ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
НАЗНАЧИТЬ

Морфологический разбор имени существительного

Содержание

Морфологический разбор — это указание постоянных и непостоянных морфологических признаков самостоятельных частей речи, а также определение их синтаксической роли в конкретном предложении.

Узнаем, как выполнять морфологический разбор имени существительного.

План морфологического разбора имени существительного

  1. Общее грамматическое значение.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные грамматические признаки.
  4. Непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль.

Общее грамматическое значение

В этом пункте нужно указать, к какой части речи относится слово, что оно обозначает и на какой вопрос отвечает.

Вспомните

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

личные и безличные глаголы

Обратите внимание

Вопрос следует задавать в той же форме, что и исходное слово. Например, разбираем существительное карандашами, значит, задаем вопрос чем?

Начальная форма

Начальная форма имени существительного — это единственное или множественное число именительного падежа.

(В) лесу — лес; цветком — цветок; денечками — денечки; (с) девочками — девочки и т. д.

Постоянные признаки имени существительного

К постоянным грамматическим признакам имени существительного относятся:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род: мужской, женский, средний и общий;
  • склонение.

Постоянные признаки определяются по начальной форме слова.

Непостоянные признаки имени существительного

К непостоянным грамматическим признакам имени существительного относятся:

  • число единственное или множественное;
  • падеж.

Вспомните

В русском языке шесть падежей:

Именительныйкто? что?
Родительныйкого? чего?
Дательныйкому? чему?
Винительныйкого? что?
Творительныйкем? чем?
Предложныйо ком? о чём?

Непостоянные признаки определяются по исходной форме слова.

Синтаксическая роль имени существительного

Синтаксическая роль — это функция слова или словосочетания в предложении. Другими словами, это то, каким членом предложения является слово.

Имя существительное может быть любым членом предложения:

При выполнении морфологического разбора необходимо словом прописывать, каким членом предложения является существительное.

Образец морфологического разбора имени существительного

На черном небе загорелись звезды.

Пример устного рассуждения

Звезды загорелись на ч ё м? — на небе. Небе — имя существительное, обозначает предмет.

Начальная форма — именительный падеж единственное число: небо.

Постоянные признаки: (на) небе — это имя нарицательное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения.

Непостоянные признаки: существительное (на) небе единственного числа предложного падежа.

В предложении является обстоятельством.

Пример письменного разбора

  1. (На) небе — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём?
  2. Н. ф.: небо.
  3. Нарицат., неодуш., ср. р., 2 скл.
  4. Ед. ч., пр. п.
  5. Обстоятельство.

Задание

Выполните морфологический разбор имени существительного из предложения «Мы внимательно слушали учителя».

Показать ответ

Скрыть ответ

  1. Учителя — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
  2. Н. ф.: учитель.
  3. Нарицат., одуш., м. р., 2 скл.
  4. Ед. ч., род. п.
  5. Дополнение.
Морфологический разбор и морфологический анализ — это одно и то же?

Да, это одно и то же.

Что такое исходная форма слова?

Исходная форма слова — это форма, которую слово принимает в предложении. Вы берете слово из предложения в той форме, в которой оно было записано. По исходной форме определяем непостоянные признаки.

Почему постоянные признаки определяем по начальной форме?

Потому что определить род или склонение можно только по окончанию начальной формы.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5
Ускорьте прогресс с полным доступом

Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.

  • Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
  • Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
  • Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Не потеряйте прогресс!

Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:

  • Отслеживайте прогресс освоения тем
  • Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
  • Проводите работу над ошибками после занятий

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ