ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Отлично!

Добытые сапфиры0 Очки опыта, полученные за тест0 Обракоины, полученные за тест0
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

Сообщить об ошибке

Сообщить об ошибке в вопросе

Описание проблемы:

Почта для связи (необязательно)

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Готовы к практике?

Дробные рациональные уравнения

Итак, мы уже изучили, что такое дробные рациональные уравнения, научились решать их и узнали, как применять полученные знания на практике. Тест позволит закрепить полученные знания, вспомнить об особенностях таких уравнений и важности ОДЗ, а также еще раз потренироваться решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений.

<div class="test"><pre><textarea>{"questions":[{"content":"Какие признаки отличают дробные рациональные уравнения от других выражений?[[choice-1]][[image-41]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["В правой и/или левой части уравнения стоит дробь. В числителе и/или знаменателе дроби стоит многочлен.","В уравнении встречается хотя бы один знак деления.","Наличие дроби, в знаменателе которой стоит переменная.","Один из корней уравнения обязательно равен нулю."],"explanations":["","Одного знака деления недостаточно. Это должно быть действие с многочленами, а не только с числами.","Одной переменной недостаточно. В числителе и/или знаменателе дроби должны стоять многочлены.","Это необязательное условие. Корни уравнения могут быть положительными, отрицательными или равными нулю."],"answer":[0]},"image-41":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/07/plyazh-internet-afrika-noutbuk-01.svg","width":"300"}}},{"content":"Для чего нужна область допустимых значений (ОДЗ)?[[choice-9]][[image-94]]","widgets":{"choice-9":{"type":"choice","options":["Для того, чтобы исключить корни уравнения, при которых знаменатель дроби будет равен $0$, и дробь не будет иметь смысла.","Для того, чтобы найти корни уравнения.","Для того, чтобы узнать, при каких корнях уравнения числитель дроби будет равен $0$.","Для того, чтобы узнать, при каких корнях уравнения значение выражения будет равно $0$."],"explanations":["","Корни уравнения могут отличаться от значений ОДЗ.","ОДЗ показывает, при каких значениях переменной знаменатель дроби будет равен $0$.",""],"answer":[0]},"image-94":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/05/obrazavr_istina_kriterii-05.svg","width":"300"}}},{"instruction":"Решите дробное рациональное уравнение","content":"$\\frac{3}{x-19}=\\frac{19}{x-3}$[[fill_choice_big-51]]","widgets":{"fill_choice_big-51":{"type":"fill_choice_big","options":["$x=22$","$x=3$","$x=19$","$x=-19$"],"placeholder":0,"answer":0}},"hints":["Найдем ОДЗ: $x=19$ и $x=3$.<br />Решим уравнение методом пропорции.<br />$3(x-3)=19(x-19)$<br />$16x=352$<br />$x=22$<br />Корень $22$ соответствует ОДЗ."],"id":"0"},{"instruction":"Решите дробное рациональное уравнение","content":"$\\frac{x-11}{x-6}=\\frac{11}{16}$[[fill_choice_big-90]]","widgets":{"fill_choice_big-90":{"type":"fill_choice_big","options":["$x=22$","$x=11$","$x=6$","$x=-16$"],"placeholder":0,"answer":0}},"step":1,"hints":["Найдем ОДЗ: $x=6$.<br />Решим уравнение методом пропорции.<br />$16(x-11)=11(x-6)$<br />$5x=110$<br />$x=22$<br />Корень $22$ соответствует ОДЗ."],"id":"0"},{"instruction":"Решите дробное рациональное уравнение","content":"$\\frac{3x^{2}+2x-1}{x+1}=5$[[choice-87]]","widgets":{"choice-87":{"type":"choice","options":["$x=2$","$x_{1}=-1$, $x_{2}=2$","$x=-1$","$x=-5$"],"explanations":["Только корень $2$ соответствует ОДЗ.","Корень $-1$ не соответствует ОДЗ.","Корень $-1$ не соответствует ОДЗ.",""],"answer":[0]}},"step":1,"hints":["Найдем ОДЗ: $x=-1$.<br />Умножим все выражение на $x+1$, чтобы сократить знаменатель.<br />$3x^{2}+2x-1=5(x+1)$<br />$3x^{2}+2x-1=5x+5$<br />$3x^{2}-3x-6=0$<br />Упростим. Разделим уравнение на $3$.<br />$x^{2}-2-2=0$<br />Получаем два корня:<br />$x_{1}=-1$ <br />$x_{2}=2$","Корень $-1$ не соответствует ОДЗ, поэтому единственным корнем уравнения является $2$."],"id":"1"},{"instruction":"Решите дробное рациональное уравнение","content":"$\\frac{x}{x-2}-\\frac{7}{x+2}=\\frac{8}{x^{2}-4}$[[choice-168]]","widgets":{"choice-168":{"type":"choice","options":["$x=3$","$x=2$","$x_{1}=2$, $x_{2}=3$","$x=7$"],"explanations":["Только корень $3$ соответствует ОДЗ.","Корень $2$ не соответствует ОДЗ.","Корень $2$ не соответствует ОДЗ.",""],"answer":[0]}},"step":1,"hints":["Найдем ОДЗ.<br />$x=2$<br />$x=-2$<br />Общим знаменателем дробей будет $(x-2)(x+2)$, поскольку $x^{2}-4=(x-2)(x+2)$.<br />Умножим каждый из членов выражения на общий знаменатель.<br />$\\frac{x(x-2)(x+2)}{x^{2}-4}-\\frac{7(x-2)(x+2)}{x^{2}-4}=\\frac{8(x-2)(x+2)}{x^{2}-4}$","После сокращения приведем подобные слагаемые.<br />$x(x+2)-7(x-2)=8$<br />$x^{2}+2x-7x+14=8$<br />$x^{2}-5x+6=0$<br />Корни уравнения будут следующими:<br />$x_{1}=2$<br />$x_{2}=3$","Корень $2$ не соответствует ОДЗ. Поэтому единственным корнем уравнения является $3$."],"id":"1"},{"content":"Пристани $A$ и $B$ расположены на реке. Скорость течения на участке реки между пристанями равна $3$ $км/ч$. Лодка проходит туда и обратно без остановок со средней скоростью $8$ $км/ч$. Найдите собственную скорость лодки.[[fill_choice_big-251]][[image-165]]","widgets":{"fill_choice_big-251":{"type":"fill_choice_big","options":["$9$ $км/ч$","$11$ $км/ч$","$5$ $км/ч$","$24$ $км/ч$"],"placeholder":0,"answer":0},"image-165":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2024/11/impuls11-1.svg","width":"300"}},"step":1,"hints":["Пусть $x$ $км/ч$ — собственная скорость лодки. Тогда скорость движения по течению будет равна $x+3$ $км/ч$, а скорость против течения будет равна $x-3$ $км/ч$. <br />Расстояние между пристанями примем равным $1$.","Составим и решим уравнение.<br />По условию средняя скорость равна $8$ $км/ч$, а путь туда и обратно будет $1+1=2$.<br />$\\big(\\frac{1}{x+3}+\\frac{1}{x-3}\\big)\\cdot8=2$<br />Найдем ОДЗ: $x=3$ и $x=-3$.<br />Разделим обе части на $8$.<br />$\\frac{1}{x+3}+\\frac{1}{x-3}=\\frac{1}{4}$<br />Приведем выражения в левой части к общему знаменателю $x^{2}-9$.<br />$\\frac{x-3+x+3}{x^{2}-9}=\\frac{1}{4}$<br />$x^{2}-9=8x$<br />$x^{2}-8x-9=0$<br />Получаем корни $x_{1}=9$ и $x_{2}=-1$. <br />Второй корень не подходит под условие задачи: скорость не может быть отрицательной. <br />Ответ: $9$ $км/ч$."],"id":"2"},{"content":"Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города $A$ в город $B$. Расстояние между городами равно $70$ $км$. На следующий день он отправился обратно в город $A$, и на этот раз его скорость была на $3$ $км/ч$ больше, чем накануне. По дороге обратно велосипедист сделал остановку на $3$ часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из $A$ в $B$. Найдите скорость велосипедиста на обратном пути.[[fill_choice_big-358]][[image-226]]","widgets":{"fill_choice_big-358":{"type":"fill_choice_big","options":["$10$ $км/ч$","$7$ $км/ч$","$3$ $км/ч$","$4$ $км/ч$"],"placeholder":0,"answer":0},"image-226":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2023/03/obrazavr-na-velosipede.svg","width":"300"}},"step":1,"hints":["Пусть $x$ $км/ч$ — скорость велосипедиста на обратном пути, из города $B$ в город $A$. Тогда скорость на пути туда, из $A$ в $B$, будет равна $x-3$ $км/ч$.<br />Сделав на обратном пути остановку на $3$ часа, велосипедист потратил на обратный путь столько же времени. Это позволит нам составить уравнение.","Приравняем время, затраченное на путь туда ко времени, затраченному на путь обратно.<br />$3+\\frac{70}{x}=\\frac{70}{x-3}$<br />$\\frac{70+3x}{x}=\\frac{70}{x-3}$<br />Найдем ОДЗ: $x=0$ и $x=3$.<br />Решим уравнение методом пропорции.<br />$70x=70x-210+3x^{2}-9x$<br />$3x^{2}-9x-210=0$<br />Сократим уравнение на $3$.<br />$x^{2}-3x-70=0$<br />Получаем корни $x_{1}=10$ $x_{2}=-7$.<br />Второй корень не подходит под условие задачи.<br />Ответ: скорость велосипедиста на обратном пути была равна $10$ $км/ч$."],"id":"2"},{"content":"Дима и Саша выполняют одинаковый тест. Дима отвечает за час на $12$ вопросов теста, а Саша — на $22$. Мальчики начали решать тест одновременно, и Дима закончил работу позже Саши на $75$ минут. Сколько вопросов содержит тест?[[fill_choice_big-485]][[image-291]]","widgets":{"fill_choice_big-485":{"type":"fill_choice_big","options":["$33$","$150$","$48$","$75$"],"placeholder":0,"answer":0},"image-291":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/12/phase-3-final-v2.svg","width":"300"}},"step":1,"hints":["Пусть $x$ — количество вопросов в тесте.<br />Тогда время, которое Дима тратит на решение теста, равно $\\frac{x}{12}$ часа. Саша тратит на решение теста $\\frac{x}{22}$ часа.<br />Время Димы больше на $75$ минут, или на $\\frac{5}{4}$ часа.","Составим и решим уравнение.<br />$\\frac{x}{12}-\\frac{x}{22}=\\frac{5}{4}$<br />Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю $132$.<br />$\\frac{5x}{132}=\\frac{5}{4}$<br />$x=\\frac{132}{4}$<br />$x=33$.<br />Значит, тест содержит $33$ вопроса."],"id":"3"},{"content":"Три бригады изготовили вместе $248$ деталей. Известно, что вторая бригада изготовила деталей в $4$ раза больше, чем первая, и на $5$ деталей меньше, чем третья. На сколько деталей больше изготовила третья бригада по сравнению с первой?[[fill_choice_big-579]][[image-343]]","widgets":{"fill_choice_big-579":{"type":"fill_choice_big","options":["На $86$ деталей","На $200$ деталей","На $48$ деталей","На $43$ деталей"],"placeholder":0,"answer":0},"image-343":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/05/shestirenka-01-1.svg","width":"300"}},"step":1,"hints":["Пусть $x$ — количество деталей, изготовленных второй бригадой. Тогда первая бригада изготовила $\\frac{x}{4}$, а третья бригада изготовила $x+5$ деталей. <br />Вместе три бригады изготовили $248$ деталей.","Составим и решим уравнение.<br />$x+\\frac{x}{4}+x+5=248$<br />Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю $4$.<br />$\\frac{9x}{4}=248-5$<br />$\\frac{9x}{4}=243$<br />$x=108$","Получается, вторая бригада изготовила $108$ деталей. Значит, первая бригада изготовила $\\frac{108}{4}=27$ деталей.<br />Третья бригада изготовила $108+5=113$ деталей.<br />Посчитаем разность между количеством деталей, изготовленных третьей и первой бригадами.<br />$113-27=86$<br />Ответ: на $86$ деталей больше."],"id":"3"},{"content":"Первый сплав содержит $5\\%$ меди, второй — $13\\%$ меди. Масса второго сплава больше массы первого на $4$ $кг$. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий $10\\%$ меди. Найдите массу третьего сплава.[[fill_choice_big-759]][[image-434]]","widgets":{"fill_choice_big-759":{"type":"fill_choice_big","options":["$16$ $кг$","$8$ $кг$","$14$ $кг$","$6$ $кг$"],"placeholder":0,"answer":0},"image-434":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2023/02/kuznecz-pech-pechka-ogon-1.svg","width":"300"}},"step":1,"hints":["Пусть масса первого сплава равна $x$ $кг$. Тогда масса второго сплава будет равна $(x+4)$ $кг$, а третьего — $(2x+4)$ $кг$.<br />При таком условии в первом сплаве содержится $0,05x$ $кг$ меди, а во втором — $0,13(x+4)$ $кг$. В третьем сплаве содержится $0,1(2x+4)$ $кг$ меди. <br />","Составим и решим уравнение.<br />$0,05x+0,13(x+4)=0,1(2x+4)$<br />$0,18x+0,52=0,20x+0,40$<br />$0,12=0,02x$<br />$x=6$<br />Значит, масса первого сплава равна $6$ $кг$, масса второго сплава: $6+4=10$ $кг$, а масса третьего сплава: $10+6=16$ $кг$.<br />Ответ: $16$ $кг$."],"id":"4"},{"content":"Мы смешали некоторое количество раствора вещества концентрацией $10\\%$ с такой же порцией раствора этого же вещества. Концентрация второй порции раствора составляет $12\\%$. Какова концентрация раствора, полученного при смешении первых двух?[[fill_choice_big-1088]][[image-473]]","widgets":{"fill_choice_big-1088":{"type":"fill_choice_big","options":["$11\\%$","$33\\%$","$14\\%$","$25\\%$"],"placeholder":0,"answer":0},"image-473":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/06/uchenyi-himik-01.svg","width":"300"}},"hints":["Массу вещества в растворе обозначим как $x$ $г$.<br />Тогда в первом растворе содержится $0,1x$ $г$ вещества, а во втором — $0,12x$ $г$.<br />Концентрация раствора — это масса вещества, разделенная на массу всего раствора.","Составим и решим выражение.<br />$\\frac{0,1x+0,12x}{x+x}=\\frac{0,22x}{2x}=0,11$<br />Согласно ОДЗ, $x=0$.<br />Таким образом, ответ $0,11$ удовлетворяет ОДЗ.<br />Тогда концентрация раствора, полученного при смешении первых двух, будет равна $11\\%$."],"id":"4"}]}</textarea></pre></div>

Несколько версий

Новые вопросы при
повторном прохождении.