0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Тематические группы. Пунктуация при обобщающих словах

Содержание

    Давайте немного отмотаем время назад и вернемся к лексическим значениям слов. Их, оказывается, можно объединять в группы по общим темам, или тематические группы.

    Если вы прочитали уже большое количество словарных статей толкового словаря, то могли заметить, что в толкованиях некоторых слов повторяются одни и те же слова.

    Посмотрите на слова:

    Значения слов "писатель" и "книга".  Писатель - человек, который занимается литературным трудом.  Книга - крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав.  Курсивом выделено слово "литературный".

    В лексическом значении этих слов повторяется отнесенность к литературе. Поэтому эти слова мы можем заключить в одну тематическую группу под названием «ЛИТЕРАТУРА».

    Тематическая группа – это слова, необходимые для того, чтобы раскрыть одну тему и перечислить сходные по какому-либо признаку предметы.

    Пример тематической группы "Литература": книга, читатель, писатель, рассказ, стихотворение, издание, поэт.
    Тематическая группа «ЛИТЕРАТУРА»

    В каждой тематической группе есть одно родовое понятие (обобщающее для класса слов) и множество видовых понятий.

    Помните из окружающего мира или биологии значения слов «вид» и «род»? Эти понятия взяты из логики и выражают объединение какого-либо набора предметов в одну общую группу. Эта общая группа и называется родом, а все включенные в нее предметы – это виды.

    ВИД и РОД – понятия классификации, служащие для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется родом, а тот, что содержится, — видом.

    Например, мы, люди, являемся представителями рода homo (Человек), а именно вида homo sapiens (Человек разумный).

    Обратите внимание на выражение «а именно». Оно еще не раз поможет вам начать ряд видовых понятий. Например, вы можете сказать: «В наш двор прилетает много разных птиц (родовое понятие), а именно: грачи, синицы, воробьи и ласточки (видовые понятия)».

    Пример тематической группы "Птицы": синица, аист, соловей, грач, снегирь, ласточка, воробей.
    Тематическая группа «ПТИЦЫ»

    Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

    Немного о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с обобщающими (родовыми) словами.

    Если в предложении вы решили поставить родовое понятие, а затем перечислить видовые, то на помощь вам придет двоеточие! Его мы ставим вместо того самого «а именно».

    Например: «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты».

    Первое, что бросается вам в глаза, родовое понятие «деревья». Дальше вы видите, что перечисляются видовые понятия конкретные виды деревьев. Значит, между родовым и видовыми понятиями мы можем вставить «а именно».

    Но это «а именно» для экономии речевых усилий мы, как правило, сокращаем и пишем только двоеточие.

    Сравните:

    • «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты»;
    • «В лесу растут хвойные деревья, а именно: ели, сосны, пихты».

    На схеме родовое понятие обозначается кругом с точкой внутри, а однородные видовые так же, как и обычные однородные, то есть просто кругом.

    Посмотрите на схему нашего предложения и обратите внимание на знаки препинания после родового понятия:

    Схема предложения: «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты».

    Если после видовых понятий идет продолжение предложения, то после перечисления мы ставим тире и только затем продолжаем текст.

    Например: «Хвойные деревья: ели, сосны, пихты – растут в лесу».

    На схеме это выглядит так:

    Схема предложения: «Хвойные деревья: ели, сосны, пихты – растут в лесу».

    А бывает еще так, что сначала идет перечисление видовых понятий, а только потом называется родовое понятие. В этом случае мы ставим только тире после перечисления.

    Например: «Ели, сосны, пихты – хвойные деревья растут в лесу».

    Схема предложения: «Ели, сосны, пихты – хвойные деревья растут в лесу».

    Чтобы закрепить знания по теме «Тематические группы слов» и лучше разобраться со знаками препинания в предложениях с родовыми и видовыми понятиями, посмотрите небольшое видео. А затем переходите к заданию после видео.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение