3. Стилистический анализ текста: #161883
Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?
Кочевье корней языка ведёт их в новые земли, миграция слов меняет одежду слов, вместе со звучанием изменяется их душа. Слова взрослеют или деградируют; предок не узнал бы потомка. Так, латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, <…> «резон» означает опять-таки не совсем то же самое. Итак, вы хотели бы знать, каков смысл занятий литературой, в чём её резон.
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не быти.
Антиох Кантемир
Один ответ уже дан: пишут ради известности. Можно было бы продолжать. Пишут, чтобы выставить себя напоказ. Повинуясь потребности выразить себя. Высказаться по поводу той или иной злободневности. Расквитаться с кем-нибудь (литература – это сведение счётов, как сказал Арман Лану). Пишут для собственного удовольствия. Для заработка (что оказывается чаще всего иллюзией: доходы прозаика средней руки уступают улову опытного собирателя подаяний). Наконец, можно возразить, что, как всякое традиционное занятие, литература существует потому, что она существует: коль скоро есть редакторы, издатели, критики и, по некоторым сведениям, читатели, то должны быть и писатели.
И всё же вы чувствуете унылую недостаточность этих доводов – между тем как остаётся без ответа нечто такое, чему невозможно дать конкретное и прагматическое объяснение, нечто… словом, нечто такое.
(По Б. Хазанову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (злободневность, иллюзия, прозаик) и просторечная лексика (напоказ, сиюминутных), так как текст ориентирован на широкую аудиторию читателей.
2) Текст содержит грамматические особенности, характерные для научного стиля: встречаются отглагольные имена существительные (известности, удовольствия), присутствуют предложения с обособленными согласованными определениями и обособленными обстоятельствами.
3) Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору (улов собирателя подаяний), эпитет («унылую недостаточность»), олицетворения (миграция слов, слова взрослеют и деградируют), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.
4) Вопросно-ответная форма изложения (Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?.. Один ответ уже дан) создаёт впечатление непринуждённого диалога с читателем, что необходимо автору, чтобы в доступной форме донести свою мысль.
5) Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается тезисно доказательным построением текста, наличием вводных слов и конструкций.
3) Текст использует метафоры, эпитеты и олицетворения, что является характерной особенностью публицистического стиля, направленного на привлечение внимания читателя.
4) Вопросно-ответная форма способствует созданию диалога с читателем, что является важным элементом в публицистическом стиле, так как помогает делать изложение более живым и доступным.
5) Текст построен как рассуждение, в нем анализируются различные мнения и взгляды, что свидетельствует о тезисно доказательном построении, поддержанном вводными словами и конструкциями.