ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Ошибки в употреблении несогласованного приложения и предложно-падежной формы существительного

Содержание

Мы продолжаем разбор грамматических ошибок, которые могут встретиться в предложениях в задании 8 ЕГЭ по русскому языку. Ранее мы уже рассмотрели ошибки в сложных предложениях, в предложениях с косвенной речью, ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов и ошибки в предложениях с однородными членами. В этом уроке речь пойдет об ошибках в предложении с несогласованным приложением и об ошибках в употреблении падежной (предложно-падежной) формы существительных.

Мы вспомним, что такое приложение, его значения и виды и более подробно поговорим о несогласованном приложении. Мы также повторим правила употребления некоторых предлогов с существительными и местоимениями и правила управления зависимыми словами в словосочетаниях.

Что такое приложение?

Для начала давайте вспомним, что такое приложение в русском языке, какие значения оно имеет и каких видов бывает.

Приложение — это определение, выраженное именем существительным, которое дает предмету другое название.

ошибки в несогласованном приложении "врач-хирург".

Врачи-хирурги провели успешную операцию и спасли пострадавшего в аварии мужчину.

В этом примере приложением является слово «хирурги». Оно раскрывает родовые признаки и качества определяемого слова «врачи», что делает его похожим на определение: «врачи (какие?) хирурги».

Следовательно, приложение отвечает на вопросы определения: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Оно раскрывает предмет с другой стороны, уточняет его, дополняет, называет другим словом.

Приложения могут иметь разные значения:

Значение приложенияПримеры
Род занятий, профессияДевушка-секретарь подготовила все документы
НациональностьТурист-итальянец ни слова не понимал по-русски
ВозрастБабушка-старушка знала много сказок и легенд
ЗваниеМаршал Жуков был великим полководцем
Степень родстваТетя Тамара воспитывала меня
Географическое названиеРека Амазонка имеет извилистое русло
Имена, фамилии, клички животныхДрузья с детства, Петр и Сергей, много времени проводили вместе
Качества, свойства предмета и отношение к немуОдноклассник-отличник помог мне с домашним заданием
Видовые понятия при родовых понятияхВрач-травматолог внимательно осматривал пациента
НазванияРоман «Война и мир» с удовольствием читают во многих странах
Ошибки в несогласованном приложении: книга "Война и мир".

Виды приложения

Поскольку приложение — это определение, которое относится к определяемому слову, существительному или местоимению, значит, оно должно согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже. Отсюда выделяют два типа приложения: согласованное и несогласованное.

Вид приложенияПримерПояснение
Согласованное приложение полностью совпадает с определяемым словом по грамматической форме. Иными словами, оно согласуется с ним в роде, числе и падежеОн что-то громко крикнул мальчику-посыльномуПриложение «посыльному» стоит в единственном числе, мужском роде и дательном падеже, так же как и определяемое слово «мальчику». Оно является согласованным приложением
Несогласованное приложение никогда не изменяет свою грамматическую форму при изменении формы определяемого слова, то есть всегда стоит в именительном падеже. При этом неважно, в какой форме стоит определяемое словоВ театре «Современник» ставят не только современные, но и классические спектаклиПриложение «Современник» стоит в именительном падеже, хотя определяемое слово, к которому оно относится «в театре» — в предложном падеже. Значит, определение не согласуется с определяемым словом в падеже и, следовательно, является несогласованным

Важно

К несогласованным приложениям относятся:

  1. Названия неодушевленных объектов: книг, фильмов, спектаклей, магазинов, фирм, кафе, художественных произведений, картин и др., которые пишутся в кавычках.
    Например: комедия «Ревизор», кафе «Незабудка», картина «Лес».
  2. Названия географических объектов, наименования улиц, городских районов, при написании которых кавычки не нужны.
    Примеры: река Урал, республика Адыгея, микрорайон Сокольники.
  3. Прозвища, при написании которых кавычки также не нужны.
    Например: вождь Соколиный глаз.

При этом, если родового слова, к которому относится приложение, в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: в «Ревизоре» Гоголя, рядом с «Незабудкой», в Сокольниках.

Ошибки в несогласованном приложении "вождь Соколиный глаз".

Ошибки в предложениях с несогласованным приложением

Для успешного выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку необходимо знать лишь несогласованные приложения, о которых говорилось выше, уметь находить предложения с ними и проверять эти предложения на наличие грамматических ошибок.

Познакомимся с этими ошибками подробнее.

Ошибка

Несогласованное приложение, выраженное географическим названием, стоит в той же грамматической форме, что и определяемое слово, то есть согласуется с ним.

НеверноВерно
Я давно мечтаю прокатиться по озеру Байкалу на конькахЯ давно мечтаю прокатиться по озеру Байкал на коньках

Ошибка

Несогласованное приложение, выраженное названием книг, фильмов, спектаклей и т. д., стоит в той же грамматической форме, что и определяемое слово, то есть согласуется с ним.

НеверноВерно
В романе И. С. Тургенева «Отцах и детях» поднимается проблема отношений между разными поколениямиВ романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема отношений между разными поколениями

Правила употребления падежной формы существительных с некоторыми предлогами

Ранее мы уже подробно рассматривали тему «Предлоги», говорили об их видах, разрядах, значениях и правилах употребления. Повторить материал можно в этом уроке.

Напомним, что задание 8 ЕГЭ по русскому языку, наряду с другими грамматическими навыками, проверяет знание правил употребления падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова.

В данном разделе речь пойдет лишь о некоторых предлогах, которые встречаются в экзаменационном задании. Это в основном производные предлоги, такие как согласно, вопреки, благодаря и другие. А также несколько непроизводных предлогов: по (в значении времени), с, на, в, из. Поскольку именно с употреблением вышеупомянутых предлогов у обучающихся зачастую возникают трудности.

Правило 1

Предлоги: согласно, вопреки, благодаря, наперекор, наперерез, навстречу, вслед, подобно, соответственно употребляются с существительными и местоимениями только в дательном падеже (кому? чему?).

Например: согласно расписанию, благодаря ей, наперекор судьбе, навстречу ему, соответственно условию.
Благодаря (чему?) заботе Веры Павловны он смог выучиться и получить хорошее образование.

Правило 2

Предлоги: вследствие, ввиду, в случае, при помощи, при условии, в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются с существительным только в родительном падеже (кого? чего?).

Например: вследствие паводка, в случае конфликта, при условии перемирия, в силу способностей, по причине опоздания.
Вследствие (чего?) болезни она долго не могла посещать школу.

Особенности управления зависимыми словами

Правило 3

Предлог «по» в значении «после», «в результате» употребляется с существительным в предложном падеже (о ком? о чем?).

Например: по приезде, по приходе, по причине, по завершении, по прибытии.
Он узнал о том, что случилось, по возвращении домой.

Правило 4

Некоторые пространственные предлоги образуют устойчивые антонимичные пары, которые необходимо знать и правильно использовать в речи. Это пары: в — из, на — с.

Например: уехал в Крым — вернулся из Крыма (неправильно: с Крыма); улетел на Камчатку — прилетел с Камчатки (неверно: из Камчатки).
Он недавно вернулся из Парижа и уже улетел в Лондон.

Необходимо также запомнить наиболее часто встречающиеся словосочетания с предлогами. К ним относятся: заплатить за проезд (оплатить проезд), отзыв о книге, рецензия на книгу, вера в победу, уверенность в победе, характерный для меня (свойственный мне), отличать глухие звуки от звонких (различать глухие и звонкие звуки), превосходство над соперником, преимущество перед соперником и другие.

Ошибки в употреблении падежной (предложно-падежной) формы существительного и местоимения

Мы разобрали правила употребления некоторых предлогов с существительными и местоимениями. Теперь посмотрим на примеры предложений с типичными ошибками, которые встречаются в задании 8 ЕГЭ.

Ошибка

Употребление существительного или местоимения в родительном падеже после предлогов: благодаря, вопреки, наперекор, наперерез, согласно, навстречу, вслед, подобно, соответственно.

НеверноВерно
Согласно замысла (р. п.) Н. В. Гоголя, Павел Иванович Чичиков непременно должен вернуться к «истинной прочной жизни»Согласно замыслу (д. п.) Н. В. Гоголя, Павел Иванович Чичиков непременно должен вернуться к «истинной прочной жизни»

Ошибка

Употребление существительного в дательном падеже после предлога «по» в значении «после».

НеверноВерно
По окончанию (д. п.) спектакля зрители долго благодарили артистовПо окончании (п. п.) спектакля зрители долго благодарили артистов

Ошибка

Неверное управление зависимыми словами.

НеверноВерно
У нас на районе появилась новая спортивная площадкаУ нас в районе появилась новая спортивная площадка

Ошибка

Употребление существительного или местоимения в дательном падеже после предлогов: вследствие, ввиду, в случае, при помощи, при условии, в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством.

НеверноВерно
Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальным обстоятельствамПишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств

Как эти знания помогут при выполнении задания 8 ЕГЭ?

Насколько мы помним, в задании 8 ЕГЭ по русскому языку нужно установить соответствие между видами грамматических ошибок и предложениями, в которых они находятся. Теперь, когда мы подробно рассмотрели правила построения предложений с несогласованным приложением и правила употребления падежной (предложно-падежной) формы существительного и местоимения, вы сможете:

  1. Быстро находить предложения с несогласованным приложением и отличать их от других предложений в задании.
  2. Находить предложения с конкретными производными и непроизводными предлогами, о которых говорилось в этом уроке.
  3. Определять тип ошибки, включая ошибки в употреблении несогласованного приложения и ошибки в падежной (предложно-падежной) форме существительного или местоимения.
  4. Исправлять найденную ошибку в предложении.

Часто задаваемые вопросы

Как найти приложение в предложении?

Чтобы найти приложение в предложении, нужно сначала найти грамматическую основу. Затем, начиная с подлежащего и сказуемого, задавать логические вопросы к другим словам. Важно обратить внимание на способ выражения слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Здесь необходимо вспомнить, что приложение всегда выражено именем существительным, которое дает определяемому предмету другое название.

Как отличить приложение от определения?

Приложение всегда выражено существительным, хотя и отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение может быть выражено прилагательным (чаще всего), а также причастием, числительным, местоимением или наречием.

Как отличить приложение от сложного существительного?

Чтобы отличить приложение от сложного слова в русском языке, нужно проверить, можно ли убрать приложение из предложения без значимой потери смысла. Сложное слово же невозможно сократить, сохранив при этом идентичное лексическое значение. 

Например: Врач-педиатр внимательно осмотрел маленького пациента. 
Приложение «педиатр» можно исключить или добавить «то есть»: врач, то есть педиатр, внимательно осмотрел маленького пациента.

Еще пример: Мы двинулись на северо-запад.
В сложном слове «северо-запад», невозможно опустить какую-либо из частей без потери основного смысла. Добавить «то есть» также нельзя. 

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ