Умножение вектора на число
На предыдущих уроках мы изучили сложение и вычитание векторов. Теперь рассмотрим новое действие — умножение вектора на число. Оно позволяет изменять длину вектора пропорционально выбранному числу и, в зависимости от знака, сохранять или изменять направление вектора.
Умножение на число
Векторы умеют не только складываться и вычитаться, их можно также «масштабировать». Иногда нужно сделать вектор длиннее, иногда — короче, а когда-то и повернуть обратно. Именно для этого и существует умножение вектора на число.
Представьте, что вектор показывает путь: направление и расстояние. Если умножить его на $2$ — вы идете в том же направлении, но в два раза дальше. Если умножить на $0,5$ — проходите только половину пути. А если на $(−1)$ — идете в противоположном направлении.
Произведением вектора $\vec{a}$ на число $k$ называется вектор $\vec{b} = k\vec{a}$, длина которого равна $|k| \cdot |\vec{a}|$, а направление:
- совпадает с направлением $\vec{a}$, если $k > 0$ (векторы сонаправлены);
- противоположно направлению $\vec{a}$, если $k < 0$ (векторы противоположно направлены).
Если какой-либо вектор умножить на ноль, получится нулевой вектор. То есть, при $k = 0$: $0 \cdot |\vec{a}| = \vec{0}$.
Такой вектор, как мы помним, «сжимается» в точку, и у него нет ни длины, ни направления.
Законы умножения вектора на число
Умножение вектора на число подчиняется тем же правилам, что и обычное умножение чисел. Это удобно: не нужно запоминать ничего нового, достаточно понять смысл.
1. Сочетательный закон
$$(k \cdot m)\vec{a} = k(m\vec{a})$$
Если вектор умножается на два числа подряд, порядок действий не важен: можно сначала перемножить числа, а потом умножить результат на вектор.
Другими словами: от перестановки множителей местами произведение не изменится.
| Пример с обычными числами | Пример с вектором $\vec{a}$ |
| $5 \cdot 6 \cdot 7 = 210$ | $5 \cdot 6 \cdot \vec{a} = 30 \cdot \vec{a}$ |
| $7 \cdot 5 \cdot 6 = 210$ | $\vec{a} \cdot 6 \cdot 5 = 30 \cdot \vec{a}$ |
| $6 \cdot 7 \cdot 5 = 210$ | $5 \cdot \vec{a} \cdot 6 = 30 \cdot \vec{a}$ |
2. Распределительный закон относительно сложения чисел
$$(k + m)\vec{a} = k\vec{a} + m\vec{a}$$
Если вектор умножается на сумму чисел, это то же самое, что умножить его на каждое число отдельно и сложить результаты.
3. Распределительный закон относительно сложения векторов
$$k(\vec{a} + \vec{b}) = k\vec{a} + k\vec{b}$$
Если одно и то же число умножается на сумму векторов, можно умножить его на каждый вектор и потом сложить полученные векторы.
Обратите внимание, здесь картинка изменится, так как мы сначала умножаем каждый вектор на число, а потом их складываем (по правилу треугольника или параллелограмма).
На данном изображении векторы $\vec{a}$ и $\vec{b}$ увеличены вдвое, чтобы легко было понять почему при увеличении векторов в $k$ раз их сумма также увеличивается в $k$ раз.
Итак, рассмотрим треугольники $ABC$ и $AB_1C_1$. Они подобны по двум углам:
- $ \angle A $ у них общий,
- $BC \parallel B_1C_1$, так как вектор $\vec{b}$ мы переносили параллельным переносом и удваивали его,
- $\angle ABC = \angle AB_1C_1$ как соответственные при $BC \parallel B_1C_1$, $AB_1$ — секущая.
Так как $AB_1 = 2 \cdot \vec{a}$, а $B_1C_1 = 2 \cdot \vec{b}$, то $AC_1 = 2 \cdot (\vec{a} + \vec{b})$ с коэффициентом подобия $k = 2$.
Любые векторы можно переносить параллельным переносом, поэтому всегда будет существовать подобие треугольников, а значит, равенство $k(\vec{a} + \vec{b}) = k\vec{a} + k\vec{b}$ будет справедливо для любых значений $k$.
Это интересно
История векторов началась не с геометрии, а с физики. До середины XIX века ученые записывали направления сил и скоростей с помощью длинных формул. В $1843$ году ирландский математик Уильям Гамильтон придумал особые числа — кватернионы, которые умели описывать направление и вращение в пространстве.
Свое открытие он сделал прямо во время прогулки по мосту в Дублине и, не найдя бумаги, вырезал формулу на камне:
$i^2 = j^2 = k^2 = ijk = -1$.
Эта надпись сохранилась в истории как момент рождения векторной алгебры.
Позже математики заметили, что для большинства задач кватернионы слишком громоздки, и выделили из них более простое понятие — вектор. С тех пор векторы стали универсальным языком для описания сил, скоростей и направлений.
Умножение на число оказалось самым удобным способом изменять длину вектора, не меняя его формы.
Первые школьные учебники, где появились векторы, вышли только в XX веке. До этого считалось, что эта тема слишком сложна для школьников. Сегодня же без векторов не обходится ни один учебник по физике и геометрии.
А в жизни они нужны, чтобы рассчитывать траектории самолетов и спутников, определять направление ветра, движение воды в океане и даже корректировать маршруты навигаторов.
Векторы используются во всех науках и технологиях, где нужно описать движение, направление или силу.
Часто задаваемые вопросы
Это значит сделать вектор длиннее или короче во столько раз, сколько показывает число, и, если оно отрицательное, поменять направление вектора на противоположное.
Любой вектор превращается в нулевой, то есть теряет длину и направление.
Вектор просто поменяет направление: $(-1)\vec{a} = -\vec{a}$.
Да, можно.
1. Сочетательный — $(k \cdot m)\vec{a} = k(m\vec{a})$;
2. Распределительный относительно сложения чисел — $(k + m)\vec{a} = k\vec{a} + m\vec{a}$;
3. Распределительный относительно сложения векторов — $k(\vec{a} + \vec{b}) = k\vec{a} + k\vec{b}$.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти