Отношение двух чисел
Иногда для решения разных жизненных и математических задач нам приходится сравнивать числа. И в зависимости от задачи, мы сравниваем их, находя разность чисел или частное чисел (во сколько раз одно больше другого). Частное двух чисел мы теперь будем называть отношением этих чисел.
Для чего нужно отношение?
Для строительства, астрономии, торговли и разделения урожая египетские геометры использовали простые отношения для расчета площадей и объемов. До наших времен даже сохранились задачи о разделении хлеба между людьми в определенном отношении.
И мы можем представить, например, что человеку более высокого уровня полагалось больше продукта: допустим, одному в три раза больше, чем другому. Получается отношение $3 : 1$. Отношение — это не дробь, а сравнение.
Что такое отношение?
На столе $4$ яблока и $2$ груши. Как можно сравнить их количество?
- найти разность: $4 – 2 = 2 $. Значит, яблок на $2$ больше, чем груш (картинка);
- найти частное: $4 : 2 = 2 $. Значит яблок в $2$ раза больше, чем груш.
Частное двух чисел $\frac{a}{b}$ или $a : b$ называют отношением.
Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
правила чтения
Читать $a : b$ нужно так: «отношение $a$ к $b$». В случае с яблоками и грушами можно сказать так: «яблоки относятся к грушам, как $4$ к $2$».
Так же отношения, как и дроби, можно сокращать, если оба числа делятся на одно и то же: $4 : 2 = 2 : 1$.
Практика
В задачах часто бывает сразу дано отношение. Принимая отношение за части, можно с легкостью решить задачу. Например:
В саду растет $180$ роз и тюльпанов, они относятся, как $5 : 4$. Сколько роз растет в саду?
Показать решение
Скрыть
Розы относятся к тюльпанам, как $5 : 4$, значит роз $5$ частей, а тюльпанов $4$. Всего значит $4$ + $5$ = $9$ частей — это $180$ цветов. Легко найти сколько цветов в одной части: $180$ : $9$ = $20$. Дальше зная, что роз $5$ частей, умножаем: $20$ ∙ $5$ = $100$ роз.
Взаимно обратные отношения
Первое число в отношении — это то, что сравнивают, второе число в отношении — это то, с чем сравнивают.
В задаче с яблоками сравнили яблоки с грушами, поэтому отношение $4 : 2$. Если же сравнить груши с яблоками, то получится отношение $2 : 4$.
Правило
Эти два отношения называют взаимно обратными, точно так же, как дроби $\frac{4}{2}$ и $\frac{2}{4}$ считают взаимно обратными.
Виды отношений
Иногда отношение — это просто сравнение, а бывает, отношение создает новую величину.
Машина проехала за $3$ часа $150$ $км$. Если найти отношение расстояния к времени, получится новая величина — скорость:
$150$ : $3$ = $50$ $км/ч$ — скорость машины.
То есть найти отношение можно как у однородных величин (количество к количеству, вес к весу и т. д.), так и разнородных (расстояние на время, площадь на сторону и т. д.).
Получается, в виде отношений можно выразить разные виды величин: концентрация раствора, скорость автомобиля, производительность труда, урожайность полей, цены товаров.
Решение задач
Применим полученные знания при решении задач.
Задача 1
Задача 2
Собрали $5$ $т$ пшеницы и кукурузы в отношении $1 : 4$. Сколько тонн кукурузы собрали?
Показать решение
Скрыть
Определяем общее количество частей: $1$ + $4$ = $5$.
Найдем, сколько тонн содержится в одной части: $5$ : $5$ = $1$ $т$.
Таким образом, если кукурузы собрали четыре части: то: $4$ ∙ $1$ = $4$ $т$ кукурузы.
Ответ: $4$ $т$.
Часто задаваемые вопросы
Найти частное от того числа, которое сравнивают, к тому числу, с которым нужно сравнить.
Нужно общее количество разделить на сумму чисел в отношении (сумму частей).
Разделить оба числа отношения на одно и то же число.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти