Строение атома: электронная оболочка, электронные слои

Из предыдущих уроков вы узнали, что сердцем атома является его ядро, в составе которого могут происходить различные изменения.

Микро- и макромир

Вокруг ядра двигаются электроны. Электроны не могут без движения, иначе они сразу же упали бы на ядро.

Вам известно, что в начале XX века ученые приняли планетарную модель строения атома.

Рисунок 1. Планетарная модель строения атома

Согласно этой модели, отрицательно заряженные электроны вращаются вокруг положительно заряженного ядра, как в Солнечной системе планеты — вокруг Солнца.

Но как показали многочисленные исследования ученых, строение атома оказалось гораздо сложнее. Вопрос о строении атома остается открытым и актуальным даже для современной науки.

Атомы, молекулы и другие элементарные частицы относятся к объектам микромира, который мы не можем непосредственно наблюдать. В этом мире царствуют свои законы и правила, отличающиеся от макромира.

Микромир — это мир предельно малых, не наблюдаемых нами объектов.

Макромир — это мир объектов, которые человек может наблюдать непосредственно или с помощью приборов (микроскоп и т. д.).

Обращаем ваше внимание, что далее, изучая строение электронных оболочек атомов, стоит понимать, что вы в своем воображении представляете модель, которая в большей степени соответсвует современным взглядам. Для лучшего усвоения, мы предлагаем вам упрощенную, но актуальную модель.

Электронная оболочка атома

Электронная оболочка — это совокупность всех электронов в атоме, движущихся вокруг ядра.

Число электронов в оболочке атома равно числу протонов в ядре, ему соответствует атомный номер элемента в таблице Д. И. Менделеева.

Рисунок 2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Например, электронная оболочка магния состоит из двенадцати электронов, водорода — из одного, кальция — из двадцати.

Рисунок 3. Атомные номера магния, водорода и кальция в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

Возникает вопрос, как движутся электроны вокруг ядра? Есть ли определенный порядок движения или все происходит хаотично? Как выяснилось, движение электронов вокруг ядра происходит в определенном порядке.

В атоме электроны различаются по энергии. По опытным данным исследователи определили, что одни из них притягиваются к атому слабее, а другие — сильнее.

Основной причиной этого является разное удаление электронов от ядра атома. Чем ближе электрон к ядру, тем прочнее их связь, и тем сложнее «вырвать» его из электронной оболочки. Соответственно, чем дальше электрон от ядра, тем легче его «оторвать».

По мере удаления от ядра атома запас энергии электрона ($Е$) увеличивается.

Рисунок 4. Максимальное число электронов на энергетическом уровне

Электронные слои (энергетические уровни)

Движущиеся вблизи ядра электроны экранируют, т. е. загораживают собой ядро от других электронов, имеющих более слабое притяжение к ядру и движущихся на большем расстоянии от него.

Таким образом возникают электронные слои в электронной оболочке атома. Каждый из электронных слоев состоит из электронов, близких по энергетическим значениям. Исходя из этого, электронные слои также называют энергетическими уровнями.

Электронный слой (энергетический уровень) — это совокупность электронов с близкими значениями энергии.

Рисунок 5. Периоды в таблице химических элементов Д. И. Менделеева

Число энергетических уровней в атоме, заполняемых электронами, равно номеру периода, в котором находится химический элемент в Периодической таблице Д. И. Менделеева.

Соответственно, электронная оболочка атомов пятого периода содержит пять энергетических уровней, третьего периода — три, второго — два и т. д. Например, в атоме натрия она состоит из трех энергетических уровней, а в атоме лития — из двух.

Рисунок 6. Электронные оболочки натрия и лития

Наибольшее число электронов на энергетическом уровне можно вычислить по формуле:

$2n^2$, где $n$ — номер уровня.

Так, первый энергетический уровень заполнен при наличии на нем двух электронов ($2\cdot1^2 = 2$); второй — при наличии восьми электронов ($2\cdot2^2 = 8$); третий — восемнадцати ($2\cdot3^2 = 18$) и т. д.

Число электронов на внешнем энергетическом уровне электронной оболочки атома для химических элементов главных подгрупп равно номеру группы.

Для удобства при составлении схемы строения электронных оболочек атомов, рекомендуем пользоваться планом:

а) определите общее число электронов на оболочке по порядковому номеру элемента;

б) определите число заполняемых электронами энергетических уровней в электронной оболочке по номеру периода;

в) определите число электронов на каждом энергетическом уровне (на первом — не больше двух электронов; на втором — не больше восьми, а для элементов главным подгрупп число электронов на внешнем уровне равно номеру группы).

ЗАДАНИЕ

Впишите пропущенные слова в предложения:

«Атом кремния содержит в ядре … протонов и … нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно … элемента. Число энергетических уровней определяется номером … и равно … . Число электронов на внешнем электронном слое определяется номером … и равно …».

Показать ответ

Скрыть ответ

Атом кремния содержит в ядре 14 протонов и 14 нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно порядковому номеру элемента. Число энергетических уровней определяется номером периода и равно 3 . Число электронов на внешнем электронном слое определяется номером группы и равно 4.

Почему в первом периоде Периодической системы Д. И. Менделеева содержится только два элемента, а во втором — только восемь?

Количество элементов в периоде определяется количеством электронов, которые могут размещаться на внешнем энергетическом уровне и определяется формулой $2n^2$, где n — это номер периода. Соответственно, в первом периоде два элемента (два электрона на внешнем уровне), во втором периоде — 8 элементов (восемь электронов на внешнем уровне).

С какими периодически повторяющимися явлениями можно встретиться при изучении других учебных предметов?

В математике — это периодичность изменения функций синуса и косинуса; в биологии — биоритмы; в географии — смена дня и ночи, приливы и отливы, смена времен года.