Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

История химии

Содержание

Предыдущий урок познакомил вас с такой наукой как химия. Она относится к очень древним наукам. С самых давних времен люди копили знания о разных химических явлениях.

На этом уроке вы узнате: когда появилась химия, о первых открытиях в области этой науки и познакомитесь с некоторыми выдающимися учеными-химиками.

Химия в древние времена

Одними из первых химические секреты стали применять египетские жрецы. Они изготавливали краски, которые сохраняют свою яркость даже спустя несколько тысяч лет, бальзамировали тела умерших фараонов.

Египетские химики владели многими тайнами в области этой науки, некоторые из них до сих пор остаются неразгаданными.

В V в. до н. э. древнегреческий философ Демокрит предположил, что все тела состоят из мелких, невидимых, постоянно движущихся неделимых частиц, которые он впервые назвал атомами (греч. — неделимыми).

Химические производства также встречались в древнем Китае, Греции, Индии. Труды по химии III в. до н. э. описывают такие процессы как фильтрование, прокаливание, перегонка и другие.

Другой древнегреческий философ Аристотель стал основоположником новой области знаний химии – алхимии, развитие которой стало важнейшей эпохой в истории химиии.

Алхимия

По одной из версий, слово «химия» произошло от «хеми», что на коптском языке означает «черный».

Так народы пустыни называли земли Египта. Арабы добавили к этому слову приставку ал- и получилось «алхимия».

Алхимия – придуманное арабами название области знания, предшествовавшей в Средние века химии.

В те времена алхимия считалась таинственной, неизведанной и темной наукой.

Целью алхимии было превращение недрагоценных металлов в драгоценные (золото, серебро) с помощью философского камня. Это было воображаемое вещество, которое могло исцелить человека от болезней и даровать бессмертие и вечную молодость.

В погоне за философским камнем алхимики открыли множество новых веществ и провели первые химические процессы.
Но большинство их достижений остались зашифрованными и засекреченными.

В XVI веке полученные знания алхимики стали использовать в медицине и в промышленности.

Парацельс считал, что «цель химии – это не получение драгоценных металлов, а изготовление лекарств».

Развитие химии в России

На Руси европейское алхимическое знание распространено не было, поэтому наши предки самостоятельно накапливали знания о том, как изготавливать сплавы металлов и краски.

При Петре I были открыты первые химические заводы по изготовлению кварца и купороса.

Развитие химии в России связано с трудами М. В. Ломоносова. Он в 1748 году впервые сформулировал закон сохранения массы веществ.

Закон сохранения массы веществ: Масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образованных в результате реакции.

Спустя некоторое время французский химик Антуан Лавуазье пришел к такому же выводу.

Большой вклад в развитие химии внесли известные химики Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров.

Д. И. Менделеев в 1869 году открыл периодический закон и создал Периодическую систему химических элементов.

В 1861 году А. М. Бутлеров сформулировал теорию строения органических соединений.

Эта теория помогла систематизировать знания о множестве органических соединений. Без нее были бы невозможны современные успехи в синтезе новых полимеров.

Знания в области химии в наши дни используют в таких областях, как медицина, ракетостроение, металлургии, лакокрасочной, целлюлозно-бумажной и других промышленностях.

Но в то же время различные производства являются вредными для здоровья человека и окружающей среды. На фоне этого возникают экологические проблемы: загрязнение природных водоемов, почвы и воздуха токсичными отходами.

Задания

ЗАДАНИЕ 1

Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Подумайте, почему при горении свечи ее масса постепенно уменьшается. Противоречит ли это наблюдение закону сохранения массы веществ?

Показать ответ

Скрыть ответ

Закон сохранения массы звучит так: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате этой реакции.

Во время горения свечи парафин окисляется до продуктов неполного сгорания (копоть), углекислого газа и воды. Вода — испаряется, а углекислый газ — улетучивается. Из-за улетучивающихся продуктов реакции масса свечи уменьшается.

Это не противоречит закону сохранения массы веществ.

ЗАДАНИЕ 2

Назовите литературные произведения, в которых описаны опыты алхимиков и философский камень.

Показать ответ

Скрыть ответ

Одним из самых известных произведений, где упоминается философский камень является одна из частей романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Об алхимии рассказывается в литературном произведении Пауло Коэльо «Алхимик».

Также в книге Александра Масалова «Великие алхимики: в поисках философского камня» можно встретить описание опытов алхимиков и упоминание о философском камне.

Часто задаваемые вопросы

Какие периоды были в истории химии?

Предалхимический (начало цивилизации (рубеж IV – III в. до н. э.) – IV в. н. э.)),  алхимический (IV в. н. э. – XVI в.), период объединения химии (XVI – XVIII вв.), период количественных законов (первые 60 лет XIX в. кон. XVIII в. — 1860-е гг.), современный период (1860-е гг. – настоящее время). 

Период количественных законов включает подпериоды: ятрохимиипневматической химиитеории флогистона и антифлогистической системы.

Особенности развития химии в России в X – XVII вв.

В то время в России химия была практически не развита. Алхимия не была распространена, поэтому никаких теоретических представлений не было.
С помощью знаний, полученным опытным путем, производили железо, растительные краски; использовали дистилляцию, как метод очистки.

Первая лаборатория для производства пороха и проведения испытаний появилась в XVI веке.

Кем, когда и как была создана первая научная лаборатория в России?

Первая лаборатория в России была создана М. В. Ломоносовым в 1748 году.

Лаборатория включала в себя 3 помещения: для чтения лекций, для проведения физико-химических опытов, склад посуды и реагентов.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии
Автор

Валерия Мисютинская

Автор уроков по химии, преподаватель.

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ