ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

Содержание

Мы уже разобрались с тем, что такое дробные рациональные уравнения, узнали, как их решать и как находить ОДЗ для них. В этом уроке подробнее остановимся на решении задач с помощью дробных рациональных уравнений и на примере убедимся, как алгебра может пригодиться нам в реальной жизни.

Чем различаются задачи на дробные рациональные уравнения

Мы будем применять дробные рациональные уравнения при решении тех задач, в которых сравниваются характеристики и свойства разных предметов, явлений, чисел или даже существ.

Дробные рациональные уравнения будут нужны для того, чтобы с помощью подсчетов выбрать самый быстрый или самый медленный вариант, узнать концентрацию раствора, вычислить производительность труда и так далее.

Алгоритм решения задач

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений происходит поэтапно. Сейчас мы пошагово разберем решение задачи на конкретном примере.

Катер прошел по течению $120$ $км$. На этот же путь против течения от потратил времени в $1,5$ раза больше. Найдите скорость течения, если скорость катера в стоячей воде равна $20$ $км/ч$.

Шаг 1. Определяем, что принять за переменную

В первую очередь необходимо определить, какую из величин мы примем за переменную. Обычно переменной обозначают ту величину или параметр, с которым сравнивают. Обозначить переменную можно любой буквой.

В данном случае идет сравнение скорости катера со скоростью течения, поэтому обозначим скорость течения за $x$.

Шаг 2. Составляем математическую модель

Следующим шагом станет составление математической модели на базе имеющихся данных. Для наглядности составим и заполним таблицу.

Скорость, $км/ч$Время, $ч$Расстояние, $км$
По течению$20+x$$\frac{120}{20+x}$$120$
Против течения$20-x$$\frac{120}{20-x}$$120$

Из условия задачи нам известно, что время, затраченное на дорогу против течения было в $1,5$ раза больше времени, затраченного на дорогу по течению. Отразим это в нашей математической модели, обозначив время по течению $t_{1}$, а время против течения $t_{2}$:

$$1,5\cdot t_{1}=t_{2}$$

Подставим известные нам значения из таблицы.

$1,5\cdot \frac{120}{20+x}=\frac{120}{20-x}$.

Поскольку в знаменателе дроби в левой и правой части уравнения стоит одно и то же число — $120$, мы можем разделить на него обе части для упрощения дальнейших вычислений.

Шаг 3. Решаем уравнение

После того, как мы разделили дроби в обеих частях уравнения на $120$, получим уравнение в следующем виде: $$\frac{1,5}{20+x}=\frac{1}{20-x}$$

Не забывайте, что на данном этапе необходимо найти ОДЗ уравнения.

$20+x=0$ и $20-x=0$

Значит $x_{1}=20$, $x_{2}=-20$

Теперь решим пропорцию.

$1,5(20-x)=20+x$

$30-1,5x=20+x$

$2,5x=10$

$x=4$

Этот ответ удовлетворяет ОДЗ. Значит, скорость течения (которую мы обозначали за $x$) равна $4$ $км/ч$.

Ответ: $4$ $км/ч$.

Практика

Задача № 1. Концентрация раствора

В раствор, содержащий $50$ $г$ соли, добавили $150$ $г$ воды. В результате концентрация соли уменьшилась на $7,5\%$. Найдите первоначальную концентрацию раствора.

Показать решение

Скрыть

Обозначим за $x$ массу воды. Концентрацию соли выразим через отношение массы соли в растворе к массе раствора.

Вода, $г$Соль, $г$Концентрация соли
Первонач. раствор$x$$50$$\frac{50}{x+50}$
Полученный раствор$x+150$$50$$\frac{50}{x+50+150}$

Учитывая, что концентрация полученного раствора уменьшилась на $7,5\%$, составим математическую модель:

$\frac{50}{x+50+150}=\frac{50}{x+50}-\frac{7,5}{100}$

$\frac{50}{x+200}=\frac{50}{x+50}-\frac{3}{40}$

Найдем ОДЗ: $x+200=0$ и $x+50=0$, тогда $x_{1}=-200$ и $x_{2}=-50$.

Приведем к общему знаменателю и решим уравнение.

$2000\cdot(x+50)=2000\cdot(x+200)-3(x+50)\cdot(x+200)$

$2000x+100\space000=2000x+400\space000-3(x^{2}+250x+10\space000)$

$300\space000-3x^{2}-750x-30\space000=0$

$3x^{2}+750x-270\space000=0$

$x^{2}+250x-90\space000=0$

Решим с помощью дискриминанта:

$D=250^{2}+4\cdot90\space000=62\space500+360\space000=422\space500$

$\textcolor{coral}{x_{1}}=\frac{-250-650}{2}=-450$ и $\textcolor{darkgreen}{x_{2}}=\frac{-250+650}{2}=200$

Из полученных корней нам подходит только $200$, ведь масса не может быть отрицательной.

Тогда первоначальная концентрация раствора будет: $\frac{50}{200+50}=0,2$ или $20\%$.

Ответ: первоначальная концентрация соли в растворе составляет $20\%$.

Задача № 2. Задача на действие с числами

Знаменатель обыкновенной несократимой дроби на $4$ больше ее числителя. Если числитель этой дроби увеличить на $2$, а знаменатель — на $21$, то дробь уменьшится на $\frac{1}{4}$. Найдите эту дробь.

Показать решение

Скрыть

Обозначим переменной $x$ числитель дроби, тогда в знаменателе будет стоять выражение $x+4$, а вся дробь будет иметь вид $\frac{x}{x+4}$. Кроме того, мы знаем, что если исходную дробь увеличить в два раза, то получится выражение $\frac{x+2}{x+25}$, которое меньше первоначального на $\frac{1}{4}$.

Таким образом, получаем уравнение:

$\frac{x}{x+4}=\frac{x+2}{x+25}-\frac{1}{4}$

Найдем ОДЗ: $x=-4$ и $x=-25$.

Приведем дробь к общему знаменателю $4(x+4)(x+25)$ и упростим.

После этого выражение примет такой вид: $x^{2}-47x+132=0$.

Корни квадратного уравнения будут следующими: $x_{1}=44$ и $x_{2}=3$.

Под условие задачи с учетом полученных данных подходят дроби $\frac{44}{48}$ и $\frac{3}{7}$. Из них несократимой будет только $\frac{3}{7}$.

Ответ: $\frac{3}{7}$.

Задача № 3. Расчет производительности труда

Две мастерские должны были пошить $96$ курток. Первая мастерская шила в день на четыре куртки больше, чем вторая, и поэтому выполнила задание на два дня раньше. Сколько курток в день шила каждая мастерская?

Показать решение

Скрыть

Обозначим переменной $x$ количество курток, которое в день шила вторая мастерская. Тогда первая шила в день $x+4$ курток.

$\frac{96}{x}-\frac{96}{x+4}=2$

Найдем ОДЗ: $x=0$ и $x=-4$

$96(x+4)-96x=2x\cdot(x+4)$

$96x+384-96x=2x^{2}+8x$

$2x^{2}+8x-384=0$

$x^{2}-4x-192=0$

$x=\frac{-4+\sqrt784}{2}$

$x=\frac{-4+28}{2}$

$x=12$

Значит, вторая мастерская шила $12$ курток в день. Тогда первая мастерская шила $12+4=16$ курток в день.

Ответ: первая мастерская шила $16$ курток в день, а вторая — $12$.

Часто задаваемые вопросы

Что такое модель в дробном рациональном уравнении?

Это уравнение, которое позволяет математически представить ситуацию, описанную в задаче.

Обязательно ли считать ОДЗ, решая практические задачи?

Да, поскольку решение производится с помощью дробно-рационального уравнения. В дроби знаменатель не должен быть равен нулю. Если найденные корни будут превращать знаменатель дроби в ноль, они не подойдут для решения.

Какие задачи можно решать с помощью дробных рациональных уравнений?

Задачи на сопоставление производительности труда, чисел, скорости, времени и других величин, которые можно сравнить между собой.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ