Расширение христианской религии
Проделав путь от богослужений в катакомбах до политики Константина Великого, христианство становится государственной религией в 380 году. С этого момента известная нам сегодня церковная иерархия начинает приобретать знакомые черты.
Как повлияла эпоха великого переселения народов на дальнейшую христианизацию Европы? И какие изменения произошли в религии после созыва Вселенских соборов? Для ответов на эти вопросы нужно нырнуть как можно глубже в увлекательное море под названием «Средневековье».
Воспоминания о IV веке. Становление новой религии
Преследование христиан Диоклетианом в 303 году было одним из самых жестоких и практически последних гонений. Гонимое в начале IV века языческим государством христианство встречает новый V век, являясь единственной официально признанной религией Римской империи.
Победа христианства связана с именем императора Константина I (274–337). Он принимал участие не только в укреплении официального положения христианства в империи, но и в решении внутренних вопросов. Благодаря ему религия смогла укрепиться в империи.
С изданием Миланского эдикта (313 г.) христиане оказались под защитой государства и получили равные права с язычниками.
Ближе к концу IV в. христианство стало официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных членов империи. К концу века император Феодосий I ввел запрет на языческие культы. Языческие храмы были разрушены или превращены в церкви.
Можно говорить об окончательном торжестве новой веры. Римская империя стала христианской империей. Новая для многих религия впервые распространилась по городам.
Христианство становится официальной религией
27 февраля 380 года император Феодосий I издает Фессалоникийский эдикт. Он признает тринитарное христианство официальной религией Римской империи.
Объяснение
Тринитарное христианство — это вера в Троицу Бога. Согласно этому учению, Бог является Троицей, т.е. проявляется в трех лицах: Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Таким образом, тринитарное учение утверждает, что Бог существует в трех личностях, но образует единое божественное существо.
Церковь приняла организационную структуру, похожую на ту, что была в империи. Епископы, находившиеся в крупных городах, руководили епархиями. Главные представительства были в Риме, Константинополе, Иерусалиме, Антиохии и Александрии.
Епархия — это территория в православной и католической церкви, которую контролирует епископ. Епископ — это руководитель епархии. Патриарх — это руководитель всех епархий страны. Как все просто!
Епископ Рима считался первым среди равных, а Константинополя — вторым, ведь этот город стал новой столицей империи. Феодосий I постановил, что те, кто не верил в Троицу, считались еретиками. В 385 году это привело к первому случаю смертной казни еретика по решению государства.
Интересный факт
Может быть вы слышали о «втором Риме» и «третьем Риме». Так вот второй Рим — это Константинополь. Он стал вторым по важности после первого и получил такой статус. А вот третий Рим — это Москва. Ведь после падения Константинополя в 1453 году, именно Москва стала продолжателем традиций этих двух городов.
Религия расширяется
Уже при Феодосии I христианская религия окончательно утверждается на территории Римской империи. Начинают уничтожаться языческие храмы. В этот же период, в IV веке, проходит два собора. Постепенно складывается церковная система, которая впоследствии будет усложняться.
Всего вселенских соборов с представителями разных церквей будет семь. В начале формирования своей иерархии Церковь была едина, но затем по ходу истории мы будем встречать и другие национальные Церкви: русская, болгарская, греческая, римская и т.д.
На соборах принимаются важные дипломатические и юридические решения. Чаще всего обсуждается ересь, с которой нужно бороться, как с пенкой на киселе.
Изначально в IV-V веках патриархов (глав церквей) было пять. Главный — Римский Папа. Затем шел Константинопольский Патриарх. За ним — патриарх Антиохийский (современная Сирия), потом Александрийский и Иерусалимский. Эти патриархи формируют основное направление христианской веры.
Интересный факт
Период истории после распада Западной Римской империи проходит под знаком господства Церкви Константинопольской. Константинопольский Патриарх и Византийский император могут позволить себе отчитать Папу Римского, а тот вынужден подчиняться.
Когда в VII веке начнется арабское нашествие, власть Византии пошатнется. Но мощь Византийской Церкви все равно окажется больше, чем у кого-либо еще в христианском мире. Это будет продолжаться пока на Западе не появятся мощные королевства и своя империя.
Вселенские соборы
Традиция созывать Соборы для решения важных церковных вопросов зародилась в первые века христианства. Важно отметить, что слово «собор» может означать как здание, так и собрание представителей церкви. Именно об этих соборах и пойдет речь.
Соборы могли быть как Поместными, в которых участвовали представители близлежащих территорий. Также соборы бывали Вселенскими, на которые приглашались представители со всего христианского мира. Как вы понимаете, до марсиан христианство пока не добралось.
Вселенские Соборы созывались для обсуждения особо значимых церковных вопросов, имеющих важность для всей Церкви. На них по возможности присутствовали представители всех Поместных Церквей. Решения, принятые на данных соборах, обладают высшей властью.
Справка из истории
Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский, I Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, II Константинопольский, III Константинопольский и II Никейский.
В июне 325 года в Никее, при императоре Константине Великом, прошел Первый Вселенский Собор. Он был направлен против учения Ария, который отрицал божественность Иисуса Христа.
Арий утверждал, что Сын Божий — лишь высшее творение. Никейский Собор осудил это учение и утвердил догмат о божественности Иисуса Христа.
Догмат в контексте религии и философии представляет собой основополагающее учение или утверждение, которое считается истинным и неоспоримым.
На Соборе был принят символ веры, который заключается в том, что Бог Сын (Иисус Христос) неотделим от Бога Отца. То есть с этого момента было зафиксировано во что именно должен верить каждый христианин.
Также было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Отцы Собора отменили земные поклоны в воскресные дни и приняли другие важные церковные правила.
Распространение христианства в Европе
Постепенная потеря Западной Римской империей своей власти привела к появлению германских королевств. Это совпало с ранними усилиями церкви по христианизации неконтролируемых районов.
Христианизация — понятие, обозначающее процесс принятия христианства одним человеком или группой людей
В V веке миссионеры из римской Британии начали работать в кельтских регионах (Шотландия, Ирландия и Уэльс). Они создавали кельтское христианство, которое позже было интегрировано в Римскую Церковь.
Миссионеры являются деятелями религиозных организаций, которые ставят перед собой задачу обратить неверующих в определенную религию.
Знаменитые миссионеры того времени в Северо-Западной Европе — Патрик, Колумба и Колумбан. Англосаксонские племена, завоевавшие Южную Британию после ухода римлян, были обращены в христианство Августином Кентерберийским по инициативе Папы Григория Великого.
Галло-римские жители Галлии (нынешних Франции и Бельгии) были захвачены франками в начале V века. Их преследовали, пока король франков Хлодвиг I не принял католицизм в 496 году.
Хлодвиг призвал своих дворян последовать его примеру. Это укрепило королевство, объединяя веру правителей и народа.
После создания Франкского королевства миссионерская деятельность усилилась благодаря поддержке династии Меровингов. В конце VIII века Карл Великий использовал насилие, чтобы обратить саксов-язычников в христианство.
Папы римские
История римских пап начиная с IV века была периодом трансформации и укрепления церкви. В это время папы не только защищали и распространяли христианскую веру, но и закладывали основы для ее дальнейшего развития в Средневековье.
Сегодня Папа Римский является главой католической церкви до своей смерти или добровольного отречения. После этого наступает период пустого престола, пока не избран новый Папа.
Как глава католической церкви, Папа Римский обладает полномочиями издавать законы — каноны, обязательные для всей церкви или ее части. Он может толковать, изменять или отменять законы.
Интересный факт
Папа Римский — это сокращенное название главы католиков, официальный же титул звучит следующим образом: Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
После Миланского эдикта (313 г.) христианство выходит из подполья. В это время работа римских пап состоит в укреплении влияния христианства и дальнейшем распространении. Также в это время идет работа над переводом Библии на латинский язык.
В V веке римские понтифики сталкиваются с новыми вызовами, которые приносят варвары на территорию империи. Папы были вынуждены приспосабливаться к резко изменившимся обстоятельствам. Они балансировали между императором и варварами.
Что случилось после распада Римской империи?
Взаимодействие Запада и Востока в религиозной сфере было сложным из-за культурных и языковых различий. В раннехристианскую эпоху в Римской империи церковь была двуязычной — тексты были на греческом и латинском.
В IV веке единство было достигнуто благодаря усилиям императоров, но с течением времени централизованная власть ослабла.
В VIII веке Запад начал формировать большие политические объединения, например, империю Карла Великого. Различия между Западом и Востоком становились все более заметными.
Все это в дальнейшем будет способствовать окончательному разделению церкви на Католическую и Православную.
Сейчас же важно заметить, что после распада империи христианство продолжало укреплять свои позиции. Миссионеры разносили веру, понтифики старались соблюдать законы, а соборы закрепляли новые уставы.
Хотите оставить комментарий?
Войти