Основные сведения о строении атомов

Ранее вы узнали, что каждое химическое соединение можно записать в виде химических формул с помощью которых вычисляют относительную атомную и молекулярную массу веществ.

Также вы знаете, что любой химический элемент может существовать в трех формах: простые вещества, сложные вещества и свободные атомы.

Этот урок познакомит вас с основами и особенностями строения таких частиц как атомы.

Открытие строения атома

Для обозначения частиц вещества древнегреческий философ Демокрит ввел понятие «атом», что в переводе с греческого языка означает «неделимый».

Но наука не стоит на месте, ученые-физики провели ряд экспериментов и сделали открытие, что атом имеет сложное строение и состоит из мелких (элементарных) частиц.

Атом — это сложная нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов и нейтронов.

В 1910 году британский физик Эрнест Резерфорд вместе со своими коллегами и учениками изучал рассеивание альфа-частиц, которые проходили через тонкую золотую фольгу, попадая на экран.

Обычно, частицы немного отклонялись от начального направления, примерно на один градус и казалось, что это подтверждает равномерность свойств атомов золота.

Рисунок 1. Опыт Э. Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц

Неожиданно исследователи обратили внимание, что некоторые альфа-частицы начали резко менять направление движения, словно сталкивались с какой-то преградой.

Тогда Э. Резерфорд разместил экран перед фольгой и обнаружил, что частицы отражаются от атомов золота и летят в обратном направлении.

Проведя расчеты, стало ясно, что наблюдаемые явления могли произойти в случае, когда вся масса атома и весь его положительный заряд были сосредоточены в центральном ядре, радиус которого в тысячи раз меньше радиуса самого атома.

Для большего понимания соотношения размеров ядра и всего атома, представьте, что объем атома — это стадион, тогда ядро — это футбольный мяч, положенный в центре поля.

Каждый атом можно сравнить с маленькой Солнечной системой, поэтому модель строения атома, предложенная Э. Резерфордом называется планетарной.

Рисунок 2. Планетарная модель строения атома

ФАКТЫ

Научные открытия, которые доказали, что атом — сложная делимая частица.

На протяжении всего XIX века физики проводили исследования электрического тока, тогда и появилось первое допущение о делимости атома.

В 1874 году физик из Ирландии Джордж Джонстон Стоуни предположил, что электричество состоит из элементарных зарядов, связанных с атомами, и путем расчетов определил величину такого элементарного заряда. В 1891 году Стоуни ввел для него определение электрон.

Французский физик Жан Батист Перрен в 1895 г. заметил отклонение катодных лучей электрическим полем, доказав, что это поток отрицательно заряженных частиц.

Английский физик Джозеф Джон Томсон и немец Эмиль Вихерн в 1897 году независимо друг от друга определили отношение заряда электрона к его массе, доказав его существование.

Эрнест Резерфорд обнаружил, что атом не однороден по своей структуре: в центре находится положительно заряженное ядро, а вокруг него летают отрицательно заряженные электроны. Ученый сравнил это с Солнечной системой и назвал атомную модель «планетарной».

Элементарные частицы

В крошечном атомном ядре сосредоточена вся масса атома, а состоит оно из элементарных частиц — протонов и нейтронов.

Протоны имеют заряд, который равен заряду электронов, но с противоположным знаком (+1) и массу (принята за единицу), равную массе атома водорода. Протоны обозначают знаком $p^+$ .

Частица и ее обозначениеМасса Заряд Примечание
Протон, $p^+$ или $p$$1$$+1$Число протонов в атоме совпадает с порядковым номером элемента в таблице Д. И. Менделеева.
Нейтрон, $n^0$ или $n$$1$$0$Число нейтронов в атоме находят по формуле:
$N = A — Z$
Электрон, $e^-$$\frac{1}{1837}$$-1$Число электронов в атоме соответствует порядковому номеру элемента в таблице Д. И. Менделеева.
Таблица 1 — Основные характеристики элементарных частиц

Нейтроны нейтральны и не несут заряда, они имеют массу равную 1, т. е. массе протона. Нейтроны обозначают знаком $n^0$ .

Электроны обозначаются как $e^-$. Массой электрона можно пренебречь, так как она ничтожно мала. Все масса атома сосредоточена в ядре.

Массовое число ($А$) — сумма чисел нейтронов и протонов в атоме.

Атом электронейтрален, поэтому число электронов и протонов в атоме одинаковое. Оно равно порядковому номеру химического элемента в Периодической таблице Д. И. Менделеева.

К примеру, в ядре атома хлора содержится 17 протонов, а вокруг ядра располагаются 17 электронов.

Как же узнать число нейтронов в атоме?

Как вы уже знаете, масса атома складывается из массы нейтронов и протонов. Поэтому, зная порядковый номер элемента ($Z$), т. е. число протонов, и массовое число ($А$), равное сумме чисел нейтронов и протонов, можно вычислить число нейтронов ($N$) по формуле:

$N = A — Z$.

Нанотехнологии

Атом настолько мал, что кажется его невозможно разглядеть или потрогать, но современные лабораторные приборы позволяют даже двигать атомы.

Ученые из Швейцарии Г. Рорер и Г. Бинниг создали микроскоп, позволяющий увидеть реальные молекулы и атомы. Это открытие они сделали в 1986 году и получили за него Нобелевскую премию.

Сканирующий туннельный микроскоп

Этот микроскоп получил название сканирующий туннельный микроскоп (СТМ). Сканирующий микроскоп позволяет увеличить объекты материального мира в 100 млн раз. Такие объекты имеют размеры в масштабе $10^{-9}$ м, то есть размеры нанометра ( нано- в переводе с латинского «карлик»).

Манипуляции с атомами относят к сфере человеческой деятельности, которая называется нанотехнологии. С ее помощью стало возможным создавать материалы и вещества с заранее заданными свойствами.

ЗАДАНИЕ 1

Определите число протонов, электронов и нейтронов в атомах элементов: натрия, фосфора и золота.

Скрыть ответ

ЭлементЧисло протонов = номеру элементаЧисло электронов = номеру элемента$N$ (число нейтронов)=$А$ (массовое число)-$Z$ (номер элемента)
Натрий ($Na$) $11$$11$$12 = 23-11$
Фосфор ($P$)$15$$15$$16 = 31-15$
Золото ($Au$)$79$$79$$118 = 197-79$

ЗАДАНИЕ 2

Пользуясь этимологическим словарем, объясните, почему планетарную модель строения атома, предложенную Э. Резерфордом, называют также нуклеарной. Почему протоны и нейтроны вместе называют нуклонами?

Скрыть ответ

Нуклоны с латинского nucleus — ядро, протоны и нейтроны образуют ядро, поэтом и называются нуклонами. Исходя из этого атомная модель называется нуклеарной, то есть ядерной.

ЗАДАНИЕ 3

Порядковый номер элемента в таблице Д. И. Менделеева равен 35. Какой это элемент? Чему равен заряд ядра его атома? Сколько протонов, электронов и нейтронов в его атоме?

Скрыть ответ

Порядковый номер $Z = 35$ принадлежит брому $Br$.

Число электронов и протонов равно порядковому номеру элемента $Z = p^+ = e^-= 35$.

Массовое число $А = 80$.

Число нейтронов $N = A-Z = 80-35 = 45$.

В биологии часто используют световой микроскоп для исследования клеток растений. Каков принцип действия этого микроскопа?

Световой микроскоп — это сложный оптический прибор, который позволяет увеличить изображение объекта в 1500 — 2000 раз. В микроскопе выделяют две системы: механическую и оптическую.
Оптическая система — это окуляры, объективы, осветительное устройство. Состоит микроскоп из штатива, подставки и предметного столика, укрепленного к нижней части штатива.
Под предметным столиком расположено зеркальце, с помощью которого на препарат попадает отраженный свет. К верхней части штатива закреплена зрительная трубка. На верхнем ее конце расположен окуляр, а на нижнем — объектив.
Чтобы настроить изображение, используют регулировочные винты, расположенные в верхней части штатива.

Что выступает в роли аналога света в сканирующем микроскопе? Каков принцип действия этого микроскопа?

В роли сканера в сканирующем микроскопе выступает очень тонка игла-щуп, которую ведут у самой поверхности исследуемого вещества.
В качестве сигнала выступает электрический сигнал. Так как поверхность неровная и содержит впадины и выпуклости, электрический ток будто прощупывает ее.
Современные компьютерные технологии позволяют получить четкое изображение исследуемого объекта.

Что такое нанотехнологии? Почему эта отрасль науки и производства получила такое название?

Нанотехнологии — это область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путем манипулирования атомами и молекулами.
Термин «нано» происходит от латинского и означает «карлик», что и связано с крошечными размерами изучаемых объектов.