ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Числовые неравенства

Содержание

Зачем нужны числовые неравенства и чем они могут быть полезны в жизни? Когда мы говорим: «У меня дома больше настольных игр, чем у тебя», — мы используем сравнение.

В математике это сравнение можно записать коротко с помощью неравенства: $a > b$. Здесь $a$ — количество ваших игр, а $b$ — количество игр у вашего друга.

Динозавр составляет числовое неравенство, сравнивая числа на весах.

Математика умеет сравнивать не только игрушки, но и числа, а еще переменные и даже функции!

В этом уроке мы узнаем, что такое числовые неравенства, какие бывают знаки неравенства, как сравнивать разные числа и целые выражения.

Что такое числовое неравенство

Как мы уже поняли, сравнить можно многое. В жизни часто приходится сравнивать числа, ведь через них мы можем выразить и количество денег на карте, и скидку в магазине.

Сравнение двух любых чисел $a$ и $b$ или выражений, например $a + b$ и $b-a$, даст результат, который можно записать в виде числового неравенства.

В этом нам помогут специальные знаки: $>$, $<$ и $=$. Благодаря этим знакам мы можем записывать неравенства и равенства.

Один из знаков сравнения для числовых неравенств.

Правило

  • $a > b$ означает, что число $a$ больше числа $b$;
  • $a < b$ означает, что число $a$ меньше, чем $b$;
  • $a = b$ означает, что число $a$ совпадает с числом $b$, то есть $a = b$ — это равенство.

А какими могут быть эти самые числа $a$ и $b$? Ведь мы можем сравнить целые числа, отрицательные числа, дроби: обыкновенные и десятичные, и все их вместе тоже можно сравнить!

Другими словами $a$ и $b$ — это вещественные (или действительные) числа, то есть все возможные рациональные и иррациональные числа.

Как сравнивать числа?

Чтобы стало понятнее, как решать простые числовые неравенства, разберем несколько примеров.

Сравнение положительных чисел

Начнем с простого, что больше: $28$ или $13$? Верное неравенство: $28 > 13$.

Задание

Сравните числа $7$ и $52$.

Динозавр с коробкой.

Показать ответ

Скрыть

Верное неравенство: $7 < 52$.

comparison

Сравнение отрицательных чисел

Отрицательные числа сравниваются через модуль. Сравним $-15$ и $-23$.

Модуль первого числа $|-15| = 15$, а модуль второго $|-23| = 23$. Модуль показывает, насколько далеко находится число от нуля на числовой прямой без учета его знака.

Сравнивая модули, мы получаем, что $|-15| < |-23|$. Это значит, что $-15$ ближе к нулю, чем $-23$, а значит, оно больше. Это легко понять, если представить термометр: зимой на улице с температурой $-15\,^{\circ}{\rm C}$ теплее, чем с температурой $-23\,^{\circ}{\rm C}$. Верное неравенство: $-15 > -23$.

Задание

Верно ли неравенство: $−2 < −7$?

Умный динозавр с книгой и карандашом.

Показать ответ

Скрыть

Нет, $-2 > -7$.

Сравнение различных дробей

А если сравнить дроби? Например, $\frac{5}{8}$ и $\frac{4}{7}$. Выглядит устрашающе! Однако это легко решить, если мы приведем обе дроби к общему знаменателю: $\frac{5}{8} = \frac{35}{56}$, а $\frac{4}{7} = \frac{32}{56}$.

Ну вот, теперь нам осталось сравнить только их числители, а это очень просто: $35 > 32$. То есть число слева больше, чем число справа. Верное неравенство: $\frac{5}{8} > \frac{4}{7}$.

Задание

Сравните $\frac{15}{4}$ и $\frac{3}{16}$.

Фруктовые дроби.

Показать ответ

Скрыть

Найдем общий знаменатель, то есть наименьшее общее кратное чисел $4$ и $16$. Это легко, число $16$ делится и на $4$, и на $16$, значит это и есть общий знаменатель.

У второй дроби знаменатель уже равен $16$, поэтому она останется неизменной. А первая дробь преобразуется так: $\frac{15}{4}=\frac{15\cdot4}{4\cdot4}=\frac{60}{16}$. Осталось сравнить числители: $60 > 3$. Таким образом, верное неравенство: $\frac{15}{4} > \frac{3}{16}$.

Дроби могут быть и десятичными: $3,6748$ и $3,675$. Приглядимся к ним внимательнее.

Цифры в разрядах единиц, десятых и сотых совпадают! А в разряде тысячных в первой дроби стоит цифра $4$, а во второй — цифра $5$. Мы знаем, что $4 < 5$, а значит, верное неравенство: $3,6748 < 3,675$.

Задание

Сравните $-4,267$ и $-4,2695$.

Динозавр отдыхает в поле с подсолнухами.

Показать ответ

Скрыть

Обратим внимание, что перед нами отрицательные числа. Запишем их модули: $|-4,267|=4,267$ и $|-4,2695|=4,2695$.

Посмотрим внимательно: цифры в разрядах единиц, десятых и сотых совпадают. Различие находится в разряде тысячных: в первой дроби стоит цифра $7$, а во второй — цифра $9$. Сравним и получим $7<9$, значит $4,267<4,2695$.

Мы пока сравнили только модули, то есть $|-4,267|<|-4,2695|$. Тогда верное неравенство: $-4,267 > -4,2695$.

А теперь самое сложное! Возможно ли сравнить обыкновенную дробь $\frac{9}{20}$ и десятичную $0,45$? Конечно! Обратим обыкновенную дробь в десятичную.

Для этого поделим числитель $9$ на знаменатель $20$, получим $9\div20=0,45$, и это совпало со вторым числом. Верное неравенство, а точнее равенство: $\frac{9}{20} = 0,45$.

Задание

Сравните $3,14159$ и $\frac{22}{7}$.

Динозавр под дождем.

Показать ответ

Скрыть

Верное неравенство: $3,14159 < \frac{22}{7}$.

Сравнение на все случаи жизни

В примерах для сравнения чисел мы использовали несколько способов, подходящих для конкретного вида чисел. Но как было бы здорово не думать каждый раз, какой способ для решения числовых неравенств применять. А ведь такая возможность существует!

Динозавры меряются фигурками

Универсальный метод таков: чтобы сравнить числа $a$ и $b$, мы вычтем одно из другого и сравним разность с нулем. То есть хотим узнать, какой результат сравнения даст выражение $a-b$ и $0$. Суть подскажет определение.

Число $a$ больше числа $b$ ($a > b$), если $a-b > 0$, то есть разность $a$ и $b$ является положительным числом;
число $a$ меньше числа $b$ ($a < b$), если $a-b < 0$, то есть разность $a$ и $b$ — отрицательное число;
число $a$ равно числу $b$ ($a = b$), если $a-b = 0$.

Чтобы лучше понять определение универсального метода сравнения любых чисел, нарисуем координатную прямую. Большее число изображается правее, а меньшее число — левее.

Координатная прямая.

У нас есть два числа $a$ и $b$. И есть их разность $a-b$, пусть она обозначается буквой $c$, то есть $a-b = c$. И это значит, что $a = b + c$. Нарисуем на координатной прямой сначала точку $b$:

Точка b на координатной прямой.

Определение нам говорит, что сравнение чисел $a$ и $b$ зависит от их разности, то есть от числа $c$. Что если $c > 0$? Где тогда будет лежать точка $a = b + c$ на координатной прямой? Все просто: $b + c$ больше, чем $b$, поскольку число $c$ положительное, значит, точка $a=b+c$ будет лежать правее:

Сравнение точек a и b при условии, что c = a - b > 0.

А если разность $a-b = c < 0$? Число $c$ отрицательное, и тогда $a = b + c$ будет меньше, чем $b$, а значит, и лежать будет левее:

Сравнение точек a и b при условии, что c = a - b < 0.

Применение полученных знаний

Данные знания обязательно пригодятся в решении более сложных и важных задач. Рассмотрим одну из них.

Пример

Нужно доказать, что при любых значениях переменной $a$ верно неравенство $$(a-3)(a-5) < (a-4)^2.$$

Доказательство. Составим разность левой и правой частей неравенства и преобразуем ее: $$(a-3)(a-5)-(a-4)^2 = a^2-3a-5a + 15-a^2 + 8a-16 = -1.$$
При любом $a$ рассматриваемая разность отрицательна и, следовательно, верно неравенство $$(a-3)(a-5) < (a-4)^2.$$

Практика

Задание

Даны выражения $3a(a + 6)$ и $(3a + 6)(a + 4)$. Сравните их значения при $a = -5$; $0$; $40$. Докажите, что при любом $a$ значение первого выражения меньше значения второго.

Показать ответ

Скрыть

Рассмотрим случай, когда $a=-5$. Подставим это в данные в задаче выражения. Первое выражение преобразуется так: $$3\cdot(-5)\cdot(-5+6)=-15\cdot1=-15.$$ А второе — так: $$(3\cdot(-5)+6)(-5+4)=(-15+6)\cdot(-1)=(-9)\cdot(-1)=9.$$ Сравним эти числа: $-15<9$, а значит, первое выражение меньше второго при $a=-5$.

Аналогично рассмотрим случай $a=0$ и подставим это значение в исходные выражения. Первое выражение приобретет вид $$3\cdot0\cdot(0+6)=0\cdot6=0,$$ а второе — $$(3\cdot0+6)(0+4)=(0+6)\cdot4=6\cdot4=24.$$ Сравним полученные результаты: $0<24$. Получается, что при $a=0$ первое выражение меньше второго.

Наконец, рассмотрим случай $a=40$. Тогда исходные выражения можно записать так: первое $$3\cdot40\cdot(40+6)=120\cdot46=5520$$ и второе $$(3\cdot40+6)(40+4)=(120+6)\cdot44=126\cdot44=5544.$$ В этом случае $5520<5544$, и снова получается, что первое выражение меньше второго, если $a=40$.

Докажем, что для любого значения $a$ будет верным утверждение, что первое выражение меньше второго, то есть $$3a(a+6)<(3a+6)(a+4).$$

Для этого вычтем из первого выражения второе, получим $$3a(a+6)-(3a+6)(a+4)=3a^2+18a-(3a^2+12a+6a+24)=\cancel{3a^2}+18a-\cancel{3a^2}-(12a+6a)-24=\cancel{18a}-\cancel{18a}-24=-24.$$ Разность выражений дала результат $-24$, сравним его с нулем: $-24<0$, а по определению, если разность выражений — отрицательное число, то уменьшаемое меньше вычитаемого. В нашем случае это означает, что $3a(a+6)<(3a+6)(a+4)$. Что и требовалось доказать.

Часто задаваемые вопросы

Что такое переменная?

Переменная величина — это символ в алгебраическом выражении, который может изменять свое значение.

Что такое вещественные числа, и чем они отличаются от действительных?

Вещественные и действительные числа ничем не отличаются, кроме названия. Где-то принято говорить действительные, а где-то — вещественные.
К вещественным числам относятся все иррациональные и рациональные числа. Иррациональные — это все числа, которые нельзя записать в виде обыкновенной дроби, например, число $\pi$ или квадратный корень из $2$. Рациональные числа — это те числа, которые, наоборот, можно представить в виде дроби, включая все натуральные числа, отрицательные и нуль.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ