Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Классы
Темы
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Великий раскол христианства: Православие и Католицизм

Содержание

В 1054 году произошло одно из важнейших событий средневековья, вошедшее в историю под названием Великий раскол, или Великая схизма. Отныне западные христиане стали называться католиками, а восточные — православными.

В работе Вселенских соборов принимало участие высшее духовенство как западной, так и византийской церквей. Однако между римской и византийской церквями нарастали разногласия. Одну из важнейших ролей в этих разногласиях сыграли напряженные отношения римских пап и константинопольских патриархов.

С VI в. позиции константинопольских патриархов заметно укрепились. Римские епископы в свою очередь претендовали на духовное лидерство во всем христианском мире. Их главным аргументом выступала власть, дарованная непосредственно самим Св. Петром, который получил ее от Христа.

В отличие от Западной Церкви, Восточная Церковь развивалась, чтобы функционировать под твердой имперской властью. Начавшись как малые разногласия, все это в конечном счете привело к Великому расколу, до сих пор разделяющему христианство.

папа римский

Распространение христианской веры в Европе

Во времена папы Григория I Великого (590–604) распространяется тезис о Риме, как о великой духовной столице. В это время папство являлось авторитетом для новообращенной германской элиты. Престиж римских пап рос, и христианская вера расширяла свои границы от Рима до новых столиц варварских королевств.

Немало способствовала этому и личность Григория I, тонкого политика, стремившегося распространить контроль Рима на новообращенные области. Крупным успехом его понтификата стало обращение в христианство англосаксов, захвативших Британию.

Вместе с этим важной вехой стало создание церковной организации, всецело подчиненной Римскому престолу.

флаг Великобритании

Направляя своих миссионеров к язычникам в Британию или Германию, Григорий предписывал им вести себя с крайней осторожностью, не оскорбляя публично прежних богов. По его мнению, разумнее было использовать традиционные места поклонения и языческие капища для проповеди там новой веры.

Интересный факт

Система осторожной христианизации, которую предлагал Григорий I, в итоге вылилась в то, что сегодня большинство старинных священных мест в Британии связаны именно с языческими местами поклонений. В этом есть определенная религиозная преемственность.

Однако успехи миссионерства VI VII вв. были еще непрочными. Нередко целые народы принимали христианство вслед за своими королями, сохраняя при этом языческое мировосприятие. Это приводило к периодическому оживлению «варварских» духовных ценностей.

варвар

Франкское государство, основанное Хлодвигом, тоже признало христианство, обеспечив себе поддержку римской церкви и укрепление власти. Хлодвиг активно поддерживал духовенство, даря ему земли и возвращая ранее украденное им самим имущество. Христианизация франкского общества стала одной из самых показательных в среде новообразованных варварских королевств.

Хлодвиг I
Хлодвиг I (современный рисунок)

Период кризиса Римской империи

На рубеже V – VI вв. Римской империей управляли сыновья Феодосия Великого: Аркадий на Востоке и Гонорий на Западе. Так как прежняя империя распалась на две части, сыновья Феодосия взяли под контроль каждую из его половин. Оба оказались неспособны противостоять многочисленным врагам, угрожавшим империи.

Аркадий, слабый и бесхарактерный, попал под влияние грабителей казны. В это время готы и другие племена опустошали северные регионы империи.

Однако император Маркиан, который взошел на престол через 50 лет вернул статус Восточной империи, снова укрепив ее в военном и культурном плане. Наследники Маркиана продолжили защищать империю, а при Юстиниане (527–565) она пережила возрождение.

Маркиан
Маркиан Флавий

Западная же часть империи пережила более тяжелую судьбу. При слабом Гонории варвары нападали на Италию и соседние области. В начале V века Аларих, король вестготов, опустошил северную Италию и осадил Рим. В 410 году он захватил город, позволив варварам грабить его.

Восточные императоры пытались освободить Запад от варваров, но лишь Юстиниану удалось утвердить власть в Италии в 554 году. После этого византийские императоры правили большей частью Италии через своих представителей. Рим признал власть восточного императора.

Интересный факт

Во времена Юстиниана восточные императоры стали называться греческими, а греческий язык вытеснил латинский на Востоке. Разделение между Восточной и Западной империями становилось все явственнее, а напряжение нарастало.

Различия в жизни Восточной и Западной Церквей также углублялись. Восточная Церковь допускала участие разума в вере и стремилась к переводу церковных книг на понятные простым людям языки. Западная Церковь стремилась к подчинению народа церковной власти, вводя богослужение на латыни.

Греческая Церковь перед расколом

Культурные различия латинского Запада и греческого Востока были грандиозными. После окончания античности в V веке Запад проходил через темные времена упадка цивилизации.

Сначала новые королевства Запада стали проблемой для папского престола. «Варварские» королевства не признавали христианскую веру, разрушали культурное наследие и грабили существующие богатства. Однако в скором времени произошла христианизация, и культура стала объединяться под одним Богом.

Византия тоже не избежала эпохи упадка. Особенно тяжело империя перенесла арабские завоевания. С VII века империя жила в режиме постоянной войны, обычно на нескольких фронтах.

Государство сконцентрировалось лишь на военном деле. Но с IX века начинается довольно бурный «македонский ренессанс»: возрождается образование, наука, искусство. К XI веку Византия предстает обществом с высоким уровнем грамотности. При дворе немало интеллектуалов, монахи разбираются в тонкостях античной философии и поэзии.

Также, крещение Киевской Руси, болгаров и сербов происходит именно через Византию и по ее правилам.

Восточное Возрождение

Македонский ренессанс — это период культурного и интеллектуального возрождения Византийской империи, который произошел в IX – X веках во время правления Македонской династии. В это время произошел значительный подъем в области искусства, литературы и науки, а также активное восстановление древнегреческих и римских текстов. Византийская культура достигла новых высот в иконописи, мозаике, архитектуре и литературе, что привело к укреплению византийского влияния в Восточной Европе и Средиземноморье.

Первые противоречия между Востоком и Западом

Различия между церквями Запада и Востока были всегда, но в прежние времена они не заходили так далеко. Более того, ранее в каждом регионе была своя церковная традиция, свои праздники и песнопения. Церковные обряды показали настоящую пропасть между Востоком и Западом.

Праздник

Болгары заметили это противоречие, решив принять крещение в середине IX века. Болгары обнаружили, что христиане Востока и Запада имеют очень разные церковные обычаи, и потребовали пояснить, какие из них «правильные». Дело уладилось, однако противоречия возобновились.

Одним из главных противоречий стало то, что западные христиане решили изменить ранние догматы, касающиеся Символа веры. Они посчитали, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Название этому изменению было «Filioque«. Восточные же христиане во главе с патриархом Константинопольским не согласились с этим новшеством.

Именно это стало серьезным догматическим новшеством, изменяющим Символ веры, что строжайше запрещено.

Отцы Церкви
Якоб Йорданс. Четыре отца римско-католической церкви.

Еще одним важным отличием стало безбрачие духовенства. На Востоке безбрачие требовалось только от епископов, а на Западе брак любого духовного лица считался недопустимым.

Еще одно различие проявилось позднее, однако истоки его уходят в ранее средневековье. Культура Восточных христиан сформировалась вокруг икон и более строгих форм в искусстве. Однако на Западе более известны и популярны были картины и скульптуры.

Люди по-разному смотрели на этот мир и имели различный культурный опыт от предков, представляя его в искусстве. Именно поэтому различия о которых идет речь не кажутся такими уж странными.

Были и другие мелкие различия: бритье бород священниками, сидение и разговоры во время литургии. И все же латиняне считали главным преступлением греков отказ признать папу римского единственным наместником Бога на земле и главой всей церкви.

Последующие предпосылки разделения

На первых Вселенских соборах были определены права пяти первенствующих епископов Вселенской Церкви, ставших патриархами. Их права были равны, и по старшинству городов Римский патриарх занимал первое место, за ним следовали Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

Римский патриарх назывался папой, но это не давало ему дополнительной власти. Все патриархи, несмотря на их высокое положение, были равны.

С VII века положение патриархов изменилось из-за внешних обстоятельств. Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская области сильно пострадали от нападений мусульман и варваров. Константинопольская Церковь потеряла влияние из-за иконоборческой смуты и гонений.

В то же время Римский патриарх усиливал свою власть на Западе, став главным защитником Никейского вероисповедания.

Интересный факт

Когда варвары разрушили Римское государство, на его осколках они создали свои королевства, которые постоянно сражались друг с другом. Земли Италии смогли объединиться лишь в середине XIX века. У Церкви было собственное небольшое феодальное государство, которое называли «Вотчиной Святого Петра». Папские земли разделяли Италию на две части: северную и южную.

Карта папской области

После падения Западной Римской империи в 476 г. Константинополь становится центром римского мира. Власть римского папы тем временем начинает расти, так как в Риме ослабла императорская власть. Папа стал духовным лидером для варваров, основавших новые европейские государства.

К началу IX века папа уже считался верховным судьей и главой Церкви на Западе. В это время появился сборник «Лжеисидоровские декреталии«, утверждающий права папы как верховного епископа. Это вызвало сопротивление Восточной Церкви.

Интересный факт

Примерно в это же время в 862 г. на Руси начинается эпоха правления Рюриковичей.

В IX веке в Константинополе возникли волнения, связанные с низвержением патриарха Игнатия и назначением Фотия. Папа Николай I вмешался в эти дела, осудив Фотия. Фотий ответил созывом собора и осудил Николая. Началась прямо-таки игра престолов.

Так разделение между Восточной и Западной Церквями становилось заметнее. Восточная Церковь продолжала хранить святое учение и распространять его среди славянских народов. Также, Византия завершила свой подвиг семью Вселенскими соборами, утвердившими учение Церкви.

1054 год

XI век был «золотым» для Византийской империи. Мощь арабов ослабла, Антиохия вернулась в состав империи, а новые земли становились частью Византии.

Киевская Русь, приняв христианство, быстро интегрировалась в византийскую цивилизацию. Политический и экономический расцвет сопровождался культурным и духовным подъемом.

Победы Византии были выгодны и Западу, создавая условия для формирования Западной Европы. В 962 году была образована Священная Римская империя, а в 987 году — Франция Капетингов. Тем не менее, именно в XI веке между новым западным миром и Византией произошел духовный разрыв.

Священная Римская Империя

Священная Римская империя появилась 2 февраля 962 года, в день, когда Римский Папа Иоанн XII короновал императора Оттона I. В состав империи входила большая честь Европы от Балтики и Северного моря до моря Средиземного. По сути эта была конфедерация мелких королевств, объединенных почти на всей территории Европы под одним императором.

коронация
Рафаэль. Коронация Карла Великого.

С начала XI века имя папы больше не упоминалось в константинопольских диптихах, что означало разрыв общения. Точная причина неизвестна, но возможно, это было связано с включением Filioque в Символ веры. Другие латинские обычаи также вызывали разногласия с византийцами.

Церковный диптих — это двустворчатая деревянная панель, использовавшаяся в раннехристианской церкви для записи имен живых и умерших, поминаемых во время литургии. Он состоит из двух створок, которые могут складываться, и часто украшен иконографией или религиозными символами.

В X веке папство было ослаблено, но при Льве IX началась реформа, направленная на усиление власти папы, что, по мнению реформаторов, должно было распространяться на всю Церковь.

раскол 1054

И вот в 1054 году произошло событие, ставшее поводом для драматического столкновения. Император Константин Мономах попытался восстановить единство с Римом. Однако действия латинских реформаторов в южной Италии обеспокоили его и оказалось, что папа не признает императора.

Папские легаты, прибывшие в Константинополь, возложили на престол буллу об отлучении патриарха. В ответ патриарх отлучил легатов от Церкви.

Эти события затронули вопрос о Filioque и планы реформаторов распространить власть папы на всех епископов. Однако это противоречило апостольской традиции. Остальные восточные патриархи поддержали Константинополь.

Интересный факт

В 1965 году папа римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I сняли взаимные анафемы 1054 года, которые привели к Великой схизме и расколу христианской церкви на католическую и православную. Этот акт стал важным шагом к улучшению отношений между католической и православной церквями.

Вот так из «дружеской» встречи выросло тотальное разделение двух ветвей христианства, длящееся до сих пор. Все предпосылки, что были озвучены, в итоге сыграли свою роль. Именно так в XI веке мир продолжил разделяться и множиться на малые части, а ссоры духовных лиц и старания поставить себя выше других привели к тому, что мы имеем.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Проверим знания по теме?

Пройти тест
Следующий материал

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ