Личный кабинет Выйти Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание История России ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Синтаксический разбор простого предложения

Содержание

    На протяжении долгого времени мы с вами шаг за шагом разбирали структурные единицы синтаксиса и их характеристики. Так, мы изучили типы предложений и познакомились с главными и второстепенными членами. А ещё узнали виды осложнений. Кроме того, мы разобрали пунктуацию при подлежащем и сказуемом, однородных членах и обращениях. Только представьте, сколько вы уже всего знаете!

    И сейчас нам осталось лишь закрепить все то, что мы уже знаем, с помощью анализа структуры предложения. Таким анализом мы называем синтаксический разбор предложения. Им мы сейчас и займемся!

    Повторение основных характеристик предложения

    Но для начала повторим главные характеристики предложения.

    Так, предложения бывают:

    • односоставные и двусоставные по составу;
    • повествовательные, вопросительные и побудительные по цели высказывания;
    • восклицательные и невосклицательные по интонации;
    • распространённые и нераспространённые по наличию второстепенных членов;
    • осложнённые и неосложнённые по наличию осложняющих конструкций.
    Основные характеристики предложения. Схема
    Характеристики предложения

    И нам как раз нужно уметь с легкостью определять все эти типы, чтобы провести синтаксический разбор предложения.

    Синтаксический разбор простого предложения

    Порядок разбора

    В общем и целом синтаксический разбор включает характеристику предложения и составление его схемы. Поэтому общий план этого разбора выглядит так:

    1. Сначала подчеркните все члены предложения.
    2. После этого определяем вид предложения по цели высказывания. Каким является данное предложение: повествовательным, вопросительным или побудительным?
    3. Затем определяем тип предложения по интонации. Это предложение восклицательное или невосклицательное?
    4. Определяем тип предложения по составу. Это предложение односоставное или двусоставное? Если односоставное, то какой главный член присутствует?
    5. Определяем вид предложения по наличию второстепенные членов. Есть ли здесь второстепенные члены? Если да, то называем предложение распространённым, если нет – нераспространённым.
    6. Определяем вид предложения по наличию осложняющих элементов. Есть ли здесь однородные члены предложения или обращения? Если есть, то предложение осложнённое, если нет – неосложнённое.
    7. Если предложение осложнённое, то называем вид осложнения: «осложнено однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями или обстоятельствами)» или «осложнено обращением».
    8. Составляем схему нашего предложения.

    Проводим синтаксический разбор вместе

    Давайте теперь попробуем разобрать предложение по нашему плану. Для этого возьмем следующее предложение:

    «Полковник положил ногу на ногу, поудобней уселся и сделал серьезное лицо».

    Запишите это предложение на листок. И по ходу нашей работы сначала выполняйте пункты плана самостоятельно, а затем открывайте наш ответ.

    Даем предложению характеристику

    Итак, сначала мы подчеркиваем члены предложения.

    Синтаксический разбор предложения. Подчеркиваем члены предложения.

    Теперь, когда мы четко видим все составляющие предложения, приступаем к его анализу.

    Так как это предложение просто сообщает информацию, то по цели высказывания оно

    показать ответ

    скрыть ответ

    повествовательное.

    Дальше мы видим, что в конце предложения стоит точка, значит, по интонации оно

    показать ответ

    скрыть ответ

    невосклицательное.

    Мы также видим, что в предложении есть и подлежащее, и сказуемое. Подлежащее – «полковник», сказуемые: «положил», «уселся», «сделал». Поэтому по составу оно

    показать ответ

    скрыть ответ

    двусоставное.

    Но в предложении остались и другие слова. Здесь есть также дополнения (положил «что?» ногу, сделал «что?» лицо), определение (лицо «какое?» серьёзное) и обстоятельства (положил «куда?» на ногу, уселся «как?» поудобней). Значит, по наличию второстепенных членов оно

    показать ответ

    скрыть ответ

    распространённое.

    Давайте расставим вопросы к второстепенным членам предложения на схеме.

    Синтаксический разбор. Вопросы к второстепенным членам предложения.

    Вы заметили, что сказуемых у нас целых три? От подлежащего «полковник» мы задаем вопрос «что сделал?» к сказуемому. И таких вопросов у нас три: «что сделал?» положил, «и еще что сделал?» уселся, «и еще что сделал?» сделал. Значит, по наличию осложняющих элементов это предложение

    показать ответ

    скрыть ответ

    осложнённое.

    Давайте и это обозначим стрелками на схеме.

    Синтаксический разбор предложения. Однородные члены.

    Предыдущий пункт позволяет нам сделать вывод, что в качестве осложнения у нас выступают

    показать ответ

    скрыть ответ

    однородные сказуемые.

    На этом характеристика предложения завершается. Но теперь нам нужно составить схему.

    Составляем схему предложения

    Для этого в квадратных скобках мы чертим символы членов предложения, осложняющих элементов и все знаки препинания.

    Схема предложения.

    Фиксируем письменный результат разбора

    Итак, письменный результат нашего разбора будет выглядеть так:

    Пример полного синтаксического разбора предложения.

    Обратите внимание, что все характеристики предложения мы записываем в скобках после предложения. И в этом случае слова для удобства можно сокращать.

    А теперь, чтобы повторить все характеристики предложения и закрепить нашу тему, посмотрите видеоурок.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение