ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Византия: от Ираклия до Македонской династии

Содержание

Византия начинается с основания Константинополя. В 330 году император Константин Великий основал Константинополь, сделав его новой столицей Римской империи. За первые века своего существования государство успело пережить тяжелейшие трансформации. От укрепления христианства и разделения Римской империи в 395 году до серьезных потрясений эпохи Юстиниана.

При императоре Феодосии I христианство стало государственной религией. При его потомках империя столкнулась с варварскими нашествиями. В V веке она выстояла под натиском гуннов и германских племен, а в VI веке достигла пика своего могущества при Юстиниане I (527–565).

Юстиниан I провел административные и юридические реформы, создал «Кодекс Юстиниана», восстановил контроль над Италией, Северной Африкой и южной Испанией. Однако длительные войны, эпидемии и восстания ослабили империю.

Конец правления Юстиниана подвел итог первому этапу византийской истории. Империя осталась могущественной державой, но в дальнейшем ей предстояло столкнуться с новыми вызовами.

Император

Византия после смерти Юстиниана

После смерти Юстиниана в 565 году Византия оказалась в тяжелом положении. Огромные расходы на войны и высокие налоги вызывали недовольство народа.

Государство находилось под угрозой со всех сторон. На Балканах активизировались славяне и авары. На востоке Персия начала решающую войну за контроль над Месопотамией, Арменией и Малой Азией. Этот затяжной конфликт ослабил регионы, открыв путь для нового врага — арабов.

После военных успехов Юстиниана на Западе Византия не смогла сохранить свое влияние в регионе. Причиной тому стали финансовые трудности и нехватка сил для удержания новых территорий.

Помните ли вы?

В 568 году в Италию вторглись лангобарды — германское племя, уничтожившее остготов. Византии удалось сохранить лишь Равеннский экзархат, юг Италии и Сицилию. Однако из-за постоянной угрозы со стороны варваров в 605 году было заключено перемирие. По нему Византия обязалась платить им дань. В 610 году империя официально признала лангобардское королевство.

После Юстиниана престол перешел к его племяннику Юстину II. Он столкнулся с расстроенной армией, пустой казной и внешними угрозами. Его правление оказалось неудачным. В 574 году он усыновил Тиверия, назначив его своим преемником.

Византия карта восток

Тиверий, став императором в 578 году, сделал упор на борьбу с персами и назначил талантливого полководца Маврикия. Маврикий позже женился на его дочери и унаследовал престол.

Маврикий, в свою очередь, старался укрепить армию и финансы, но столкнулся с непопулярностью среди народа. Его правление завершилось восстанием, и в 602 году он был свергнут узурпатором Фокой.

Узурпатор — человек, незаконно захвативший власть или права, которые ему не принадлежат. Обычно термин используется в политическом контексте для обозначения того, кто силой или обманом занял трон, пост или другую руководящую должность.

Фока оказался жестоким и неспособным правителем, его восьмилетнее царствование (602—610) сопровождалось репрессиями и хаосом. Народ ненавидел его, а современники считали худшим императором.

Кровопролитные войны с Персией, а затем и с арабами, сильно ослабили империю. Византии срочно нужны были союзники, и она пыталась наладить отношения с Папой Римским. Но этот союз не продержался долго.

Время Ираклия

5 октября 610 года в дворцовой церкви святого Стефана патриарх Сергий короновал Ираклия, армянина из Каппадокии, императорской диадемой. В тот же день Ираклий женился, а через три дня сжег на ипподроме статую Фоки.

Империя переживала кризис, вызванный внешними угрозами и разрушительной политикой Фоки. Армия, финансы и госаппарат терпели крах. Персы под руководством Хосрова II уже завоевали Сирию, Финикию, Армению и Палестину. Византийские войска терпели поражения, и Ираклий, столкнувшись с полным упадком, приступил к реформам.

Византия Константинополь карта

Сперва он отстранил недостойных чиновников и военачальников, заменив их более опытными людьми. Затем он попытался возродить армию, но военачальник Приск, отправленный с войском на восток, не смог добиться успеха.

Начиная с 611 года войны с персами шли неудачно для Византии. В 614 году персы взяли Иерусалим, разграбив храм Гроба Господня и унеся в Персию Животворящий Крест. Ответ на эту угрозу был жестоким.

Животворящий Крест — это крест, на котором был распят Иисус Христос. В христианской традиции он считается священной реликвией, символом спасения и победы над смертью.

Карта Византия

Персы и религия

Персы были потомками древних иранских народов, основавших могущественные империи, такие как Ахеменидская и Сасанидская. Они жили на территории современного Ирана и соседних государств. Персы следовали зороастризму, древней религии, основанной на учениях пророка Заратустры. Хотя персы были зороастрийцами, их действия, такие как ограбление Храма Гроба Господня в Иерусалиме в 614 году, были скорее политическими и военными, чем религиозными.

В этот период Персия, управляемая династией Сасанидов, вела войну с Византией. Таким образом, захват Иерусалима был частью более широкого военного конфликта. Храм Гроба Господня как священное место для христиан был символом христианской власти. Такой захват мог быть использован как способ ослабить моральный дух врага и заявить о победе.

Ираклий пытался заключить мир с Хосровом, но шах, унижая византийского императора, продолжал наступление. Ситуация была близка к катастрофе. Однако Ираклий проявил мужество и решительность, сумев не только отстоять империю, но и предприняв успешные контрнаступления.

Шах — это титул монарха в Иране, который использовался с древности. Он означал царя, главу государства и армии, обладавшего абсолютной властью. Титул был особенно важен в эпоху Сасанидов, где шах был не только политическим, но и религиозным лидером.

Походы Ираклия

Зимой 623 года Ираклий приступил к подготовке к войне с Персией. Он обучал своих солдат новым военным тактикам, уделяя особое внимание конным лучникам. Эти меры подготовили армию к дальнейшему наступлению. Весной Ираклий начал великий поход в Персию, вторгшись в Атропатену.

Персы в ответ собрали свои войска, и началась ожесточенная борьба. Ираклий одержал несколько важных побед.

В 625 году византийцы продолжили наступление, преодолев горы и взяв ключевые города: Мартирополь и Амиду. Кровопролитные сражения не прекращались, но император и его армия уверенно двигались вперед.

корабль лодка море

Осенью 627 года, с подкреплением от хазар, Ираклий вторгся в Месопотамию. В решающей битве под Ниневией он разгромил армию персов. Хосров бежал, оставив свою страну в хаосе. В результате Византия одержала полную победу, захватив богатства и стратегические точки.

Ираклий, продвигаясь по Ирану, разрушал и уничтожал все, что не мог забрать, оставляя за собой лишь пустошь. Он утверждал, что это необходимо для прекращения войны и пытался убедить шаха завершить конфликт.

Несмотря на кризис, Хосров не сдался, но 29 февраля погиб в результате переворота. Его сын, Кавад II Широе, немедленно отправил послов к Ираклию с предложением выполнить все требования. Византия получила огромную контрибуцию, персидские гарнизоны покинули занятые города, а святыня из Иерусалима — Древо Креста — была возвращена христианам.

Контрибуция — это принудительные выплаты, налагаемые на проигравшее в войне государство победителем в качестве возмещения ущерба.

Так завершился долгий и трудный поход, закончившийся 15 мая торжественным письмом Ираклия, прочитанным в соборе Святой Софии. Вскоре сам император вернулся в Константинополь, где его встретили как триумфатора.

Появление ислама

В 622 году началась новая эра с появлением новой религии — ислама. В 627 году пророк Мухаммед предложил принять ислам византийским и персидским правителям, но персидский правитель велел казнить послов, а Ираклий отказался. Однако вскоре, после смерти Мухаммеда в 632 году, арабы начали завоевания, угрожая византийским и персидским территориям. Вскоре началась арабская экспансия на Востоке, и в 636 году арабы одержали победу в битве при Ярмуке.

Появление ислама

Пророк Мухаммед был основателем ислама. Он родился около 570 года в Мекке (современная Саудовская Аравия). В 40 лет он начал получать откровения от Бога (Аллаха) через ангела Джибрила. Эти откровения стали основой для Корана — священной книги ислама.

Мухаммед учил, что есть только один Бог, и что люди должны следовать Его законам, жить честно и помогать бедным. Он проповедовал, что все люди равны перед Богом, и что нужно стремиться к миру и справедливости.

Когда он начал распространять свое учение, в Мекке к нему отнеслись враждебно, и ему пришлось покинуть город. Он ушел в Медину, где его приняли, и там исламу удалось утвердиться. Мухаммед умер в 632 году, но его учение продолжило распространяться, и сейчас ислам является одной из крупнейших религий в мире. Последователей ислама называют мусульманами.

Сразу после этого арабы начали захват территорий в Палестине и Сирии. Ираклий не предвидел столь серьезной угрозы и был вынужден прибегнуть к новым религиозным реформам, пытаясь объединить христиан вокруг доктрины монофелитства.

Монофелитство — это учение, возникшее в VI-VII веках, которое утверждало, что у Иисуса Христа была только одна (божественная) воля, а не две, как утверждается в официальном христианском учении. Это мнение противоречило христианской доктрине, которая утверждает, что у Иисуса есть и божественная, и человеческая воля.

Карта Византия

Однако это решение Ираклия было осуждено католической церковью, что только усугубило внутренний раскол. Вскоре, с ростом угрозы с востока, Ираклий решает вернуться в столицу, но не в силах справиться с внутренними и внешними проблемами, страдает от ухудшающегося здоровья.

После нескольких лет борьбы, Ираклий умирает в феврале 641 года, оставив империю в состоянии кризиса, который продолжал развиваться в его отсутствие.

Кризис

После смерти императора Ираклия в 641 году Византия оказалась в тяжелой ситуации. Завоевания арабов, начавшиеся еще в 634 году, привели к утрате значительных территорий, включая Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет. Эти потери не только ослабили экономику империи, но и серьезно повлияли на церковную структуру.

Византийская церковь лишилась контроля над важнейшими патриархатами. Таким образом, Константинопольский патриарх стал единственным центром христианского мира, фактически оставшись без конкуренции. Такая ситуация провоцировала появление различных учений в христианском мире, которые спорили с ортодоксальным христианским учением.

Потеря богатых и плодородных земель привела к экономическому упадку. Особенно это ощущалось в тех регионах, которые раньше обеспечивали страну продовольствием. В VII веке наблюдается резкое сокращение денежного обращения, ослабление торговли и падение городов.

урожай

Малая Азия и Балканы, подвергшиеся арабской и славянской угрозе, стали превращаться в изолированные деревни. Константинополь оставался единственным крупным городом империи. Однако даже здесь царила тревожная атмосфера.

Константинополь город

Одним из серьезных последствий арабских завоеваний стал упадок образования. Потеря доступа к египетскому папирусу, который был основным материалом для написания книг, привела к удорожанию производства книг и снижению уровня образованности. Многие литературные жанры, в том числе история, исчезли, уступив место пророчествам и апокалиптическим настроениям.

Византийцы утратили связь с прошлым и начали жить в постоянном ожидании конца времен. Эти события и культурный спад оставили глубокий след в историческом сознании того времени. Лишь спустя более ста лет, в конце VIII века, начали появляться первые признаки культурного возрождения.

Эпоха иконоборчества

В стране, ослабленной арабскими завоеваниями, а также внутренними экономическими и политическими проблемами, наблюдался культурный упадок, который затронул и религиозную практику. Одним из ярких примеров этого стало массовое почитание икон, которое, по мнению некоторых клириков, угрожало возвращением к язычеству.

Иконоборчество — религиозное и политическое движение, отвергавшее святость религиозных изображений и иконопочитание.

В это время, когда растущее недовольство среди духовенства стало очевидным, император Лев III Исавр, воспользовавшись этим, начал иконоборческую кампанию, которая привела к открытым политическим и религиозным конфликтам.

Из-за чего начались споры?

Иконоборческие споры начались из-за разногласий по вопросу почитания икон. С одной стороны, некоторые клирики и императоры считали, что поклонение изображениям может привести к идолопоклонству и возвращению к язычеству. С другой — сторонники иконопочитания утверждали, что изображения святых помогают христианам в духовном поклонении и не нарушают заповедей.

Однако наибольшие потрясения и внутренние споры по вопросу почитания икон пришлись на правление Константина V Копронима (741–775). В политическом плане Константин V оказался сильным правителем. Его авторитетное положение позволило ему проводить радикальную политику иконоборчества.

После того как на VII Вселенском соборе (787) было утверждено учение иконопочитания, иконоборцы стали бороться не только с религиозной оппозицией, но и с растущими претензиями патриархата на роль ведущего духовного центра.

Вселенский собор картина
Василий Иванович Суриков. Четвертый Вселенский Халкидонский Собор

Почти через 30 лет после смерти Константина V, в 815 году, во время новой волны роста политической нестабильности византийская императорская власть снова вернулась к идеологии иконоборчества.

В ответ на эти вызовы противники иконоборцев развивали свою теологию. Они утверждали, что почитание икон — это не идолопоклонство, а акт, подтверждающий важность образов как посредников в отношениях с Богом.

В 843 году, после смерти последнего из жестоких иконоборцев — императора Феофила и благодаря усилиям императрицы Феодоры и патриарха Мефодия Византия приняла окончательное решение в пользу иконопочитания. Императорская власть вновь пошла на компромиссы с церковью, что позволило завершить эпоху иконоборчества.

Это событие было официально отмечено праздником «Торжество православия». Праздник и по сей день отмечается в православных церквях каждое первое воскресенье Великого поста.

Икона

Победа иконопочитателей привела к значительным культурным изменениям. Почитание икон стало догматической основой. Создание икон стало важной частью религиозной жизни Византии. В это время возникло много новых художественных произведений, иконопись значительно развилась.

Македонская эпоха

С середины IX века Византия начинает восходить как одно из мощнейших государств Европы. Подъем страны происходит на фоне сохраняющегося господства крестьянской земельной собственности и медленного роста феодального землевладения. В это время на трон восходит Василий I, основатель Македонской династии.

Основой византийской экономики оставалось свободное крестьянство, которое выполняло все налоговые обязательства. Также они строили дороги, мосты и различные укрепления. Крестьянство составляло основу армии. Получается, что своими усилиями крестьяне защищали границы империи и способствовали развитию товарообмена.

С конца IX века начинается оживление городов, в первую очередь Константинополя. Константинополь стал крупнейшим центром ремесленного производства и сосредоточением господствующего класса. В это время активно растет бюрократический аппарат. Византия становится более централизованным государством с четкой иерархией чиновников.

Интересный факт

Император Константин VII Багрянородный, правивший с 913 по 959 год, стал главным инициатором грандиозного проекта по кодификации знаний в Византии. Под его руководством были написаны важнейшие произведения, такие как официальная история IX века, географические исследования, труды по сельскому хозяйству и военным делам. Его самый амбициозный труд — «Эксцерпты» — это гигантская антология, которая охватывает все сферы жизни и включает работы античных и ранневизантийских авторов.

Ближе к X веку начинается время византийской «реконкисты». Византия отвоевывала свои земли и расширяла границы, отодвигая их до Евфрата и удерживая территории в Италии и Сербии. Это также был век активной феодализации. Расширялись частные земельные владения и усиливалось влиянии церкви и монастырей.

Церковь продолжала укреплять свои позиции через активную миссионерскую деятельность. В конце IX века начался новый этап христианизации славян, включая Моравию, Болгарию и Сербию. Византия также возобновила связи с восточными патриархатами. Это позволило константинопольскому патриарху претендовать на лидерство среди восточнохристианских церквей.

Монах Фотий
Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия

Таким образом, после смерти Юстиниана I в 565 году Византийская империя столкнулась с серьезными внутренними и внешними вызовами. Государство раздирали постоянные войны с персами, лангобардами и аварами. Правление Ираклия (610–641) ознаменовалось успешной борьбой с Персией, но вскоре последовало арабское завоевание значительной части византийских владений.

В VIII–IX веках империя пережила иконоборческий кризис, который завершился восстановлением почитания икон в 843 году.

С воцарением Македонской династии в 867 году Византия вступила в период расцвета. Императоры, такие как Василий I и Лев VI, укрепили государство, реформировали администрацию и успешно воевали с арабами и болгарами. Однако долго такое доминирование не могло продолжаться, и вскоре империя столкнулась с новыми вызовами — на Западе готовились Крестовые походы.

Кто же все-таки ввел понятие «Византия» первым?

Термин «Византия» впервые ввел немецкий историк Иероним Вольф в 1557 году, чтобы отличать Восточную Римскую империю от Западной.

Если Ираклий был армянином, тогда как он смог стать императором Византии?

Ираклий стал императором Византии в 610 году благодаря военному перевороту, свергнув тирана Фоку, при поддержке армии и аристократии. Его армянское происхождение не мешало восхождению, так как в Византии важнее были военные заслуги и политическое влияние.

На чем основывалось мнение неприятелей икон во время эпохи иконоборчества?

Иконоборцы считали поклонение иконам идолопоклонством, опираясь на библейский запрет создавать и почитать изображения (Второзаконие 5: 8–9). Они считали, что изображения святых и Христа нельзя почитать как Бога. Они также полагали, что бедствия империи — это Божье наказание за почитание икон.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ