ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Теория. Запятая в предложении с обособленным обстоятельством

Содержание

В предыдущем уроке мы говорили об обособлении как синтаксическом явлении и повторили понятие определения и виды определений. Особое внимание мы уделили правилам обособления определения в предложении. Этот урок будет посвящен обособленному обстоятельству и правилам постановки запятой в предложении с обособленным обстоятельством.

Мы вспомним, что представляет собой обстоятельство, и разберем правила обособления обстоятельства в предложении.

Обстоятельство как член предложения

Прочитайте предложение ниже.

Надеясь на то, что река течёт медленно, он решил добраться до другого берега вплавь.

Слова: «надеясь», «медленно», «до берега», «вплавь» являются обстоятельствами.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель и условие совершения действия.

Обстоятельство отвечает на вопросы: «как?», «где?», «почему?», «когда?», «куда?», «откуда?», «с какой целью?», «вопреки чему?».

Разберем пример выше. В этом предложении две грамматические основы. Одна из них — «река течёт». Зададим вопросы от сказуемых, выраженных глаголами, к второстепенным членам.
Река течёт (как?) медленно.

Вторая грамматическая основа — «он решил добраться».
Он решил добраться (куда?) до берега. Решил добраться (как?) вплавь. Он решил (каким образом?) добраться надеясь.

Из приведенного примера становится ясно, что обстоятельства могут выражаться различными частями речи:

  • наречием — приехал быстро: приехал (как?) быстро,
  • деепричастием — сидели обнявшись: сидели (как?) обнявшись,
  • деепричастным оборотом — Сняв пальто и шляпу, он вошёл в зал. Вошёл (что сделав? каким образом?) сняв пальто и шляпу.
  • инфинитивом — присела отдохнуть: присела (с какой целью?) отдохнуть,
  • существительным в косвенном падеже без предлога — проснулся утром: проснулся (когда?) утром,
  • существительным в косвенном падеже с предлогом — сидела на дереве: сидела (где?) на дереве,
  • устойчивым словосочетанием — Он это сделает рано или поздно. Он это сделает (когда?) рано или поздно.
  • фразеологическим оборотом — Они ушли несолоно хлебавши. Они ушли (как?) несолоно хлебавши.

Особая роль в теме «Обособленные обстоятельства» принадлежит одиночным деепричастиям, деепричастным оборотам и обстоятельствам, выраженным существительными с предлогами. Именно о них мы и будем подробно говорить в следующей части урока.

Запятая в предложении с обособленным обстоятельством

Существуют правила обособления обстоятельств в предложении.

Выделяется запятымиНе выделяется запятыми
Деепричастные обороты, независимо от их места в предложении.

Набуянившись за ночь, лес опустился и затих.
Лес, набуянившись за ночь, опустился и затих.
Лес опустился и затих, набуянившись за ночь


Деепричастия и деепричастные обороты, являющиеся фразеологическими оборотами.

В трудные дни он работал с нами не покладая рук

Важно

Ограничительные частицы только, лишь, стоящие перед деепричастным оборотом, включаются в их состав. В таком случае запятая ставится перед этой частицей. Пример: Так и жила она без любви, только надеясь на неё.

Выделяется запятымиНе выделяется запятыми
Одиночные деепричастия при сохранении глагольного значения, то есть если они обозначают добавочное действие. При этом их расположение в предложении не имеет значение.

Заскрежетав, закрылись двери.
Закрылись, заскрежетав, двери.
Закрылись двери, заскрежетав


Одиночные деепричастия или деепричастные обороты, утратившие глагольное значение, то есть ставшие близкими по функции наречиям.

На высоком небе над таёжными просторами не спеша тянулись редкие облака
Выделяется запятымиНе выделяется запятыми
Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на.

Несмотря на непогоду, мы двинулись в путь.
На собрании их критиковали, невзирая на заслуги

Деепричастия и деепричастные обороты, стоящие в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи.

Он говорил уверенно и не принимая во внимание возмущенные возгласы слушающих

Выделяется запятымиНе выделяется запятыми
Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, вопреки, с целью, ввиду, в связи, по случаю, по причине, согласно с, в отличие от, наподобие, при условии, независимо от и др.

По случаю отсутствия необходимого оборудования, эксперимент был перенесён на более поздние сроки

Деепричастие, которое в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который.

Есть в России места, оказываясь в которых проникаешься любовью и уважением к своей стране

Запятая на стыке союза и деепричастного оборота

Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного союза (кроме союза «а»), подчинительного союза или союзного слова, отделяется от него запятой.

И Корней слегка повёртывался на облучке и, следя задумчивым взглядом за мелькавшими подковами пристяжной, начинает говорить. (И. А. Бунин)
Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег, мы поедем морем до Батума. (М. Горький)

В зависимости от контекста союз «а» может включаться в состав деепричастного оборота. В этом случае запятая после союза не ставится.

Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а поняв это, включиться в активную борьбу за неё.

В то же время союз «а» может связывать однородные члены основного предложения и не являться частью деепричастного оборота. Тогда после него будет ставиться запятая, выделяя деепричастный оборот.

Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а, поняв это, не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.

Запятая при однородных и неоднородных деепричастных оборотах

При сочетании деепричастных конструкций знаки препинания расставляются так же, как и при однородных членах предложения.

Если одиночные деепричастия и деепричастные обороты относятся к одному и тому же глаголу, то они являются однородными. Между однородными деепричастиями или деепричастными оборотами, соединенными сочинительными союзами «и», «да» (=и), «либо», «или», запятая не ставится.

Он сидел над книгой согнувшись и поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо поглаживая свою бороду.

Если деепричастия и деепричастные обороты относятся к разным глаголам в предложении, то они не являются однородными. В этом случае каждый деепричастный оборот будет выделяться запятой с двух сторон, независимо от союзов.

Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. (М. Горький)

Часто задаваемые вопросы

Как найти в предложении обстоятельство?

Чтобы найти в предложении обстоятельство, нужно выполнить следующие действия:
1. Найдите грамматическую основу.
2. От сказуемого задайте вопросы, на которые отвечает обстоятельство («как?», «где?», «почему?», «когда?», «куда?», «откуда?», «с какой целью?», «вопреки чему?») к второстепенным членам.
3. Вспомните, что обстоятельство обозначает характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель и условие совершения действия.
4. Посмотрите, чем выражено обстоятельство (наречием, инфинитивом, деепричастием и т. д.).
5. Если обстоятельство выражено деепричастием, проверьте, есть ли у него зависимые слова (задавайте от него вопросы к другим второстепенным членам предложения). Если есть зависимые слова, тогда перед вами деепричастный оборот.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ