Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация
СОЗДАТЬ
Создать флеш-карточки
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
НАЗНАЧИТЬ

Тематические группы. Пунктуация при обобщающих словах

Содержание

Давайте немного отмотаем время назад и вернемся к лексическим значениям слов. Их, оказывается, можно объединять в группы по общим темам, или тематические группы.

Если вы прочитали уже большое количество словарных статей толкового словаря, то могли заметить, что в толкованиях некоторых слов повторяются одни и те же слова.

Посмотрите на слова:

Значения слов "писатель" и "книга".

Писатель - человек, который занимается литературным трудом.

Книга - крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав.

Курсивом выделено слово "литературный".

В лексическом значении этих слов повторяется отнесенность к литературе. Поэтому эти слова мы можем заключить в одну тематическую группу под названием «ЛИТЕРАТУРА».

Тематическая группа – это слова, необходимые для того, чтобы раскрыть одну тему и перечислить сходные по какому-либо признаку предметы.

Пример тематической группы "Литература": книга, читатель, писатель, рассказ, стихотворение, издание, поэт.
Тематическая группа «ЛИТЕРАТУРА»

В каждой тематической группе есть одно родовое понятие (обобщающее для класса слов) и множество видовых понятий.

Помните из окружающего мира или биологии значения слов «вид» и «род»? Эти понятия взяты из логики и выражают объединение какого-либо набора предметов в одну общую группу. Эта общая группа и называется родом, а все включенные в нее предметы – это виды.

ВИД и РОД – понятия классификации, служащие для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется родом, а тот, что содержится, — видом.

Например, мы, люди, являемся представителями рода homo (Человек), а именно вида homo sapiens (Человек разумный).

Обратите внимание на выражение «а именно». Оно еще не раз поможет вам начать ряд видовых понятий. Например, вы можете сказать: «В наш двор прилетает много разных птиц (родовое понятие), а именно: грачи, синицы, воробьи и ласточки (видовые понятия)».

Пример тематической группы "Птицы": синица, аист, соловей, грач, снегирь, ласточка, воробей.
Тематическая группа «ПТИЦЫ»

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Немного о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с обобщающими (родовыми) словами.

Если в предложении вы решили поставить родовое понятие, а затем перечислить видовые, то на помощь вам придет двоеточие! Его мы ставим вместо того самого «а именно».

Например: «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты».

Первое, что бросается вам в глаза, родовое понятие «деревья». Дальше вы видите, что перечисляются видовые понятия конкретные виды деревьев. Значит, между родовым и видовыми понятиями мы можем вставить «а именно».

Но это «а именно» для экономии речевых усилий мы, как правило, сокращаем и пишем только двоеточие.

Сравните:

  • «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты»;
  • «В лесу растут хвойные деревья, а именно: ели, сосны, пихты».

На схеме родовое понятие обозначается кругом с точкой внутри, а однородные видовые так же, как и обычные однородные, то есть просто кругом.

Посмотрите на схему нашего предложения и обратите внимание на знаки препинания после родового понятия:

Схема предложения: «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты».

Если после видовых понятий идет продолжение предложения, то после перечисления мы ставим тире и только затем продолжаем текст.

Например: «Хвойные деревья: ели, сосны, пихты – растут в лесу».

На схеме это выглядит так:

Схема предложения: «Хвойные деревья: ели, сосны, пихты – растут в лесу».

А бывает еще так, что сначала идет перечисление видовых понятий, а только потом называется родовое понятие. В этом случае мы ставим только тире после перечисления.

Например: «Ели, сосны, пихты – хвойные деревья растут в лесу».

Схема предложения: «Ели, сосны, пихты – хвойные деревья растут в лесу».

Чтобы закрепить знания по теме «Тематические группы слов» и лучше разобраться со знаками препинания в предложениях с родовыми и видовыми понятиями, посмотрите небольшое видео. А затем переходите к заданию после видео.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ