Византия: от Константина до Юстиниана
Где проходила граница между Византией и Древним Римом? Для западноевропейских историков долгое время не существовало отдельной истории Византии. Византия воспринималась как продолжение угасающей Римской империи. Однако современная историография уже давно отвергла этот взгляд.
Вместо того чтобы начать разговор о Византии с какого-то определенного момента, приходится говорить о ней как о развитии, которое возникало постепенно, на фоне долгого и не всегда заметного процесса трансформации Римской империи.
Понятие «Византия», как отдельная сущность, было выдумано лишь в XVI веке. Для самих византийцев их империя никогда не была чем-то отличным от Рима. Они называли себя ромеями, то есть римлянами, и воспринимали себя как наследников великой Римской империи. Страну свою они также называли «Романией» или «государством ромеев», а столицу — «Новым Римом».
Византийцы жили в том же государстве, что и их римские предшественники, хотя во многих аспектах жизни — от политических структур до культурных традиций — все менялось.
Само слово «Византия» происходило от древнегреческого города Византий, который был преобразован в Константинополь в 330 году, когда император Константин Великий основал новую столицу.
Но почему так получилось? Почему сейчас мы используем слово «Византия»? Все дело в том, что в XV веке, когда Византийская империя подошла к своему закату, ее традиции и самосознание стали изолированными от Запада. После падения Константинополя в 1453 году империя потеряла свою политическую значимость, а ее история стала доступна лишь узкому кругу ученых, которые говорили на древнегреческом, а не на живых языках того времени.
Сама Византия уже не имела возможности представлять свою историю или культуру за пределами своей территории. Поэтому «Византия» появилась вследствие западного взгляда на историю Восточной Римской империи.
Начало
Возникновение Византии отсылает нас к событиям III века, когда Римская империя переживала глубокий упадок. Экономические потрясения и политическая нестабильность привели к ослаблению центральной власти и угрожали распадом государства.
В 284 году власть в Риме захватил Диоклетиан, человек невысокого происхождения, начавший карьеру как военный. Он понял, что эффективное управление столь огромной территорией требует коренных изменений. Именно поэтому Диоклетиан разделил ее на Запад и Восток в 286 году. Его сподвижнику Максимиану было доверено управление западными провинциями.
В 293 году для укрепления стабильности была введена тетрархия. Эта система предполагала регулярную смену лидеров, однако быстро дала сбой.
Как работала тетрархия?
Четыре правителя. Империей управляли сразу четыре человека: два старших правителя — августы, и два младших помощника — цезари.
Деление на части. Империю разделили на две части: Запад и Восток. У каждой из этих частей был свой август и цезарь. Например:
- На Западе август управлял Италией и Испанией, а его цезарь — Галией и Британией.
- На Востоке август отвечал за Грецию и Малую Азию, а цезарь — за Египет и Сирию.
План смены власти. Через 20 лет старшие правители (августы) должны были передать власть своим помощникам (цезарям), а те, в свою очередь, выбирали новых цезарей.
После отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 году начались новые внутренние конфликты. Наибольшую роль в этот период сыграл Константин, который в 312 году победил Максенция в битве на Мульвийском мосту. Победа стала символической. Константину приписывают видение креста с надписью «Сим победиши», что укрепило его связь с христианской верой.
Спустя двенадцать лет, в 324 году, Константин разгромил Лициния, правителя Востока, объединив имперские земли под своей властью. Этот шаг заложил основу новой эпохи.
Основание Константинополя
В 324 году император Константин Великий принял решение создать новую столицу на месте древнего города Византия, расположенного на стратегически важном месте — на берегу пролива Босфор, между Европой и Азией.
Это место обеспечивало контроль над торговыми путями Черного и Средиземного морей. Также оно имело естественную защиту от врагов: с моря город был практически неприступен, а на суше окружен мощными стенами.
Строительство началось в 325 году. Император лично определил границы будущей столицы, заявив, что небесная сила направляет его в этом деле. Для создания города были привлечены мастера и материалы из всех уголков империи. Константин использовал лучшие архитектурные элементы из других городов, чтобы украсить новую столицу.
11 мая 330 года город, названный Константинополем, был торжественно открыт. Константин сделал его «Новым Римом», наделив город такими же правами и статусом, как у старой столицы. Константинополь быстро стал не только политическим и экономическим центром, но и важным религиозным узлом, способствующим распространению христианства.
Выбор этого места и перенос столицы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие империи. Константинополь объединил античное наследие с новой христианской культурой, став основой для развития Византии.
Помните ли вы?
Хотя при Константине христианство получило государственную поддержку, он долго оставался приверженцем традиционных культов. Его крещение произошло ближе к концу жизни, что до сих пор вызывает споры среди исследователей. Тем не менее именно его правление ознаменовало переход к христианской империи. С этого момента религиозное единство стало важным элементом политической стабильности.
Разделение империи на Западную и Восточную
После победы Константина Великого над Лицинием в 324 году империя формально объединилась. Восток и Запад оказались под единой властью. Однако на практике между этими частями государства сохранялись большие различия. Связи между регионами были слабыми, а культурные и языковые различия становились все более заметными.
Например, на Первом Вселенском соборе, состоявшемся в 325 году в городе Никее, где был утвержден никейский символ веры, из западных провинций прибыло всего около десяти епископов, тогда как общая численность участников превышала три сотни. Приветственная речь Константина, произнесенная на латыни, оказалась для большинства присутствующих непонятной, и ее пришлось переводить на греческий язык.
Культурный разрыв продолжал углубляться, и в 395 году империя официально разделилась на две части. Это произошло после смерти императора Феодосия I Великого, который передал Восточную часть своему сыну Аркадию, а Западную — Гонорию. Несмотря на формальное единство, к тому времени каждая часть империи начала развиваться своим путем.
Как мы помним, падение Западной Римской империи произошло в 476 году, когда германский полководец Одоакр сместил последнего императора, Ромула Августа. Символы императорской власти он отправил в Константинополь к императору Зинону, признав его формальным главой всей Римской империи. Однако в реальности это объединение было лишь на бумаге.
Интересный факт
Забавно, но падение Западной Римской империи не стало для византийских хронистов важным событием. Сегодня мы говорим о падении, как об одном из важнейших событий нашей эры. Однако во времена самого падения хронисты практически ничего не написали об этом.
Одоакр правил Италией как представитель Зинона, но Западная Римская империя уже фактически перестала существовать. Средиземноморье же стало раздробленным на множество новых королевств.
Время Юстиниана
Следующей важной главой в истории Византии стало правление Юстиниана. В августе 527 года в Константинополе произошла важная перемена: пожилой император Юстин, правивший девять лет, скончался от болезни. Преемником стал его племянник и приемный сын Юстиниан.
Передача власти прошла мирно, так как Юстиниан еще при жизни Юстина был назначен его соправителем. Молодой правитель уже тогда проявил себя в управлении. Он рассылал распоряжения в восточные провинции для усмирения мятежей, восстанавливал разрушенные города и поддерживал строительство храмов.
В первые годы своего правления Юстиниан столкнулся с серьезными трудностями. Империю хоть и обошли стороной варварские нашествия, она все же нуждалась в укреплении. В этот период Юстиниан вел войны на двух фронтах: подавлял восстания и восстанавливал столицу после крупных разрушений. Но самой важной задачей он считал приведение в порядок законов, которые противоречили друг другу.
Юстиниан мечтал создать такой свод законов, который будет служить не только его времени, но и многим будущим поколениям. Под его руководством была организована комиссия, возглавляемая талантливым юристом Трибонианом.
Юристы пересмотрели старые законы, начиная со времен Октавиана Августа, и создали единый свод — Кодекс Юстиниана. Этот труд объединил все основные правила управления государством, охватывая гражданское, церковное, уголовное и публичное право.
Кодекс был опубликован в 529 году и стал обязательным для всей империи. Позже его дорабатывали и издавали новые редакции. Кроме того, Юстиниан продолжал издавать законы, которые собирались в отдельные сборники, называемые «Новеллами».
Реформа Юстиниана не только упорядочила законы, но и заложила основы для будущих правовых систем. В Западной Европе римское право, созданное в эпоху Юстиниана, стало основой законодательства. Даже знаменитый Кодекс Наполеона XIX века создавался под влиянием идей Юстиниана.
Восстание «Ника»
В январе 532 года, спустя всего пять лет после восшествия Юстиниана на престол, Константинополь оказался на грани анархии. Причиной стал бунт, который вошел в историю как восстание «Ника». Это событие началось с уличных беспорядков, но быстро переросло в крупнейший кризис.
В VI веке одним из главных развлечений жителей Византии были гонки на колесницах. Гонки проходили на Ипподроме, огромной арене, расположенной рядом с императорским дворцом.
Зрители делились на фракции, поддерживавшие своих гонщиков: Зеленых, Синих, Красных и Белых. Однако Зеленые и Синие были самыми влиятельными и буйными. Они не только болели за своих чемпионов, но и вмешивались в политику, религиозные споры и даже городскую жизнь.
Все началось с обычной для тех лет казни. Эпарх Константинополя приговорил к смерти нескольких членов Зеленых и Синих, устроивших драку во время гонок. Однако при исполнении приговора виселица сломалась, и двум осужденным удалось сбежать. Вскоре их вновь поймали и заточили. Этот случай вызвал бурное негодование среди жителей города. Особенно были недовольны члены обеих фракций, которые начали требовать освобождения осужденных.
Эпарх в Константинополе был высшим городским должностным лицом, выполнявшим функции управителя столицы. Он отвечал за поддержание порядка, управление городским хозяйством, контроль над торговлей, надзор за ремесленниками и регулирование цен. Эпарх не только командовал городской стражей, но и судил по ряду административных и уголовных дел, что делало его ключевой фигурой в управлении жизнью города.
13 января, во время очередных гонок, Юстиниан появился на Ипподроме. Зрители Синих и Зеленых, забыв о вражде, объединились и стали громко просить императора о помиловании осужденных. Однако Юстиниан остался непреклонен. Это привело к взрыву гнева: толпа вырвалась на улицы, выкрикивая «Ника!» («Побеждай!») — традиционный лозунг болельщиков, и начала поджигать дома и общественные здания.
На следующий день бунт охватил весь город. Восставшие требовали снижения налогов, смещения чиновников и прекращения коррупции. Через несколько дней Константинополь был объят пламенем.
Юстиниан, оказавшись в осаде в собственном дворце, задумался о бегстве. Однако решающую роль сыграла его супруга Феодора, призвавшая не сдаваться и напомнившая, что властью нельзя разбрасываться. «Лучше умереть императрицей, чем жить беглянкой», — заявила она.
Юстиниан решил действовать. 18 января войска под командованием полководца Велизария окружили Ипподром, где собрались десятки тысяч восставших. Солдаты начали беспощадную расправу. Город вновь оказался под контролем властей.
Итоги восстания
Восстание «Ника» унесло жизни тысяч человек и оставило город в руинах. Однако Юстиниан сумел использовать эту катастрофу как шанс для обновления. Вскоре он начал грандиозную реконструкцию Константинополя. На месте разрушенной Великой церкви Святой Софии была возведена новая базилика, ставшая символом могущества и величия Византии.
В итоге этот бунт стал уроком для будущих поколений — свидетельством того, как быстро общественное недовольство может перерасти в хаос, если его игнорировать.
Новые завоевания
Император Юстиниан считал восстановление собора Святой Софии не только духовной миссией, но и способом смыть позор восстания «Ника». Однако он не ограничился этим. Его правление было ознаменовано важными победами, одной из которых стало завоевание Северной Африки, ранее захваченной вандалами.
Эта территория, включая знаменитый город Карфаген, была потеряна в бурные времена варварских миграций. Ее возвращение обещало римлянам не только славу, но и экономическую выгоду: регион процветал даже под властью вандалов.
Важным шагом к этой цели стало заключение так называемого «Вечного мира» с персидским царем Хосровом I в 532 году. Несмотря на торжественное название, мир оказался временным, и Юстиниан вынужден был выплатить огромную сумму золота, чтобы завершить войну за Армению. Однако это позволило императору сосредоточиться на западных завоеваниях.
Летом 533 года Юстиниан собрал в Константинополе огромный флот, включавший тысячи солдат и всадников. Командование армией поручили талантливому полководцу Велизарию, который прославился своей решительностью во время подавления восстания «Ника».
Флот вышел в море и спустя несколько недель достиг берегов Сицилии. Здесь Велизарий узнал, что король вандалов Гелимер ослаблен внутренними конфликтами, а лучшие войска отправлены на Сардинию.
Вскоре Карфаген сдался почти без сопротивления. Велизарий торжественно вошел в город и занял дворец Гелимера. В итоге полководец стал героем, а Юстиниан в Константинополе с гордостью принял новые титулы «Вандалийский» и «Африканский».
Завоевание Северной Африки стало выдающимся успехом Юстиниана. Хотя новое византийское правительство столкнулось с трудностями, такими как борьба с арианством и набегами мавров, торговля региона оживилась. Карфаген вновь стал важным экономическим центром, а византийская власть в регионе продержалась до конца VIII века.
Новые испытания
В первые годы правления Юстиниан провел реформы, последствия которых ощущались веками. После победы над вандалами и возвращения Северной Африки император отправил Велизария на запад. Ему предстояло сразиться с остготами, правившими Италией. Велизарий успешно захватил Сицилию, затем Рим и, наконец, Равенну, где договорился о перемирии: Италия была разделена между византийцами и остготами.
Что произошло?
В 536 году солнце потускнело, небо померкло, а температура заметно упала. Это явление продолжалось 18 месяцев. По мнению ученых, причиной стали мощные извержения вулканов, выбросивших в атмосферу пепел и серу, что вызвало глобальный климатический кризис. На десятилетие температура снизилась, лето почти исчезло, урожаи погибали, а деревья прекращали расти.
Кризис усугубился в 541 году, когда в египетском городе Пелусий началась вспышка бубонной чумы. Вместе с тем болезнь распространялась вдоль торговых путей и морских маршрутов, уничтожая население Средиземноморья. Ежедневно в Константинополе умирало до 10 тысяч человек. Пандемия продолжалась десятилетия, возвращаясь волнами, что привело к демографическому и экономическому кризису.
Чума опустошила города, привела к росту цен, остановке строительства и разрушению системы наследования. В итоге эти бедствия, сопровождавшиеся бесконечными войнами с Персией и остготами, стали испытанием для империи.
Итоги правления Юстиниана
Эпоха Юстиниана стала временем значительных изменений и важной вехой в истории Византийской империи. Этот период окончательно порвал с языческим прошлым. К примеру, в 529 году была закрыта знаменитая Афинская академия, что символизировало конец античной философской традиции. Вместе с тем культура Средневековья впитала достижения античности в области архитектуры, литературы и искусства, оставив за пределами их языческое содержание.
Знаете ли вы?
Афинская академия была основана древнегреческим философом Платоном около 387 года до нашей эры. Академия стала одним из самых значительных образовательных и философских центров античного мира. Она получила свое название от места, где располагалась, — священной рощи, посвящённой герою Академу.
Юстиниан поставил перед собой цель изменить жизнь империи. Его реформы начали охватывать законодательство, религию и строительство. Он обновил и систематизировал римское право, создав «Кодекс Юстиниана», который стал основой для правовых систем многих стран. Его строительные проекты включали знаменитый собор Святой Софии, который стал символом величия Византии.
Несмотря на великие достижения, последние годы правления императора были омрачены испытаниями. В 557–558 годах землетрясения разрушили купол Святой Софии, а в 559 году варварские племена кутригуров прорвали границы империи и дошли до Константинополя. Только усилия старого полководца Велизария смогли спасти столицу.
Юстиниан умер 14 ноября 565 года, оставив после себя сложное наследие. Его жизнь завершилась в непростых обстоятельствах. Однако его эпоха ознаменовала важный переходный этап между античностью и Средневековьем, закрепив византийскую культуру как мост между этими эпохами.
Существовала, но называлась иначе. Самоназвание Восточной Римской империи было следующее: государство ромеев, или римлян. То есть «византийцы» относили себя к потомкам римлян и жили, как мы помним, в Новом Риме. «Византия» же появилась уже после разграбления Константинополя в 1453 году.
Константин сделал Константинополь столицей по причине того, что он был удобно расположен между Европой и Азией, контролировал важные торговые пути и был легко защищаемым. В отличие от Рима, который страдал от набегов и кризисов, Константинополь находился в богатой и стабильной части империи. Кроме того, Константин хотел создать новую столицу без языческих традиций и укрепить христианство.
Юстиниан стал правителем благодаря своему приемному отцу, императору Юстину I. Юстин не имел родных детей и усыновил племянника, сделав его своим помощником.
Юстиниан стремился искоренить языческое наследие, поскольку видел в нем угрозу единству своей империи и христианской веры. Он считал, что для укрепления государства необходимо религиозное единство. Он пытался не просто искоренить остатки язычества, но и утвердить идею, что истинный римский гражданин — это христианин, верный императору и государственным устоям.
Хотите оставить комментарий?
Войти