ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Содержание

На прошлом уроке мы изучили суффиксальный и бессуфиксный способы образования новых слов. Мы узнали, что при таких способах главной морфемой является суффикс или нулевой суффикс.

На этом уроке мы рассмотрим еще один способ словообразования — приставочно-суффиксальный. Узнаем, чем он отличается от предыдущих, и научимся правильно выделять приставку и суффикс.

Что такое приставочно-суффиксальный способ?

Есть разные способы словообразования, которые вы уже знаете: приставочный, суффиксальный и бессуфиксный. Сегодня мы разберем новый способ образования слов —  приставочно-суффиксальный.

Приставочно-суффиксальный способ словообразования — это способ, при котором к основе одного слова одновременно присоединяются приставка и суффикс.

При этом получается новое слово с новым лексическим значением или оттенком смысла. Представьте, у нас есть слово «окно». Мы добавляем к нему приставку под- и суффикс -ник-. Получается «подоконник». Мы взяли основу слова, добавили к ней приставку и суффикс одновременно, и —  вуаля! —  новое слово.

Важно! При этом способе словообразования нужно добавить и приставку, и суффикс. Если убрать хотя бы одну морфему, слово будет иметь совсем другое значение или вообще не иметь смысла. Например, «под-окно» и «окно-ник».

Помните, чтобы определить, какие морфемы участвовали в образовании нового слова, нужно истолковать слово, то есть объяснить его через значение производящей основы (основы слова, от которого образовано новое слово).

Например, «подоконник» — это предмет, который находится под окном. Окно- это производящая основа, к которой одновременно присоединились под- — приставка и -ник- — суффикс.

Как определить приставочно-суффиксальный способ словообразования

  1. Найти производящую основу

    Сначала нужно определить лексическое значение производного слова и установить, от какого слова оно образовано, то есть найти производящую основу.
    Пример: подснежник — это то, что находится под снегом. Производящая основа — снег.

  2. Найти приставки и суффиксы

    В производном слове необходимо выделить словообразовательные морфемы, которые присоединились к исходной основе. Какие добавились приставки и суффиксы?
    Пример: к изначальной основе снег-, которая равна корню, где чередуются г/ж (снег/снеж) присоединились приставка под- и суффикс -ник-.

  3. Проанализировать различия между производной и производящей основами

    В слове «под-снеж-ник» на две морфемы больше, чем в слове «снег». Следовательно, способ образования — приставочно-суффиксальный.

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Данным способом образуются почти все части речи. В таблице представлено, как слова разных частей речи образуются от других с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе.

Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголНаречие
Пра-баб-ушк-а (от основы слова баба)

Под-берез-овик- (от основы слова береза)

Под-бород-ок (от основы слова борода)
Без-дом-н-ый (от основы слова дом)

На-столь-н-ый (от основы слова стол)

Бес-смысл-енн-ый (от основы слова смысл)
Обес-сил-е-ть (от основы слова сила)

За-темн-и-ть (от основы слова темный)

О-мрач-и-ть (от основы слова мрак)
По-добр-ому (от основы слова добрый)

До-верх-у (от основы слова верх)

Из-редк-а (от основы слова редко)

Важно!

У наречий нет окончания, потому что это неизменяемая часть речи. Во всех словах, которые есть в таблице в колонке «наречия», на конце выделяются суффиксы: -ому-, -у-, -а-.

Выводы

Важно не забывать, что приставка и суффикс должны добавляться одновременно, иначе это будет другой способ словообразования. Приставочно-суффиксальный способ обогащает наш язык и позволяет от одного корня образовать большое количество слов. И каждое из них будет нести свой неповторимый оттенок значения.

«Подземный» —  тот, который под землей (под- + зем + -н-)

Просто о сложном

Вы можете встретить такие слова, как «обезопасить», «обезвредить», «обезглавить» и другие. Да, можно подумать, что них встречается две приставки о- и без-. Если построить словообразовательную цепочку, то эти приставки как будто легко обнаружить: «о-без-опасить» образовано от слова «без-опасный», а «без-опасный» —  от слова «опасный».

Однако это неверное рассуждение. Данные слова образовались от основы опасн-(ый) с одновременным присоединением приставки обез- и суффикса –и-.

А почему так? Все просто: приставочно-суффиксальным способом к основе слова присоединяются одновременно одна приставка и один суффикс. А приставка обез- имеет значение «лишить чего-либо, освободить от чего-либо». Обезопасить — это избавить от опасности, обезоружить —  лишить оружия.

Часто задаваемые вопросы

Как отличить приставочно-суффиксальный способ от других?

Важно убедиться, что ни приставку, ни суффикс нельзя убрать по отдельности, чтобы получилось существующее слово. Например, в слове «подсвечник» нельзя убрать под- или -ник- и получить слово с понятным значением.

Всегда ли есть значение у приставки и суффикса в таких словах?

Да, и приставка, и суффикс вносят свой вклад в значение нового слова. Приставка под- может указывать на местоположение, а суффикс -ник- указывает, для чего используется предмет. Подсвечник используется для свечи, чайник —  для чая.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ