Дробные рациональные уравнения
В 7 классе вы уже работали с целыми выражениями. Теперь настало время узнать секреты дробно-рациональных выражений, научиться решать их и применять знания в жизни.
Что такое дробные рациональные уравнения
Дробное рациональное уравнение — это уравнение, в левой или правой части которого (или в обеих) стоят дробные выражения.
Слово «рациональное» означает, что в числителе и/или знаменателе дроби будет стоять многочлен.
Важно
Не стоит путать дробные выражения и целые выражения. В дробном выражении будет обязательно присутствовать знак деления.
Область допустимых значений и зачем она нужна
Итак, при решении каждого дробного рационального выражения нам нужно будет искать область допустимых значений для него.
Область допустимых значений (ОДЗ) — это набор значений переменной, при котором дробь будет иметь значение.
Дробь будет иметь значение тогда, когда выражение в ее знаменателе не будет равно нулю. Это важно, поскольку в школьном курсе математики на ноль делить нельзя.
Практика
Решите дробное рациональное уравнение:
$\frac{x+2}{x^{2}-2x}-\frac{x}{x-2}=\frac{3}{x}$
Помните, что мы рассматриваем решения уравнения как точки пересечения оси $у$ на графике функции $y=F(x)$. При решении уравнения нам надо найти такие значения $x$, при которых y будет равен $0$, и прямая будет пересекать ось $y$ в обозначенной точке.
Для того чтобы найти значения $x$, при которых $y=0$, перенесем правую часть уравнения в левую с противоположным знаком и приведем дробь к общему знаменателю $x(x-2)$.
Важно
Обратите внимание, что знаменатель первого слагаемого уже содержит нужное выражение.
$\frac{x+2}{x(x-2)}-\frac{x \cdot x}{x(x-2)}-\frac{3 \cdot (x-2)}{x(x-2)}=0$
Выражение будет иметь смысл тогда, когда знаменатель дроби $x(x-2)$ будет не равным нулю. Для того чтобы определить точки, которые не могут существовать на графике, решим уравнение, находящееся в знаменателе дроби.
$\textcolor{darkgreen}{x=0}$
$\textcolor{purple}{x-2=0}$
Таким образом, $\textcolor{darkgreen}{x_{1}=0}$ и $\textcolor{purple}{x_{2}=2}$. Это значит, что полученные при решении уравнения корни не должны равняться $0$ и $2$.
Теперь, когда мы определили ОДЗ для знаменателя, решим уравнение в числителе, приравняв его к нулю.
$x+2-x^{2}-3(x-2)=0$
$x+2-x^{2}-3x+6=0$
$-x^{2}-2x+8=0$
Умножим это выражение на $–1$ и поменяем знаки слагаемых.
$x^{2}+2x-8=0$
Согласно обратной теореме Виета:
$x_{1}+x_{2}=-2$
$x_{1} \cdot x_{2} =-8$
Таким образом, $x_{1}=2$ и $x_{2}=-4$.
Вернемся к ОДЗ. Наше дробное рациональное уравнение не будет иметь смысла при значениях $x$, равных $0$ и $2$. Это значит, что из найденных корней первый не подходит.
Ответ: $x=-4$.
Практическая задача
Как нам в жизни может пригодиться умение решать дробные рациональные уравнения? Сейчас увидим магию уравнений в действии, решив практическую задачу.
Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму по изготовлению деталей за $8$ часов. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на $12$ часов меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый на выполнение нормы?
Показать решение
Скрыть
Норму по изготовлению деталей примем за $1$, а время, которое тратят на их изготовление обозначим $t$. Производительность рассчитывается по формуле «норма/время».
Производительность мастера будет $\frac{1}{t}$, а производительность ученика будет $\frac{1}{t+12}$. Их суммарная производительность за $8$ часов работы будет равна $\frac{1}{8}$. Составим уравнение на базе полученных данных.
$\frac{1}{t}+\frac{1}{t+12}=\frac{1}{8}$
Приводим слагаемые к общему знаменателю.
$\frac{t+12+t}{t(t+12)}=\frac{1}{8}$
Находим ОДЗ: $t=0$ и $t=12$
Теперь решим пропорцию.
$8(2t+12)=t(t+12)$
$16t+96=t^{2}+12t$
$t^{2}-4t-96=0$
$(t-12)(t+8)=0$
Получаем корни уравнения $t_{1}=12$ и $t_{2}=-8$. Поскольку время не может иметь отрицательное значение, то единственный подходящий нам вариант — это $12$.
Если мастер потратит на работу $12$ часов, то ученик справится за $12+12=24$ часа.
Ответ: $12$ и $24$ ч.
Часто задаваемые вопросы
Для того, чтобы в жизни уметь сопоставлять предметы и явления с разными свойствами.
Решая практические задачи, мы будем выбирать только положительные корни, поскольку время, количество предметов и прочие показатели, которые нужно измерить, могут быть посчитаны только натуральными числами.
Да, корни могут иметь любое значение в рамках ОДЗ.
Хотите оставить комментарий?
Войти