Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Пунктуационный разбор простого предложения

Содержание

При синтаксическом анализе мы давали характеристику всего предложения и его составляющих элементов – членов предложения. Но у нас остались еще одни элементы предложения – пунктуационных знаки. Поэтому для них был создан ещё один вид анализа предложения – пунктуационный разбор.

Вспомним основные пунктуационные правила

Как вы помните, пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания языка и правила их расстановки на письме.

На прошлых уроках мы с вами разбирали разные случаи употребления знаков препинания. Так, мы познакомились с тире между подлежащим и сказуемым. Изучили, когда ставятся запятые при однородных членах. Даже разобрали случаи постановки двоеточия и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. А еще узнали об обращении, любящем отделяться от других членов предложения.

Давайте теперь вспомним и систематизируем все наши знания с помощью таблицы:

ТиреЗапятаяДвоеточиеЗнаки отсутствуют
1. Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. п.

2. В состав сказуемого входит ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ.

3. Сказуемое выражено фразеологизмом.

4. Подлежащее и сказуемое выражены числительными.

5. После ряда однородных членов перед родовым понятием.
1. При бессоюзной связи однородных членов предложения.

2. При союзной связи однородных членов с повторяющимися союзами (и … , и …) или союзами «а», «но».

3. При обращении: с двух сторон в середине предложения, с одной стороны – в начале и конце предложения.
После родового понятия перед рядом однородных членов.1. При союзной связи однородных членов предложения (одиночный союз).

2. Между подлежащим и сказуемым, кроме случаев с тире.

Но не только внутри предложения могут быть разные знаки препинания. Ведь и в конце предложения не только точка встречается.

Поэтому нам важно быть внимательными и при выборе завершающего знака. Он зависит от двух характеристик предложения: интонации и цели высказывания. Поэтому, чтобы верно определять, что ставить в конце предложения, повторите все случаи выбора завершающего знака по схеме:

Выбор завершающего знака. Схема
Схема «Выбираем завершающий знак»

Пунктуационный разбор простого предложения

Итак, с повторением правил мы с вами разобрались. Теперь пора приступать к пунктуационному анализу.

Порядок разбора

Основная цель этого вида анализа – объяснить, почему мы поставили именно этот знак препинания, а не другой. При этом вся основная работа проводится устно.

В общем и целом общий план пунктуационного разбора выглядит так:

  1. Подчеркнуть все члены предложения.
  2. Объяснить, почему выбран именно такой знак в конце предложения.
  3. Объяснить все знаки внутри предложения. Это могут быть любые из изученных нами пунктуационных «случаев»:
    • Тире между подлежащим и сказуемым.
    • Запятые между однородными членами.
    • Двоеточие и тире при обобщающих словах.
    • Запятые при обращениях.
  4. Составить схему предложения.

Проводим пунктуационный разбор вместе

Теперь давайте проведем пунктуационный разбор вместе. Правила те же: по ходу нашей работы сначала выполняйте пункты плана самостоятельно, а затем открывайте наш ответ.

Пример с однородными членами предложения

Итак, первое предложение для разбора:

«И старшины клуба, и повар, и лакей стараются угодить ему».

Так же, как и в прошлый раз, начнем с подчеркивания членов предложения.

Пунктуационный разбор предложения. Подчеркиваем члены предложения.

И сразу смотрим на конец предложения. Там стоит точка. Почему? С помощью характеристики предложения по цели высказывания и по интонации устно объясняем, почему именно точка:

Пунктуационный разбор предложения. Объясняем завершающий знак.

Затем смотрим на наше предложение и видим, что у нас есть три однородных подлежащих. Тогда смотрим на вид связи однородных членов. Они у нас связаны союзами «и», притом повторяющимися. Из этого делаем устно вывод:

В предложении однородные подлежащие связаны

показать ответ

скрыть ответ

союзной связью с повторяющимися союзами. При таких союзах между однородными членами мы ставим запятые.

И письменно показываем это с помощью стрелок к однородным членам.

Пунктуационный разбор предложения. Стрелки к однородным членам.

Итак, устно мы объяснили все знаки препинания. И теперь можем письменно завершать пунктуационный разбор. А для этого составляем схему предложения.

Образец письменного разбора.

Пример с тире

Для разнообразия давайте разберем еще одно предложение:

«Мария Ивановна — лучший кондитер в мире!»

Подчеркиваем члены предложения.

Пунктуационный разбор предложения. Подчеркиваем члены предложения.

Затем объясняем завершающий знак. При этом у нас уже стоит не точка, а восклицательный знак. Снова с помощью характеристики предложения по цели высказывания и по интонации объясняем, почему же именно восклицательный знак:

Пунктуационный разбор предложения. Объясняем завершающий знак.

Теперь смотрим на предложение и видим тире. Почему мы использовали этот знак препинания? Чтобы ответить на этот вопрос, смотрим на другие члены предложения. Ага! И подлежащее, и сказуемое выражены

показать ответ

скрыть ответ

существительными в именительном падеже! В этом случае между ними мы ставим тире.

Пунктуационный разбор предложения. Объясняем тире.

И снова завершаем письменный разбор составлением схемы предложения:

Образец письменного разбора

А теперь закрепите материал традиционным просмотром видеоурока.

https://www.youtube.com/watch?v=49gf7_QF3MQ
5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ