ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: Социальные отношения

1. Задание #174649
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б. А. Исаев)

Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите примеры социальных контактов, обеспечивающих процесс социализации: 1) индивида с другой личностью; 2) индивида и социальной группы; 3) индивида и организации (социального института). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Социальный контакт: индивид и другая личность.
Пример: ребёнок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми через общение с родителями. Например, мама объясняет ребёнку, как правильно вести себя в общественных местах, делиться игрушками и уважать других. Этот контакт помогает ребёнку усвоить базовые нормы поведения и ценности.
2) Социальный контакт: индивид и социальная группа.
Пример: подросток, участвуя в школьной спортивной команде, учится работать в коллективе, соблюдать правила и достигать общих целей. Например, во время футбольных тренировок он взаимодействует с товарищами по команде, что помогает ему развить навыки сотрудничества и ответственности.
3) Социальный контакт: индивид и организация (социальный институт).
Пример: студент, поступив в университет, взаимодействует с образовательным учреждением. Например, он посещает лекции, сдаёт экзамены и участвует в научных конференциях. Этот контакт помогает ему получить профессиональные знания, навыки и подготовиться к будущей карьере.

Показать ответ
2. Задание #174730
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Социальные нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.
Социальные нормы в силу этого становятся применительно к индивиду мерой его поведения, а применительно к обществу масштабом оценки этого поведения. Такова специфическая функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид – оценка принадлежит обществу. Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя своё действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени общественной значимости.
Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Соблюдения социальных норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но поощрения.
(Г. О. Перов, С. И. Самыгин)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры: а) формальных наказаний и поощрений; б) неформальных наказаний и поощрений. (Всего должны быть приведены четыре примера. Сначала назовите вид социальной санкции, затем приведите соответствующий пример, в котором обязательно укажите то, за что социальная санкция была применена в конкретном случае. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

А) Формальные наказания и поощрения.
1) Формальное наказание.
Вид санкции: штраф за нарушение правил дорожного движения.
Пример: водитель, превысивший скорость на трассе на 40 км/ч, был остановлен сотрудником ГИБДД и оштрафован на 2000 рублей. Это наказание было применено за нарушение установленных правил, которые направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
2) Формальное поощрение.
Вид санкции: премия за высокие результаты работы.
Пример: сотрудник компании, который выполнил годовой план продаж на 150%, получил денежную премию в размере 30 000 рублей. Это поощрение было применено за его вклад в достижение целей компании и демонстрацию высокого уровня профессионализма.
Б) Неформальные наказания и поощрения.
1) Неформальное наказание.
Вид санкции: общественное осуждение.
Пример: в школе ученик, который постоянно срывал уроки и мешал одноклассникам, стал объектом насмешек и игнорирования со стороны сверстников. Это неформальное наказание было применено за его поведение, которое нарушало нормы коллективного взаимодействия и уважения к окружающим.
2) Неформальное поощрение.
Вид санкции: признание и уважение в коллективе.
Пример: в офисе сотрудница, которая помогла коллегам завершить сложный проект в сжатые сроки, получила благодарность и уважение от коллег. Её стали чаще привлекать к важным задачам, а её мнение стало более весомым. Это поощрение было применено за её трудолюбие, готовность помочь и профессионализм.

Показать ответ
3. Задание #174735
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <…> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования – общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира.
Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <…>
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <…> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично…
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <…>
(Э. Асп)

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами ситуации, в которых данные социологической науки востребованы: 1) бизнесом; 2) политическими организациями; 3) правоохранительными органами. (Приведите по одному примеру ситуации с каждым из указанных потребителей данных. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Бизнес.
Социологические данные востребованы бизнесом для изучения потребительского поведения и предпочтений. Например, российская компания «Мираторг», занимающаяся производством мясной продукции, проводит социологические исследования, чтобы понять, какие виды продуктов (например, колбасы, полуфабрикаты) и упаковки наиболее популярны среди разных возрастных и социальных групп. Это позволяет компании адаптировать ассортимент под запросы рынка и увеличить продажи. Без таких данных бизнес рискует выпустить продукт, который не найдёт своего потребителя.
2) Политические организации.
Политические организации используют социологические данные для анализа общественного мнения и формирования предвыборных стратегий. Например, перед выборами в Государственную Думу РФ партия «Единая Россия» проводит опросы общественного мнения, чтобы определить ключевые темы, волнующие избирателей. На основе этих данных партия корректирует свою программу и агитационные материалы, чтобы привлечь больше голосов. Это помогает политикам быть ближе к запросам избирателей.
3) Правоохранительные органы.
Правоохранительные органы используют социологические данные для анализа уровня преступности и разработки профилактических мер. Например, МВД регулярно проводит исследования, чтобы выявить регионы с высоким уровнем преступности и определить её причины (безработица, низкий уровень образования и т. д.). На основе этих данных разрабатываются программы по улучшению социальной обстановки и предотвращению преступлений, такие как трудоустройство молодёжи или повышение доступности образования.

Показать ответ
4. Задание #174739
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».
Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.
В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т. д.
Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т. д.).
(По Л. С. Башировой)

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих эффективность морали в противодействии и профилактике совершения правонарушений. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Мораль формирует внутренние ограничители поведения.
Моральные нормы, такие как совесть, честь и чувство долга, действуют через внутренние психологические механизмы, что делает их более устойчивыми и глубокими, чем внешние правовые запреты. Например, человек, воспитанный в духе уважения к чужой собственности, вряд ли совершит кражу, даже если будет уверен, что его не поймают. Это снижает вероятность правонарушений на уровне личного выбора.
2) Мораль способствует формированию общественного осуждения.
Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, которое осуждает аморальные поступки. Например, в обществе, где воровство считается позорным, человек, совершивший кражу, столкнётся не только с юридическим наказанием, но и с социальной изоляцией. Это создаёт дополнительный барьер для совершения правонарушений, так как люди стремятся избежать осуждения со стороны окружающих.
3) Мораль воспитывает уважение к закону.
Моральные принципы, такие как справедливость и уважение к правам других, часто совпадают с правовыми нормами. Например, человек, который считает, что причинять вред другим несправедливо, с большей вероятностью будет соблюдать законы, запрещающие насилие. Таким образом, мораль укрепляет правосознание и способствует добровольному соблюдению законов, что снижает потребность в принудительном правовом регулировании.

Показать ответ
5. Задание #174955
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Её обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определённые формы социальной жизни, но и вносят изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, своё отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об её исторических типах (например, рабовладельческой культуре, культуре эпохи Возрождения) и о групповых субкультурах (например, субкультуре врачей, инженеров, ветеранов, молодёжи, военнослужащих).
Все структурные компоненты культуры состоят из определённых элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определённые правила, положения, выполняющие руководящую функцию по отношению к определённым социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальные и групповые взаимодействия в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определённого типа. Так как социальные нормы относятся к составным элементам культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б. А. Исаеву)

Автор пишет, что социальные нормы «требуют от индивидов в каждой ситуации действий определённого типа». Назовите любые три вида социальных норм и приведите примеры, иллюстрирующие эту мысль автора для каждого из этих видов социальных норм. (Каждый пример должен содержать указание конкретной социальной нормы и социальных действий и быть сформулирован развёрнуто.)

1) Правовые нормы.
Правовые нормы – это официально установленные правила поведения, закреплённые в законах и регулируемые государством.
В России действует норма, запрещающая вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Это требует от водителей воздерживаться от употребления алкоголя перед поездкой, а в случае нарушения влечёт за собой административную или уголовную ответственность.
2) Моральные нормы.
Моральные нормы – это правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, справедливости и чести.
Норма, предписывающая помогать пожилым людям, требует от индивидов проявлять заботу и уважение к старшему поколению. Например, уступить место в общественном транспорте или помочь донести тяжёлые сумки.
3) Традиции и обычаи.
Традиции и обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, передающиеся из поколения в поколение.
В России существует традиция праздновать Новый год с ёлкой, подарками и семейным застольем. Это требует от людей подготовки к празднику: украшать дом, покупать подарки и собираться всей семьёй за праздничным столом.

Показать ответ
6. Задание #174966
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе исторического развития как автономная, непосредственно не зависящая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и в определённой мере с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, без которого оно не существует. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера распространения частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, политическими партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи между свободными и равноправными партнёрами. <…>
Основу гражданского общества в духовной сфере составляют отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель функционирования современного гражданского общества заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих ему достойную жизнь и свободное развитие. А государство в этом случае неизбежно приобретает социальный характер, что в значительной мере трансформирует его властные функции; <…> оно берёт на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.
(По Н. А. Баранову)

По мнению автора, гражданское общество в широком значении «совместимо не только с демократией, но и в определённой мере с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное поглощение политической властью». Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих невозможность существования гражданского общества в условиях тоталитарного политического режима. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Отсутствие свободы объединений и ассоциаций.
В условиях тоталитарного режима все общественные организации, группы и объединения находятся под строгим контролем государства или вовсе запрещены. Это делает невозможным существование независимых институтов гражданского общества, таких как профсоюзы, правозащитные организации или благотворительные фонды, которые являются основой для выражения интересов граждан.
2) Подавление свободы слова и информации.
Тоталитарный режим контролирует все средства массовой информации и подавляет любые формы инакомыслия. Это исключает возможность открытого обсуждения общественных проблем, критики власти и формирования независимого общественного мнения, что является важным элементом гражданского общества.
3) Ограничение прав и свобод личности.
В тоталитарном государстве права и свободы граждан ограничены, а личная жизнь находится под постоянным контролем. Это делает невозможным развитие таких ключевых элементов гражданского общества, как уважение к частной жизни, свобода совести и права на самореализацию, которые необходимы для формирования активных и ответственных граждан.

Показать ответ
7. Задание #174970
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы. Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества.
Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения. Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус. По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…»
Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме. В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.
(Б. А. Исаев)

Приведите и проиллюстрируйте три меры, которые государство может предпринять для увеличения численности среднего класса. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

1) Поддержка образования и профессиональной подготовки.
Государство может увеличить доступность качественного образования и программ переподготовки, чтобы помочь людям получить востребованные профессии и повысить квалификацию. Например, в России реализуются программы бесплатного обучения в колледжах и университетах, а также курсы повышения квалификации. Это позволяет людям из низших слоёв улучшить свои навыки и занять более высокооплачиваемые должности, что способствует их переходу в средний класс.
2) Создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса.
Государство может снизить налоговую нагрузку, упростить процедуры регистрации бизнеса и предоставить льготные кредиты для предпринимателей. Например, в России действуют программы поддержки малого бизнеса, такие как льготные кредиты от Корпорации МСП и налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. Это стимулирует развитие бизнеса и создаёт условия для роста среднего класса.
3) Улучшение социальной защиты и повышение уровня жизни.
Государство может повысить минимальную заработную плату, ввести социальные пособия и программы поддержки семей с детьми. Например, в России действуют программы материнского капитала, субсидии на жильё и поддержка малоимущих семей. Это помогает людям с низкими доходами улучшить своё материальное положение и постепенно перейти в средний класс.

Показать ответ
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение