ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Дробные рациональные уравнения

Содержание

В 7 классе вы уже работали с целыми выражениями. Теперь настало время узнать секреты дробно-рациональных выражений, научиться решать их и применять знания в жизни.

Что такое дробные рациональные уравнения

Дробное рациональное уравнение — это уравнение, в левой или правой части которого (или в обеих) стоят дробные выражения.

Слово «рациональное» означает, что в числителе и/или знаменателе дроби будет стоять многочлен.

Важно

Не стоит путать дробные выражения и целые выражения. В дробном выражении будет обязательно присутствовать знак деления.

Область допустимых значений и зачем она нужна

Итак, при решении каждого дробного рационального выражения нам нужно будет искать область допустимых значений для него.

Область допустимых значений (ОДЗ) — это набор значений переменной, при котором дробь будет иметь значение.

Дробь будет иметь значение тогда, когда выражение в ее знаменателе не будет равно нулю. Это важно, поскольку в школьном курсе математики на ноль делить нельзя.

Практика

Решите дробное рациональное уравнение:

$\frac{x+2}{x^{2}-2x}-\frac{x}{x-2}=\frac{3}{x}$

Помните, что мы рассматриваем решения уравнения как точки пересечения оси $у$ на графике функции $y=F(x)$. При решении уравнения нам надо найти такие значения $x$, при которых y будет равен $0$, и прямая будет пересекать ось $y$ в обозначенной точке.

Для того чтобы найти значения $x$, при которых $y=0$, перенесем правую часть уравнения в левую с противоположным знаком и приведем дробь к общему знаменателю $x(x-2)$.

Важно

Обратите внимание, что знаменатель первого слагаемого уже содержит нужное выражение.

$\frac{x+2}{x(x-2)}-\frac{x \cdot x}{x(x-2)}-\frac{3 \cdot (x-2)}{x(x-2)}=0$

Выражение будет иметь смысл тогда, когда знаменатель дроби $x(x-2)$ будет не равным нулю. Для того чтобы определить точки, которые не могут существовать на графике, решим уравнение, находящееся в знаменателе дроби.

$\textcolor{darkgreen}{x=0}$

$\textcolor{purple}{x-2=0}$

Таким образом, $\textcolor{darkgreen}{x_{1}=0}$ и $\textcolor{purple}{x_{2}=2}$. Это значит, что полученные при решении уравнения корни не должны равняться $0$ и $2$.

Теперь, когда мы определили ОДЗ для знаменателя, решим уравнение в числителе, приравняв его к нулю.

$x+2-x^{2}-3(x-2)=0$

$x+2-x^{2}-3x+6=0$

$-x^{2}-2x+8=0$

Умножим это выражение на $–1$ и поменяем знаки слагаемых.

$x^{2}+2x-8=0$

Согласно обратной теореме Виета:

$x_{1}+x_{2}=-2$

$x_{1} \cdot x_{2} =-8$

Таким образом, $x_{1}=2$ и $x_{2}=-4$.

Вернемся к ОДЗ. Наше дробное рациональное уравнение не будет иметь смысла при значениях $x$, равных $0$ и $2$. Это значит, что из найденных корней первый не подходит.

Ответ: $x=-4$.

Практическая задача

Как нам в жизни может пригодиться умение решать дробные рациональные уравнения? Сейчас увидим магию уравнений в действии, решив практическую задачу.

Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму по изготовлению деталей за $8$ часов. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на $12$ часов меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый на выполнение нормы?

Показать решение

Скрыть

Норму по изготовлению деталей примем за $1$, а время, которое тратят на их изготовление обозначим $t$. Производительность рассчитывается по формуле «норма/время».

Производительность мастера будет $\frac{1}{t}$, а производительность ученика будет $\frac{1}{t+12}$. Их суммарная производительность за $8$ часов работы будет равна $\frac{1}{8}$. Составим уравнение на базе полученных данных.

$\frac{1}{t}+\frac{1}{t+12}=\frac{1}{8}$

Приводим слагаемые к общему знаменателю.

$\frac{t+12+t}{t(t+12)}=\frac{1}{8}$

Находим ОДЗ: $t=0$ и $t=12$

Теперь решим пропорцию.

$8(2t+12)=t(t+12)$

$16t+96=t^{2}+12t$

$t^{2}-4t-96=0$

$(t-12)(t+8)=0$

Получаем корни уравнения $t_{1}=12$ и $t_{2}=-8$. Поскольку время не может иметь отрицательное значение, то единственный подходящий нам вариант — это $12$.

Если мастер потратит на работу $12$ часов, то ученик справится за $12+12=24$ часа.

Ответ: $12$ и $24$ ч.

Часто задаваемые вопросы

Зачем нужно уметь решать дробные рациональные уравнения?

Для того, чтобы в жизни уметь сопоставлять предметы и явления с разными свойствами.

Все ли корни уравнения подходят при решении задач с помощью дробного рационального уравнения?

Решая практические задачи, мы будем выбирать только положительные корни, поскольку время, количество предметов и прочие показатели, которые нужно измерить, могут быть посчитаны только натуральными числами.

Могут ли корни дробного рационального уравнения быть меньше нуля или равными ему?

Да, корни могут иметь любое значение в рамках ОДЗ.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ