ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Испания: Кордовский халифат и Реконкиста

Содержание

В 711 году арабы (мавры) начали завоевание Испании. Под предводительством Тарика ибн Зияда они всего за пять лет захватили почти весь Пиренейский полуостров, превратив его в эмират Аль-Андалус, подчиненный правительству города Дамаска. Лишь труднодоступные регионы в горах Пиренеях, где жили баски и астуры, остались независимыми. Все это было причинами появления Кордовского халифата.

Мусульмане быстро завоевали Испанию благодаря слабости Вестготского государства, которое просуществовало три века. Экономика вестготов не укрепляла государство, а постоянная борьба за власть только разрушала политическую структуру. Власть в стране принадлежала церкви, которая руководствовалась только религиозными принципами. Простые люди, уставшие от тяжелой жизни, часто видели в мусульманах освободителей и помогали им.

Мусульмане не только принесли с собой новые порядки, но и обогатили местную культуру. Например, арабские слова вошли в испанский язык, особенно в области торговли и домостроения. До сих пор испанцы используют такие слова, как aduana («таможня») и jarifo («показной»), которые пришли из арабского языка.

Таким образом, завоевание Испании мусульманами обогатило культурную и политическую жизнь ее жителей, сделав страну частью более развитой исламской цивилизации.

воин кордовского халифата

Первые изменения

Когда арабы пришли в Испанию, страна находилась в тяжелом положении. Вестготская монархия, которая правила до этого, переживала кризис. Новые завоеватели принесли с собой свежие силы и новые идеи, а также взяли под контроль богатые земли, крупные города и культурное наследие, оставшееся от римлян и вестготов.

Арабы были уже знакомы с культурой Греции и Востока. Главной военной помощью для них были мавры, то есть те самые берберские племена из Африки, которых вестготы 300 лет назад вытеснили с Пиренейского полуострова.

Мавры составляли основную военную силу. Однако между племенами часто возникали споры из-за различий в уровне развития и общественном положении. Кроме того, приход завоевателей усилил разногласия внутри самой Испании. Простые люди остались на своих местах и подчинялись новым правителям, а знатные люди и духовенство бежали на север.

образование кордовский халифат

Для еврейского населения смена власти оказалась выгодной — их положение улучшилось. Ведь одной из основных причин упадка вестготского государства был еврейский вопрос. Евреи подвергались гонениям: их заставляли принимать христианство, запрещали торговать и даже делали рабами. Многие из них поддерживали мусульман, видя в них шанс на спасение.

Кордовский эмират

Кордовский эмират стал важным центром арабской цивилизации в средневековой Европе. Однако путь к могуществу был нелегким. Одной из главных проблем была сложная этническая и социальная структура населения. Здесь жили арабы, берберы, местные испано-романские христиане, а также евреи.

Между этими группами нередко вспыхивали конфликты из-за различий в правах, религиозной принадлежности и экономическом положении. Ко всему этому добавлялись интриги внутри правящей элиты. Претенденты на трон, недовольные решением правителя, пытались сместить его, что нередко приводило к междоусобицам.

кордовский эмират

С другой стороны, благодаря своему географическому положению Кордовский эмират стал важным торговым узлом, связывавшим Средиземноморье с Атлантическим океаном и внутренними регионами Европы. Также развивалось сельское хозяйство, ведь новые захватчики принесли с собой новые технологии, которые были не известны на европейском континенте.

Интересный факт

Благодаря арабам в Испании появились новые ирригационные системы, что позволило выращивать такие культуры, как цитрусовые, сахарный тростник и хлопок.

Однако экономический рост не привел к социальному равенству. Основную выгоду от богатств страны получала элита, тогда как крестьянство и бедные горожане выплачивали существенные налоги. Строительство крупных объектов, таких как мечети и дворцы, часто финансировалось за счет повышения налогов, что вызывало протесты.

Восстание в 814 году, подавленное эмиром Хакемом I, стало ярким свидетельством народного недовольства. Выселение 20 тысяч семей из Кордовы не только обострило социальные противоречия, но и ослабило экономику столицы.

Именно это напряжение, накопленное в эпоху Кордовского эмирата, станет одной из причин его трансформации в халифат в 929 году при Абд ар-Рахмане III, что ознаменует новый этап в истории мусульманской Испании.

Кордовский халифат

Середина VIII века стала для Испании временем больших изменений и важных событий. Тогда страна уже находилась под властью арабского халифата, то есть огромной империи, которая простиралась от границ современной Индии до территорий на берегу Гибралтарского пролива, который пролегает между Европой и Африкой.

Столицей арабского халифата был город Дамаск (столица современной Сирии), а правителем — халиф. Но такая большая империя не могла долго оставаться единой. В разных ее частях начались восстания и разделения, в том числе и в Испании.

До 750 года в халифате правила династия Омейядов. Но в результате переворота к власти пришла новая династия — Аббасиды. Они сделали своей столицей город Багдад (столица современного Ирака) и почти всех представителей Омейядов уничтожили. Однако одному из них, Абд ар-Рахману, удалось спастись. После долгих приключений он прибыл в Испанию и решил создать там свое независимое государство.

кордовский халифат -- воины

На территории Испании в это время шли войны между арабскими правителями. Абд ар-Рахман собрал сторонников и объявил себя правителем этих земель. Но ему пришлось долго бороться с несогласными, которые поддерживали Аббасидов. Эта борьба растянулась на много лет.

Даже за пределами Испании эти события привлекли внимание. Например, багдадский халиф попросил помощи у Карла Великого, правителя Франкской империи. Летом 778 года Карл Великий повел войско через Пиренеи и осадил город Сарагоссу. Но вскоре ему пришлось вернуться из-за восстания саксов на севере.

Как мы помним, именно это возвращение стало главным сюжетом «Песни о Роланде».

Абд ар-Рахман, в свою очередь, победил несогласных и стал самостоятельным правителем Испании. Он сделал Кордову столицей своего государства. А в 929 году его потомок, Абд ар-Рахман III, объявил себя халифом, и новое государство стало называться Кордовским халифатом.

кордовский халифат карта

Так началась новая глава в истории Испании, связанная с полным утверждением арабской культуры на юго-востоке Пиренейского полуострова.

Экономика и культура Кордовского халифата

В IX–X веках Кордова, столица мусульманской Испании, превратилась в один из важнейших культурных, научных и экономических центров средневекового мира.

Одним из величайших достижений исламской архитектуры того времени стала Кордовская мечеть (Мескита), строительство которой началось при Абд ар-Рахмане I и продолжалось при его наследниках. Этот грандиозный храм стал воплощением могущества халифата. Здание, украшенное изящными арками и мозаиками, удивляло путешественников из разных уголков мира.

Кордовская мечеть

Кордовская мечеть стала второй по величине мечетью в мусульманском мире. В ней же находилась важная реликвия — рука пророка Мухаммеда.

мечеть в кордове

Кордова же стала важнейшим центром науки и образования. В городе действовали школы, где преподавались астрономия, медицина, философия и математика. Библиотеки Кордовы хранили тысячи книг, включая труды античных авторов, переведенные на арабский язык. Именно благодаря арабским переводчикам европейцы познакомились ближе с работами Аристотеля.

Экономическое развитие халифата опиралось на торговлю и сельское хозяйство. В Кордовском халифате насчитывалось около 400 городов, которые стали центрами ремесленного производства. Здесь изготавливали стекло, ткани, изделия из золота и серебра. Торговля шла через обширную сеть, связывавшую Кордову с Африкой, Ближним Востоком и Средиземноморьем.

Интересный факт

Кордова была не только мусульманским городом, но и мостом между исламским и христианским миром. Здесь мирно сосуществовали представители различных религий: мусульмане, христиане и иудеи.

Таким образом, Кордова стала символом просвещения, искусства и технологий. Город оказал огромное влияние на развитие европейской культуры и науки в последующие века.

Кордовский халифат и восстания христиан

Абд ар-Рахман III, правитель Кордовского халифата, с первых лет своего правления сосредоточился на объединении Испании, раздираемой внутренними конфликтами. Его первоочередной задачей стало подавление мятежей в южных горах, где сопротивление возглавлял Омар Ибн-Гафсун.

Однако после длительных осад и боев, включая ключевую победу при взятии замка Бабастро в 928 году, южная Испания оказалась полностью под контролем Абд ар-Рахмана III.

В центральной Испании борьба продолжилась. В 930 году эмир захватил Бадахóз, крупный центр сопротивления, а через два года, после долгой осады, взял Толедо, который был независимой республикой и опорой для христианских королевств севера. Завоевание Толедо в 932 году завершило политическое объединение страны, однако внешние угрозы оставались значительными.

С севера опасность исходила от христианских королевств, которые пытались расширить свои территории. Абд ар-Рахман не только успешно отражал их атаки, но и вмешивался в их внутренние дела, укрепляя свое положение. Эти победы, как внутренние, так и внешние, подняли авторитет его власти на невиданную высоту.

Реконкиста

Христиане, которые жили на завоеванных арабами землях, долгое время сохраняли свои обычаи и веру. Однако когда в X веке отношения между мусульманами и христианами ухудшились, некоторые церкви были разрушены, а часть христиан вынуждена была принять ислам.

Именно в это время на севере Испании началась Реконкиста — борьба христиан за освобождение своих земель.

Реконкиста — это процесс постепенного отвоевания христианскими королевствами Пиренейского полуострова земель, захваченных мусульманами в VIII веке. Она продолжалась почти 800 лет, с 718 по 1492 год, завершившись падением Гранадского эмирата и объединением Испании.

Реконкиста

Эта борьба была похожа на крестовые походы: ее поддерживал Папа Римский, а в ней участвовали рыцари из многих стран Европы. До X века Кордовский халифат оставался сильным и единым, что конечно же мешало успешной Реконкисте. Но на рубеже X и XI веков халифат распался на несколько небольших территорий (эмиратов).

Такая раздробленность ослабила мусульман, и христианские короли начали захватывать все больше территорий. Например, Фернандо I, правитель Кастилии, одержал множество побед над маврами и заставил их платить дань.

В конце XI века христиане отвоевали обратно город Толедо, который стал новой столицей их государства. Постепенно христианские королевства — Кастилия, Арагон, Наварра — укреплялись и объединялись. Это предвещало окончание мусульманского господства в Испании.

Таким образом, начиная с VIII века земли Испании принадлежали арабскому халифату. За протяжении нескольких веков на территории Пиренейского полуострова менялись экономика и культура, однако вскоре началась Реконкиста, и арабские правители подверглись новым нападениям. Все это в конечном счете приведет к избавлению Испании от власти халифа.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ