Ошибки в употреблении однородных членов
На предыдущих уроках мы рассмотрели типичные грамматические ошибки, которые часто встречаются в задании 8 ЕГЭ по русскому языку. К ним относятся ошибки в сложных предложениях и в предложениях с косвенной речью, ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
В этом уроке мы познакомимся еще с одним типом грамматических ошибок. Это ошибки в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения и их признаки
Прежде чем говорить об ошибках в предложении с однородными членами, необходимо вспомнить, что называется однородными членами предложения, а также повторить правила их употребления в речи.
Однородные члены предложения — это главные или второстепенные члены, которые относятся к одному и тому же слову в предложении, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения.
На детской площадке малыши играли в мяч, строили замки из песка, качались на качелях и катались с горки.
В этом предложении слова «играли», «строили», «качались» и «катались» являются однородными членами предложения. Это главные члены — однородные сказуемые. Они все относятся к одному и тому же слову в предложении — подлежащему «малыши». Также все они отвечают на один и тот же вопрос: «что делали?».
Как уже было сказано выше, однородными могут быть любые члены предложения — и главные, и второстепенные, а именно: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство.
Важно
Однородными членами предложения может быть любая самостоятельная часть речи: существительное, местоимение, глагол, прилагательное, наречие, числительное.
Союзы, предлоги и вводные слова не могут быть однородными членами предложения, потому что являются служебной частью речи.
Однородные члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры предложений |
---|---|---|
Подлежащее | Кто? Что? | На праздничной линейке присутствовали ученики, учителя и прочие сотрудники школы |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | Петя хорошо читает, рисует и играет на скрипке |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей: Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | На экскурсии мы узнали много нового об истории и архитектуре Кремля |
Определение | Какой? Который? | Небо с утра было низким и хмурым |
Обстоятельство | Как? Когда? Зачем? Где? Откуда? Почему? | Тропинка петляла то вправо, то влево |
Из приведенных выше примеров легко выделить основные признаки однородных членов:
- отвечают на один и тот же вопрос;
- являются одним членом предложения;
- относятся к одному члену предложения;
- часто выражены одной частью речи;
- произносятся с перечислительной интонацией.
Связь между однородными членами
Однородные члены в предложении могут быть связаны при помощи союзов и интонации (союзная связь) или же только при помощи интонации (бессоюзная связь). Рассмотрим эти виды связи подробнее.
При союзном способе связи используются разные виды союзов. Подробно о союзах мы уже говорили в данном уроке.
Вид союза | Союзы | Примеры предложений |
---|---|---|
Соединительные | и, да | В море тишь да гладь |
Разделительные | или, либо | Я обычно хожу в походы весной или летом |
Противительные | а, но | Он умеет играть не на скрипке, а на гитаре |
Повторяющиеся | то… то, не то… не то, ни… ни, или… или | Она или глубоко задумалась, или задремала |
Составные | не только… но и , как… так и, хотя и… но | В весеннем марафоне принимали участие как профессиональные спортсмены, так и простые любители бега |
При употреблении союзов для связи однородных членов часто возникают грамматические ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо помнить о следующих правилах.
Важно
- Части повторяющихся и двойных союзов должны стоять в предложении непосредственно рядом с однородными членами. Например: Эта книга была интересна не только детям, но и взрослым.
Предложение с возможной грамматической ошибкой: Эта книга не только была интересна детям, но и взрослым. - Части двойного союза всегда постоянны. Их нельзя заменять другими союзами. К примеру: На улице было хотя и солнечно, но ветрено и довольно прохладно.
Возможная грамматическая ошибка здесь: На улице было хотя и солнечно, так и ветрено и довольно прохладно. Союза «хотя и… так и» не существует.
При бессоюзном способе связи однородные члены в предложении связаны между собой только при помощи интонации. Такой способ еще называют интонационным.
В саду у бабушки росли розы, лилии, васильки, ромашки. В этом предложении однородные подлежащие соединены между собой только при помощи интонации перечисления.
Обобщающее слово при однородных членах
Давайте немного изменим пример предложения, приведенный выше.
В саду у бабушки росли цветы: розы, лилии, васильки, ромашки.
Слово «цветы» так же, как и «розы», «лилии», «васильки» и «ромашки», является подлежащим. Но назвать все эти слова однородными членами предложения нельзя, так как слово «цветы» здесь является общим понятием для последующих трех слов. Или, другими словами, последующие три слова раскрывают понятие самого слова «цветы». Это слово является обобщающим.
Обобщающее слово при однородных членах предложения — это слово или словосочетание, которое выражает общее значение однородных членов предложения.
Для успешного выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку необходимо знать некоторые особенности употребления обобщающих слов при однородных членах. Так, обобщающие слова:
- чаще всего бывают представлены существительным, местоимением или наречием:
Коробки с книгами находились везде (нар.): на полу, на полках, на подоконниках, под столами. - выступают в роли родового понятия, а однородные члены — в роли видовых:
В этой реке водится много разной рыбы: окунь, карась, плотва. - выполняют ту же синтаксическую роль, что и однородные члены:
Во время работы в цирке ему часто приходилось развлекать публику: дурачиться, шутить, разыгрывать смешные сценки. - могут иметь сопроводительные слова: весь, всюду, всегда, везде. Например:
На болотах вся флора и фауна особенная: и деревья, и кустарники, и птицы, и насекомые.
Знаки препинания при обобщающих словах
Найти в тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом при них обычно не составляет труда. Такое предложение всегда имеет особую пунктуацию: двоеточие и/или тире.
В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к ряду однородных членов, выделяют 3 правила постановки знаков препинания:
Правило 1. Если обобщающее слово находится перед однородными членами, то после него ставится двоеточие:
Любопытные жители города и просто зеваки находились повсюду: на тротуарах, балконах и даже на крышах домов.
Правило 2. Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире:
На тротуарах, балконах и даже на крышах домов — повсюду находились любопытные жители города и просто зеваки.
Правило 3. Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.
Повсюду: на тротуарах, балконах и даже на крышах домов — находились любопытные жители города и просто зеваки.
Таким образом, при выполнении задания 8, глядя на знаки препинания, легко выделить предложение с однородными членами и обобщающим словом при них из ряда других предложений.
Ошибки в предложениях с однородными членами
Тема «Однородные члены предложения» не так проста, как кажется на первый взгляд. Она затрагивает еще и другие аспекты, посвященные союзам и обобщающим словам. В связи с этим учащиеся совершают большое количество грамматических ошибок при построении предложений с однородными членами.
Давайте познакомимся с ними поближе, чтобы уметь не только быстро найти эти ошибки в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, но и сделать свою речь более красивой и правильной.
Ошибка
Использование в качестве однородных членов слов разных частей речи.
Неверно | Верно |
---|---|
Она боялась темноты (сущ.) и остаться (гл.) в одиночестве | Она боялась темноты (сущ.) и одиночества (сущ.) |
Ошибка
Использование в качестве однородных членов прилагательных в полной и в краткой форме.
Неверно | Верно |
---|---|
Он был красив (краткая форма) и худощавый (полная форма) | Он был красив и худощав. (Оба прилагательных в краткой форме.) Он был красивый и худощавый. (Оба прилагательных в полной форме.) |
Ошибка
Неправильное употребление общего дополнения при однородных сказуемых.
Неверно | Верно |
---|---|
Посетители выставки удивлялись (чему?) и хвалили (что?) новое произведение мастера | Посетители выставки удивлялись (чему?) новому произведению мастера и хвалили (что?) его |
Если у однородных членов имеется общее зависимое слово, при правильном построении предложения от каждого из двух или более сказуемых ставится один общий вопрос к дополнению.
Все ученики класса любили (кого?), ценили (кого?) и уважали (кого?) своего учителя.
Если от каждого однородного члена к их общему зависимому слову можно задать разные вопросы, то такое предложение неверно. В этом случае следует к каждому однородному члену подобрать свое зависимое слово.
Все ученики класса доверяли (кому?) своему учителю, и уважали (кого?) его.
Ошибка
Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их опускать нельзя.
Неверно | Верно |
---|---|
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах |
Ошибки в употреблении союзов и обобщающего слова
Ошибка
Нарушение порядка слов при использовании двойных союзов.
Неверно | Верно |
---|---|
Во время концерта настроение было не только праздничным у зрителей, но и у самих артистов | Во время концерта настроение было праздничным не только у зрителей, но и у самих артистов |
Напомним, что части повторяющихся и двойных союзов должны стоять в предложении непосредственно рядом с однородными членами.
Ошибка
Нарушение состава двойного союза.
Неверно | Верно |
---|---|
Йод, растворенный в морском воздухе, благотворно действует не только на телесные, а также на душевные раны | Йод, растворенный в морском воздухе, благотворно действует не только на телесные, но и на душевные раны |
Следует помнить, что части двойных союзов постоянны, и их нельзя заменять другими словами. Так, например, союза «не только… а также» не существует. Нужно выучить наизусть двойные союзы, которые употребляются наиболее часто. К ним относятся: «как… так и», «не только… но и», «не столько… сколько», «насколько… настолько», «хотя и… но», «если не… то».
Ошибка
Использование в качестве однородных членов родовых и видовых понятий, а также логически несовместимых понятий.
Неверно | Верно |
---|---|
На прилавке лежали огурцы, помидоры, овощи, баклажаны. Он пришел на праздник с женой и плохим настроением | На прилавке лежали овощи: огурцы, помидоры, баклажаны. Он пришел на праздник с женой. У него было плохое настроение |
Ошибка
Обобщающее слово при однородных членах не согласуется с ними в падеже.
Неверно | Верно |
---|---|
Мой дед обладал тремя важными качествами: строгость, справедливость и доброта | Мой дед обладал тремя важными качествами: строгостью, справедливостью и добротой |
Как эти знания помогут при выполнении задания 8 ЕГЭ?
Напомним, что в задании 8 ЕГЭ по русскому языку нужно установить соответствие между видами грамматических ошибок и предложениями, в которых они находятся. Теперь, когда мы подробно рассмотрели типы грамматических ошибок в предложениях с однородными членами, вы сможете:
- Быстро находить предложения с однородными членами и отличать их от других предложений в задании.
- Определять тип ошибки, включая ошибки в употреблении союзов и/или обобщающего слова при однородных членах.
- Исправлять найденную ошибку в предложении.
Часто задаваемые вопросы
Шаг 1. Найдите в предложении главные члены — подлежащее и сказуемое. Найдите второстепенные члены.
Шаг 2. Посмотрите, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Шаг 3. Определите, какой связью связаны эти однородные члены: при помощи союзов или бессоюзной, только при помощи интонации.
Такие слова не являются однородными членами предложения. Чтобы стать таковыми, необходимо соблюдение двух условий: слова должны относиться к одному и тому же слову в предложении и отвечать на один и тот же вопрос.
Так, в предложении «Я зайду (куда?) к тебе (когда?) завтра» слова «к тебе» и «завтра» относятся к одному и тому же слову «зайду», но отвечают на разные вопросы. Следовательно, они не являются однородными членами предложения.
Хотите оставить комментарий?
Войти