ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Сложение. Переход из одной части речи в другую

Содержание

На прошлых уроках мы изучили основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный и бессуфиксный, приставочно-суффиксальный. Мы узнали, что образование новых слов происходит за счет добавления к слову или основе слова определенных морфем — приставок или суффиксов.

Сегодня мы познакомимся с двумя необычными способами словообразования, которые отличаются от уже изученных. При таких способах морфемы, которые вы уже знаете, не участвуют в образовании новых слов.

Сложение как способ словообразования

Сегодня мы поговорим о том, как можно создавать новые слова, соединяя уже существующие. Представьте, что каждое слово — это кусочек пазла. Мы берем несколько кусочков и соединяем их вместе, чтобы получить новую картинку.

Например, возьмем две основы: вод- (а) и пад- (а-ть-) без окончаний и суффиксов. Если мы соединим их, мы получим слово «водопад». Мы будто сложили два кусочка вместе, чтобы получить новое слово с новым значением. При этом между двумя основами есть гласная О, которая соединила эти две основы и потому стала называться соединительной.

Сложение — это способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков.

Например, в слове «лесопарк» мы соединили основы слов лес- и парк-, чтобы получилось название зоны отдыха, где есть и лесные массивы, и парки.

Выводы

  1. При таком способе к производящей основе не прибавляется ни приставка, ни постфикс. Однако может одновременно присоединиться суффикс, например, железная дорогажелезн-о-дорож-н-ый.
  2. Две производящие основы складываются между собой с помощью соединительной гласной, но иногда ее может не быть.
  3. У таких слов всегда есть как минимум две основы и два корня, именно поэтому такое слово называется сложным, однако основ может быть больше,
  4. Таким способом образуются существительные и прилагательные.

Виды сложения

Сложение двух самостоятельных слов

  1. Без соединительной гласной. Складываются две основы, при этом соединительная гласная («о» или «е») отсутствует. Такие слова называются сложными существительными и пишутся через дефис.

Диван-кровать: основа диван- + основа кровать- = диван-кровать.

Такой же принцип сложения у слов платье-халат (основа платье- + основа халат- = платье-халат); стоп-кран, вагон-ресторан и др.

2. С соединительной гласной. Это способ, при котором две или более основы складываются с помощью соединительной гласной (например, «е» или «о») и образуют новое слово.

Землекоп: земл- (я) + коп- (ать) + «е»

Такой же способ у слов водопровод (основа вод- (а) + основа провод- (ить) + «о»), пароход, птицефабрика и других слов. В них соединительные гласные объединяют основы и образуют слово с новым лексическим значением. Это уже не просто «птица» и «фабрика», а «птицефабрика» — предприятие, на котором производят продукты птицеводства (яйца, мясо и др.).

Соединение части слова с целым словом

При этом способе новое слово формируется так: часть одного слова объединяется с другим целым словом. Это позволяет создавать компактные и емкие термины, которые могут точно передавать определенные понятия.

karta money denigy

Например, зарплата — это заработная плата. Берется часть слова «зар» (она сокращенная) + целое слово «плата» (без сокращения) = слово «зарплата».

Еще примеры: авиазавод это авиационный завод.  Берется часть слова «авиа» (она сокращенная) + целое слово «завод» = слово «авиационный завод». Таким образом создаются слова «роддом» (родильный дом), «стенгазета» (стенная газета) и другие.

Сложение сокращенных основ слов

Этот способ отличается от предыдущего тем, что здесь сокращаются сразу две основы слова, а не одна часть слова. Это также приводит к созданию термина, обычно связанного с узкой специализацией.

Например, специальный корреспондент → спецкор, филологический факультет → филфак, главный редактор → главред.

Сложение названий начальных букв словосочетаний

В результате такого способа получается аббревиатура, которая может читаться как единое слово или побуквенно.

Например, Министерство по чрезвычайным ситуациям → МЧС (эм, че, эс)

Еще примеры: Московский государственный университет МГУ → (эм, гэ, у), Специальная военная операция (эс, вэ, о) → СВО, Федеральная служба безопасности → ФСБ (эф, эс, бэ).

Сложение начальных звуков слов

Новое слово образуется путем соединения первых звуков полных слов. В результате получается аббревиатура, которая произносится как единое слово.

Например, театр юного зрителя → ТЮЗ

Еще примеры: Высшее учебное заведение → вуз, Российская академия наук → РАН.

Переход из одной части речи в другую

Еще один необычный способ словообразования в русском языке — переход слов из одной части речи в другую. При таком способе слово меняет свои морфологические и синтаксические признаки и начинает выполнять в предложении другую функцию.

Представьте, что у нас есть слово «мороженое» — это существительное, которое обозначает вкусное лакомство. Мы можем сказать: «Я часто покупаю мороженое на прогулке в парке».

А теперь представьте, что мы используем это слово как прилагательное: «мороженое блюдо» (то есть замороженное, мерзлое). Например: я увидел мороженую рыбу на витрине магазина. Слово изменило свою роль, и это не единственный пример.

Переход из одной части речи в другую — это способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи переходит в другую часть речи.

Само слово мы пишем и произносим по-прежнему, однако в нем происходят изменения в грамматических свойствах слова. Что это значит? У слова начинает меняться род, число, падеж и другие категории. У существительного они одни, у прилагательного  — другие, у наречия — третьи.

Давайте посмотрим на примере: слово «больной» может быть как существительным (человек или животное, которые болеют), так и прилагательным (больная рука — ж. р.).

Например, «больной» спокойно лежал— это существительное, оно отвечает на вопрос «кто?» и по родам не изменяется. В предложении выполняет роль подлежащего.

В словосочетании же «больная рука» слово «больная» выполняет функцию прилагательного и обозначает признак предмета (рука). Грамматические признаки слова: ж. р., ед. ч., в предложении — определение.

Или еще пример: восхищаться (чем?) летом (сущ. в форме т. п.) и уехать на дачу (когда?) летом (наречие).

Почему это способ образования нового слова?

Все просто: в результате такого перехода слово меняет свою грамматическую и иногда лексическую составляющую. Оно начинает выполнять другие функции в предложении и приобретает новое значение. Это приводит к появлению нового слова.

Значение изученных способов словообразования

Оба способа словообразования активно участвуют в формировании новых понятий и выражений. Они отражают культурные и социальные изменения в обществе.

Сложение создает новые слова с более сложным или уточненным значением путем объединения двух или более основ или слов. Это обогащает словарный состав языка и при этом позволяет более точно и емко выражать мысли. С помощью сложения формируются различные термины в разных областях науки, техники и культуры, что важно для точного общения в специализированных сферах.

Переход одной части речи в другую изменяет функции слов в предложении без изменения их формы. Это способствует гибкости языка и позволяет создавать новые смыслы и выражения. Например, слово «столовая» изначально является прилагательным (например, «столовый прибор»), но затем переходит в разряд существительных и обозначает помещение («место, где едят»).

Часто задаваемые вопросы

Какая морфема участвует в сложении как способе словообразования?

В сложении как способе словообразования участвуют соединительные гласные (о, е).

Как понять, что слово образовано именно с помощью сложения?

1. Слово состоит из двух или более основ.
2. Имеет два (или более) корня.
2. В словообразовании участвуют как целые слова, так и их части.
3. Могут присутствовать соединительные гласные.

Какие части речи могут переходить в другие?

Чаще всего прилагательные в существительные (рабочий инструмент — рабочий на стройке) и числительные в существительные и прилагательные (пять (сколько?) баллов — получил (что?) пять).

Как определить часть речи при переходе как способе словообразования?

Нужно задать к слову вопрос и определить его синтаксическую роль в предложении. Например, «рядом бегали люди, провожающие друзей». Слово «провожающие» обозначает признак предмета, поясняет существительное «люди». Вопрос: «Люди какие?» — «провожающие», причастие, которое является определением.
«Провожающие вышли из вагона поезда». Здесь «провожающие» обозначает предмет, вопрос: «Кто?» — «провожающие», существительное, подлежащее. 

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ