Пунктуационный разбор простого предложения
Содержание
При синтаксическом анализе мы давали характеристику всего предложения и его составляющих элементов – членов предложения. Но у нас остались еще одни элементы предложения – пунктуационных знаки. Поэтому для них был создан ещё один вид анализа предложения – пунктуационный разбор.
Вспомним основные пунктуационные правила
Как вы помните, пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания языка и правила их расстановки на письме.
На прошлых уроках мы с вами разбирали разные случаи употребления знаков препинания. Так, мы познакомились с тире между подлежащим и сказуемым. Изучили, когда ставятся запятые при однородных членах. Даже разобрали случаи постановки двоеточия и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. А еще узнали об обращении, любящем отделяться от других членов предложения.
Давайте теперь вспомним и систематизируем все наши знания с помощью таблицы:
Тире | Запятая | Двоеточие | Знаки отсутствуют |
---|---|---|---|
1. Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. п. 2. В состав сказуемого входит ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ. 3. Сказуемое выражено фразеологизмом. 4. Подлежащее и сказуемое выражены числительными. 5. После ряда однородных членов перед родовым понятием. | 1. При бессоюзной связи однородных членов предложения. 2. При союзной связи однородных членов с повторяющимися союзами (и … , и …) или союзами «а», «но». 3. При обращении: с двух сторон в середине предложения, с одной стороны – в начале и конце предложения. | После родового понятия перед рядом однородных членов. | 1. При союзной связи однородных членов предложения (одиночный союз). 2. Между подлежащим и сказуемым, кроме случаев с тире. |
Но не только внутри предложения могут быть разные знаки препинания. Ведь и в конце предложения не только точка встречается.
Поэтому нам важно быть внимательными и при выборе завершающего знака. Он зависит от двух характеристик предложения: интонации и цели высказывания. Поэтому, чтобы верно определять, что ставить в конце предложения, повторите все случаи выбора завершающего знака по схеме:
Пунктуационный разбор простого предложения
Итак, с повторением правил мы с вами разобрались. Теперь пора приступать к пунктуационному анализу.
Порядок разбора
Основная цель этого вида анализа – объяснить, почему мы поставили именно этот знак препинания, а не другой. При этом вся основная работа проводится устно.
В общем и целом общий план пунктуационного разбора выглядит так:
- Подчеркнуть все члены предложения.
- Объяснить, почему выбран именно такой знак в конце предложения.
- Объяснить все знаки внутри предложения. Это могут быть любые из изученных нами пунктуационных «случаев»:
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Запятые между однородными членами.
- Двоеточие и тире при обобщающих словах.
- Запятые при обращениях.
- Составить схему предложения.
Проводим пунктуационный разбор вместе
Теперь давайте проведем пунктуационный разбор вместе. Правила те же: по ходу нашей работы сначала выполняйте пункты плана самостоятельно, а затем открывайте наш ответ.
Пример с однородными членами предложения
Итак, первое предложение для разбора:
«И старшины клуба, и повар, и лакей стараются угодить ему».
Так же, как и в прошлый раз, начнем с подчеркивания членов предложения.
И сразу смотрим на конец предложения. Там стоит точка. Почему? С помощью характеристики предложения по цели высказывания и по интонации устно объясняем, почему именно точка:
Затем смотрим на наше предложение и видим, что у нас есть три однородных подлежащих. Тогда смотрим на вид связи однородных членов. Они у нас связаны союзами «и», притом повторяющимися. Из этого делаем устно вывод:
В предложении однородные подлежащие связаны
показать ответ
скрыть ответ
союзной связью с повторяющимися союзами. При таких союзах между однородными членами мы ставим запятые.
И письменно показываем это с помощью стрелок к однородным членам.
Итак, устно мы объяснили все знаки препинания. И теперь можем письменно завершать пунктуационный разбор. А для этого составляем схему предложения.
Пример с тире
Для разнообразия давайте разберем еще одно предложение:
«Мария Ивановна — лучший кондитер в мире!»
Подчеркиваем члены предложения.
Затем объясняем завершающий знак. При этом у нас уже стоит не точка, а восклицательный знак. Снова с помощью характеристики предложения по цели высказывания и по интонации объясняем, почему же именно восклицательный знак:
Теперь смотрим на предложение и видим тире. Почему мы использовали этот знак препинания? Чтобы ответить на этот вопрос, смотрим на другие члены предложения. Ага! И подлежащее, и сказуемое выражены
показать ответ
скрыть ответ
существительными в именительном падеже! В этом случае между ними мы ставим тире.
И снова завершаем письменный разбор составлением схемы предложения:
А теперь закрепите материал традиционным просмотром видеоурока.
Хотите оставить комментарий?