Вычитание векторов
На прошлых уроках мы познакомились с понятием векторов и научились строить их сумму. Изучили правила треугольника и параллелограмма, которые показывают эквивалентный результат движения векторов.
Следующий шаг: разобраться с обратным действием — вычитанием векторов.
Разность векторов. Случай № 1
Вычитание векторов — не такое простое действие, как сложение. Но стоит записать разность в виде суммы, и смысл вычитания сразу проясняется.
Рассмотрим алгебраическую запись выражения разности двух векторов: $\vec{a} -\vec{b}$.
Данную разность можно записать в виде суммы: $\vec{a} + (-\vec{b})$. И теперь можно сложить данные векторы все по тем же правилам (треугольника или параллелограмма).
Вектор $(-\vec{b})$ равен по модулю (длине) вектору $\vec{b}$, но имеет противоположное направление.
Рассмотрим первый случай: начало второго вектора совпадает с концом первого (расположение «цепочкой»).
Допустим, у нас есть два вектора $\vec{a}$ (для удобства назовем его — первый, или уменьшаемый) и $\vec{b}$ (второй, или вычитаемый).
Требуется найти разность $\vec{a} -\vec{b}$. Для этого построим вектор $(-\vec{b})$.
Теперь мы получили обычную картину для сложения двух векторов. Суммой $\vec{a} + (-\vec{b})$ будет являться некий вектор $\vec{c}$, который соединяет начало вектора $\vec{a}$ и конец вектора $(-\vec{b})$ (правило треугольника).
Перенесем вектор $\vec{c}$ параллельным переносом в точку, где соединены векторы $\vec{a}$ и $\vec{b}$.
Из чертежа видно, что вектор $\vec{c}$ является диагональю параллелограмма.
Вывод
Если векторы расположены «цепочкой» (конец первого совпадает с началом второго), разность можно построить по правилу параллелограмма. Проведенная диагональ покажет вектор разности, направленный к точке, где сходятся оба вектора.
Разность векторов. Случай № 2 и № 3
Вернемся к чертежу, который мы рассматривали выше. На нем мы строили несколько параллельных переносов, чтобы понять, как будет выглядеть разность векторов — вектор $\vec{c}$.
Обратите внимание на пунктир, который изображает вектор $\vec{b}$. Его начало совпадает с началом вектора $\vec{a}$ (случай № 2). Значит, вектор $\vec{c}$ также будет являться их разностью.
Следовательно, если векторы сходятся своими началами, то их разностью будет некий вектор, который соединит их концы. А его направление — от конца второго вектора к концу первого.
Если обратить внимание на пунктир вектора $\vec{a}$, то видно, что теперь совпадают концы векторов $\vec{a}$ и $\vec{b}$ (случай № 3), а вектор $\vec{c}$ по-прежнему выступает в роли их разности.
Если же векторы сходятся своими концами, то их разностью будет некий вектор, который соединит их начала. И его направление поменяется на противоположное — от начала первого вектора к началу второго.
Для полной ясности, обозначим вектора заглавными буквами: $\vec{AB}(1) -\vec{AC}(2) = \vec{CB}$ (случай, когда векторы сходятся своими началами).
$\vec{AB}(1) -\vec{CB}(2) = \vec{AC}$ (случай, когда векторы сходятся концами).
При вычитании равных векторов получится нулевой вектор, который не имеет ни длины, ни направления:
$\vec{a} -\vec{a} = \vec{0}$.
Параллель между сложением и вычитанием векторов
Чтобы до конца понять, как вычитать векторы, вспомним как они складываются. Ведь вычитание — это обратное действие сложению, поэтому все происходит наоборот.
Если векторы сходятся по «цепочке» (конец первого совпадает с концом второго), используем для их сложения правило треугольника: $\vec{AB}(1) + \vec{BC}(2) = \vec{AC}$.
Направление вектора $\vec{AC}$ — от начала первого к концу второго.
Когда векторы сходятся своими началами, для нахождения их суммы достраиваем их до параллелограмма и проводим диагональ. Эта диагональ и есть вектор суммы; она направлена от общей точки начал к противоположной вершине параллелограмма.
$$\vec{AB} + \vec{AD} = \vec{AC}$$
Теперь о разности векторов.
Если векторы сходятся по «цепочке» (конец первого совпадает с концом второго), поступаем наоборот — достраиваем до параллелограмма и проводим диагональ. Она и будет являться разностью, а также поменяет свое направление — от противоположной вершины параллелограмма к общей точке начал.
$$\vec{AB} -\vec{BC} = \vec{DB}$$
А когда векторы сходятся своими началами, то чтобы найти их разность, используем правило треугольника (снова поступаем «наоборот»). И направление также изменим — от конца второго вектора к концу первого.
$$\vec{AB} -\vec{AC} = \vec{CB}$$
Иными словами, вы всегда сможете проверить себя на правильное построение вектора разности, если знаете правила сложения по треугольнику и параллелограмму.
Ведь $15 -3 = 12$, а проверка этого равенства: $15 = 12 + 3$.
Такую же проверку можно сделать и для векторов, так как для них справедлив переместительный закон. То есть, если $\vec{AB} -\vec{AC} = \vec{CB}$, то $\vec{AB} = \vec{CB} + \vec{AC}$.
Это интересно
Само понятие разности векторов появилось не сразу. В древности векторы не рассматривались как отдельные математические объекты — их роль выполняли направленные отрезки на картах и схемах движения.
Идея «отнять одно направление от другого» возникла только в XIX веке, когда математики начали выражать векторы через координаты.
Интересно, что понятие разности напрямую связано с переносом векторов: если два вектора равны, их можно перемещать в пространстве, не меняя результата.
Именно поэтому геометрическое построение вычитания не зависит от того, где расположены векторы — важно только направление и длина.
Сегодня, выполняя вычитание векторов, мы не просто решаем задачу, а учимся видеть разницу направлений и величин. Такое упражнение развивает пространственное мышление, помогает лучше понимать координатную геометрию и уверенно работать с построениями.
А еще оно учит искать связь между чертежом и рассуждением — видеть не только линии, но и смысл, стоящий за ними.
Часто задаваемые вопросы
Да, можно. Разность существует для любых векторов, независимо от их взаимного расположения.
Это построение такого вектора, который показывает переход от вычитаемого к уменьшаемому.
Получится нулевой вектор (точка) — его начало и конец совпадают.
Так проще строить: вместо нового действия используется уже знакомое сложение.
Да. Если к разности прибавить вычитаемый вектор, получится уменьшаемый: $(\text{разность}) + (\text{вычитаемый}) = (\text{уменьшаемый})$.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти