}{10}\cdot\frac{2}{5}=-\frac{8}{50}$$

Далее выполняем операцию деления:

$$1,6:(-\frac{8}{50})=-\frac{\cancel{\textcolor{coral}{16}}^{\textcolor{blue}{~~|2}}}{\cancel{10}}\cdot\frac{\textcolor{blue}{5}\cancel0}{\cancel{\textcolor{coral}{8}}}=-10$$

Знаменатель дроби равен нулю:

$$10-10=\textcolor{blue}{0}$$

Деление на ноль в математике не имеет смысла, поскольку для $\frac{x}{0}$ при $x\neq0$ не существует ни одного числа, которое при умножении на $0$ дает $x$.

⚠️ Нахождение значения числового выражения невозможно. В таком случае говорят о том, что числовое выражение не имеет смысла.

Решение числовых выражений: подведем итог

Для того, чтобы успешно выполнять решение числовых выражений, нам по пути приходилось вспоминать различные алгебраические (!) факты:

  • вынесение общего множителя за скобки
  • деление на ноль;
  • понятия о смешенных и неправильных дробях;
  • как приводить дроби к общему знаменателю;
  • как их делить и т. п.

Таким образом, можно подытожить, что работа с числовыми выражениями всегда включает в себя два умения.

Эти же умения нам будут необходимы при решении алгебраических выражений далее.

умение увидеть правильный порядок выполнения действий в числовых выражениях

умение применять соответствующие операциям алгебраические факты

Чем больше алгебраических фактов (правил, законов, свойств, формул и теорем) вы знаете, тем проще и быстрее выполняется нахождение значения числового выражения… при условии, что оно существует!    

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ