ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Дробные рациональные уравнения

Содержание

В 7 классе вы уже работали с целыми выражениями. Теперь настало время узнать секреты дробно-рациональных выражений, научиться решать их и применять знания в жизни.

Что такое дробные рациональные уравнения

Дробное рациональное уравнение — это уравнение, в левой или правой части которого (или в обеих) стоят дробные выражения.

Слово «рациональное» означает, что в числителе и/или знаменателе дроби будет стоять многочлен.

Важно

Не стоит путать дробные выражения и целые выражения. В дробном выражении будет обязательно присутствовать знак деления.

Область допустимых значений и зачем она нужна

Итак, при решении каждого дробного рационального выражения нам нужно будет искать область допустимых значений для него.

Область допустимых значений (ОДЗ) — это набор значений переменной, при котором дробь будет иметь значение.

Дробь будет иметь значение тогда, когда выражение в ее знаменателе не будет равно нулю. Это важно, поскольку в школьном курсе математики на ноль делить нельзя.

Практика

Решите дробное рациональное уравнение:

$\frac{x+2}{x^{2}-2x}-\frac{x}{x-2}=\frac{3}{x}$

Помните, что мы рассматриваем решения уравнения как точки пересечения оси $у$ на графике функции $y=F(x)$. При решении уравнения нам надо найти такие значения $x$, при которых y будет равен $0$, и прямая будет пересекать ось $y$ в обозначенной точке.

Для того чтобы найти значения $x$, при которых $y=0$, перенесем правую часть уравнения в левую с противоположным знаком и приведем дробь к общему знаменателю $x(x-2)$.

Важно

Обратите внимание, что знаменатель первого слагаемого уже содержит нужное выражение.

$\frac{x+2}{x(x-2)}-\frac{x \cdot x}{x(x-2)}-\frac{3 \cdot (x-2)}{x(x-2)}=0$

Выражение будет иметь смысл тогда, когда знаменатель дроби $x(x-2)$ будет не равным нулю. Для того чтобы определить точки, которые не могут существовать на графике, решим уравнение, находящееся в знаменателе дроби.

$\textcolor{darkgreen}{x=0}$

$\textcolor{purple}{x-2=0}$

Таким образом, $\textcolor{darkgreen}{x_{1}=0}$ и $\textcolor{purple}{x_{2}=2}$. Это значит, что полученные при решении уравнения корни не должны равняться $0$ и $2$.

Теперь, когда мы определили ОДЗ для знаменателя, решим уравнение в числителе, приравняв его к нулю.

$x+2-x^{2}-3(x-2)=0$

$x+2-x^{2}-3x+6=0$

$-x^{2}-2x+8=0$

Умножим это выражение на $–1$ и поменяем знаки слагаемых.

$x^{2}+2x-8=0$

Согласно обратной теореме Виета:

$x_{1}+x_{2}=-2$

$x_{1} \cdot x_{2} =-8$

Таким образом, $x_{1}=2$ и $x_{2}=-4$.

Вернемся к ОДЗ. Наше дробное рациональное уравнение не будет иметь смысла при значениях $x$, равных $0$ и $2$. Это значит, что из найденных корней первый не подходит.

Ответ: $x=-4$.

Практическая задача

Как нам в жизни может пригодиться умение решать дробные рациональные уравнения? Сейчас увидим магию уравнений в действии, решив практическую задачу.

Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму по изготовлению деталей за $8$ часов. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на $12$ часов меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый на выполнение нормы?

Показать решение

Скрыть

Норму по изготовлению деталей примем за $1$, а время, которое тратят на их изготовление обозначим $t$. Производительность рассчитывается по формуле «норма/время».

Производительность мастера будет $\frac{1}{t}$, а производительность ученика будет $\frac{1}{t+12}$. Их суммарная производительность за $8$ часов работы будет равна $\frac{1}{8}$. Составим уравнение на базе полученных данных.

$\frac{1}{t}+\frac{1}{t+12}=\frac{1}{8}$

Приводим слагаемые к общему знаменателю.

$\frac{t+12+t}{t(t+12)}=\frac{1}{8}$

Находим ОДЗ: $t=0$ и $t=12$

Теперь решим пропорцию.

$8(2t+12)=t(t+12)$

$16t+96=t^{2}+12t$

$t^{2}-4t-96=0$

$(t-12)(t+8)=0$

Получаем корни уравнения $t_{1}=12$ и $t_{2}=-8$. Поскольку время не может иметь отрицательное значение, то единственный подходящий нам вариант — это $12$.

Если мастер потратит на работу $12$ часов, то ученик справится за $12+12=24$ часа.

Ответ: $12$ и $24$ ч.

Часто задаваемые вопросы

Зачем нужно уметь решать дробные рациональные уравнения?

Для того, чтобы в жизни уметь сопоставлять предметы и явления с разными свойствами.

Все ли корни уравнения подходят при решении задач с помощью дробного рационального уравнения?

Решая практические задачи, мы будем выбирать только положительные корни, поскольку время, количество предметов и прочие показатели, которые нужно измерить, могут быть посчитаны только натуральными числами.

Могут ли корни дробного рационального уравнения быть меньше нуля или равными ему?

Да, корни могут иметь любое значение в рамках ОДЗ.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ