Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Вишневый сад

1903

Краткое содержание и анализ пьесы

40 минут
Содержание

«Вишневый сад» — последняя пьеса Антона Павловича Чехова. Спектакли по ней уже более ста лет проходят на различных сценах по всему миру. Сам автор обозначил  жанр пьесы как комедия, но многие читатели увидели в ней драму. 

Каждый персонаж «Вишневого сада» увлечен собственными переживаниями. Именно внутренний мир героев, а не события внешнего мира, выстраивает сюжет произведения. Поэтому в чеховской пьесе не работает традиционный принцип построения диалога: персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом, сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.

Сцена из постановки «Вишневый сад», 1904

Действующие лица

Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции, почтовый чиновник, гости, прислуга.

Пьеса состоит из четырех действий, которые происходят в имении Л. А. Раневской.

Действие первое

Действие происходит в комнате, которая до сих пор, как и пятьдесят лет назад, называется детской. За окном начало мая, вишневый сад уже цветет, но еще холодно. 

Купец Лопахин и горничная Дуняша ждут прибытия Любови Андреевны Раневской, которая последние пять лет провела за границей с дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой и лакеем Яшей. Поезд опаздывает. 

В ожидании их приезда Лопахин вспоминает Любовь Андреевну как легкого простого человека. Расчувство­вавшись, он упоминает, как однажды пьяный отец ударил его и разбил в кровь нос, а Раневская помогла ему умыться. Отец и дед Лопахина были крепостными в ее семье. Ермолаю Алексеевичу первому в роду удалось разбогатеть. 

Ермолай Алексеевич Лопахин

Богатый купец. Его отец и дед были крепостными в имении Раневской. Умен и практичен, хотя и не получил образования. Пытается помочь Раневской сохранить имение. Но, поскольку его советы не были приняты, сам выкупает вишневый сад. 

Леонид Леонидов в роли Лопахина, 1904

Несмотря на богатство, Лопахин до сих пор считает себя простым мужиком и упрекает Дуняшу в том, что она одевается и ведет себя, как барышня. «Надо себя помнить», — наставляет девушку Лопахин. 

Их разговор прерывает конторщик Епиходов, которого дразнят «двадцать два несчастья». Он постоянно что-то роняет, натыкается на предметы, но говорит, что привык к неудачам и даже умеет радоваться. Епиходов влюблен в Дуняшу и недавно сделал ей предложение. 

Наконец, прибывают экипажи. На сцене появляется лакей Фирс. Затем Любовь Андреевна, Аня и Шарлотта Ивановна, а также Варя, Леонид Андреевич Гаев и сосед Симеонов-Пищик. 

Аня и Любовь Андреевна рады возвращению. Они отмечают, что в доме ничего не изменилось, и все лица им знакомы. 

Эскиз декорации к пьесе «Вишневый сад». И. Ушаков. 1951

Аня очень устала. Она почти не слушает болтовню Дуняши, рассказывающей ей последние новости. Единственная новость, на которую она обращает внимание, это недавний приезд Пети Трофимова. 

С Варей Аня делится, что у них с мамой совсем не осталось денег. Им пришлось продать всю недвижимость за границей и едва хватило средств на дорогу домой. При этом Любовь Андреевна не осознает всю бедственность их положения и ведет себя, как богатая дама, заказывая самое дорогое шампанское и давая большие суммы на чай. 

Любовь Андреевна, Аня, да и все вокруг считают, что Варя скоро выйдет замуж за Лопахина. Но он не спешит с предложением, хотя по его словам, не прочь жениться. Варя же мечтает, что Аня выйдет замуж за богатого человека, а сама она отправится в паломничество по святым местам. 

Аня вспоминает, что приехал Петя Трофимов. Он был учителем Гриши — ее младшего брата, шесть лет назад утонувшего в реке, почти сразу после смерти их отца. Именно это и стало причиной их с матерью отъезда за границу. Любовь Андреевна хотела сбежать, чтобы не видеть того, что напоминает ей о сыне. 

В это время Раневская трогательно и с восхищением вспоминает свой дом. 

«Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии… (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.»

Ее радостные восклицания прерывает Лопахин. Он сообщает о том, что дом с вишневым садом продается за долги на торгах, которые состоятся двадцать второго августа. Ему жаль, что до этого дошло, и он предлагает Раневской спасительный выход: вырубить вишневый сад, разделить землю на участки и сдавать их дачникам. Это принесло бы ей не меньше двадцати пяти тысяч дохода в год. 

Любовь Андреевна категорически против, брат поддерживает её. Вишневый сад слишком дорог для них. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад», — говорит Раневская. 

Любовь Андреевна Раневская

Разорившаяся помещица, владелица дома с вишневым садом. Добродушная, ласковая, отзывчивая, доверчивая. Несмотря на финансовые проблемы, продолжает сорить деньгами, лишена деловой хватки. Живет прошлым и не желает подстраиваться под новое время и новое общество. 

Анна Большова в роли Раневской, 2020

Лопахин мыслит исключительно практически и совершенно не понимает, как можно отказаться от такого предложения. Тем более если в ином случае они потеряют все. Он сообщает, что должен уехать, вернется через три недели и надеется, что к этому времени Раневская передумает. 

Лопахин уходит и вскоре в комнате появляется Петя Трофимов. Раневская не сразу узнает его, а узнав, обнимает и плачет. Она снова вспоминает своего погибшего сына. 

Трофимов изменился, постарел и подурнел с тех пор, как они виделись в последний раз. Баба в вагоне назвала его «облезлым барином». К тому же он все еще студент, как и пять лет назад. 

Петя Трофимов

Петр Красилов в роли Трофимова, 2020

Бывший учитель сына Раневской, Гриши, утонувшего в реке. Вечный студент. Скромный и гордый. Главной ценностью считает свободу, ради нее отказывается от денег и считает себя выше любви. Верит, что человечество движется к счастливым временами, нужно только много работать. 

Гаев в это время размышляет, что можно попросить у тетушки-графини денег, чтобы выкупить дом. С тех пор как Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, тетка их недолюбливает, но попытать счастья все-таки стоит. 

Дядя уверенно убеждает Аню и Варю, что дом не будет продан. Сам он надеется взять в банке заем, Раневская попросит денег у Лопахина, а Аня съездит в гости к бабушке-графине и уговорит помочь. И так они, несомненно, смогут выкупить дом. 

Наконец, все расходятся спать. Варя уводит сонную Аню в постель. Трофимов вслед называет Аню «Солнышко мое! Весна моя!».

Действие второе

Действие происходит неподалеку от небольшой часовенки. На старой скамейке у колодца сидят Шарлотта, Яша и Дуняша. Епиходов рядом играет на гитаре. 

Шарлотта рассказывает, что у нее нет настоящего паспорта, и она не знает точно, сколько ей лет. Она вспоминает свое детство, когда они с родителями показывали представления на ярмарках. Кроме этих воспоминаний ничего о своих родителях она не знает. Шарлотта признается, что чувствует себя одинокой и ей не с кем поговорить. 

Эскиз к пьесе «Вишневый сад». Н. Крымов, 1922

Дуняша совершенно очарована Яшей, он в свою очередь к ней довольно равнодушен и не хочет, чтобы их видели вместе. 

Епиходов, напротив, желает остаться с Дуняшей наедине. Он признается, что хотя и считает себя развитым человеком, читает разные книги, но так и не может понять, чего ему больше хочется: жить или застрелиться. На всякий случай он всегда носит с собой револьвер. Дуняша слушает Епиходова без интереса и пытается отделаться от него, чтобы остаться с Яшей наедине. 

Епиходов уходит, позже уходит Дуняша. На сцене появляются Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин. 

Леонид Андреевич Гаев

Брат Раневской. Так же как и она, хочет сохранить дом и сад. Но он ленив и непрактичен, так что его слабые попытки найти деньги ни к чему не приводят. Болтлив, часто говорит не к месту, в обычных разговорах любит использовать бильярдные термины.

Константин Станиславский в роли Гаева, 1904

Лопахин настаивает, что вопрос с вишневым садом нужно решить немедленно. Но Раневская и Гаев словно не слышат его, продолжая обсуждать свои повседневные вопросы так, будто ничего не происходит. 

Любовь Андреевна признает, что чересчур расточительна и что необходимо что-то делать, чтобы не потерять дом. Но на предложение Лопахина отвечает «Дачи и дачники — это так пошло, простите».

Других вариантов спасти дом она не нашла. Денег, которые дала им тетка-графиня, не хватит, чтобы выкупить дом. 

Лопахин удивляется их легкомысленности и недальновидности, оно злит его, ведь имение продается, а если начать сдавать земли в аренду, то любому банку это будет лучшей гарантией.

Эскиз костюма Раневской, 1976

Но Любовь Андреевна перешла к размышлениям о том, что все это — наказание за ее грехи. Она всегда сорила деньгами, а сразу после смерти мужа сошлась с другим. Первым наказанием она считала гибель сына. После этого трагического случая она сбежала за границу и там продолжала отношения с любовником. Когда он заболел, Раневская самоотверженно ухаживала за ним. И после всего этого он обобрал ее и сошелся с другой. Сейчас он просит прощения и умоляет ее вернуться. 

Лопахина Любовь Андреевна упрекает в том, что он говорит слишком много ненужного. «Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая…» — отвечает тот. Он прекрасно понимает, что его образование оставляет желать лучшего. Раневская считает, что пора ему жениться, и лучший вариант — это Варя. С этим Лопахин тоже совершенно согласен. 

Усадьба и имение: в чем отличие? 

Усадьба помещика — большой дом или несколько домов, в котором жили помещик и его семья, а также парковые постройки и хозяйственные строения рядом с домом. 

Имение — это все земельное владение помещика. В него входила в том числе усадьба, а также деревня или несколько деревень с крестьянами, поля, река и другие угодья. 

В пьесе «Вишневый сад» мы видим, что Лопахин беспокоится об имении — о хозяйстве, которое должно приносить доход. В то время как Раневская и Гаев дорожат лишь усадьбой. Им дорог дом и сад, где прошли их детство и юность. 

Художник А. Шевелев

На этом разговор прерывается. Приходит Фирс, который заботливо принес Гаеву пальто, чтобы тот не простыл. Старый лакей вспоминает, как после отмены крепостного права сам остался служить при господах и совершенно не понимал, чему радовались остальные слуги. «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего», —  говорит Фирс. 

Владимир Толоконников в роли Фирса, 1976

Появляются Трофимов, Аня и Варя. Лопахин дразнит Трофимова вечным студентом, Трофимов презирает его желание разбогатеть. 

Затем все вместе они продолжают вчерашний разговор о гордом человеке.

Трофимов считал, что в этом нет смысла. Нужно перестать восхищаться собой и начать много работать. Он считал, что человечество движется к высшей истине. Большая часть интеллигенции, по его мнению, не способна к труду. Они могут только философствовать, а по факту не делают ничего, пока рабочие живут в ужасных условиях. 

Лопахин замечает, что на свете не так уж много честных людей. 

«Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» — говорит Лопахин. 

Из пьесы Чехова «Вишневый сад», второе действие

Гаев снова пытается что-то сказать невпопад, но все просят его поскорее замолчать. В тишине каждый задумался о своем. 

Мимо сидящей компании идет прохожий. Он просит подать ему тридцать копеек. Любовь Андреевна, вновь забыв о своем положении, дает ему золотой. Варя в ужасе от ее непрактичности, но Раневская не может ничего с собой поделать. 

Все, кроме Трофимова и Ани, уходят. Трофимов говорит, что обычно Варя не оставляет их наедине потому, что боится, что они полюбят друг друга. Но сам он считает, что они выше любви. Смысл жизни в том, чтобы быть свободными. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» — восклицает Трофимов. 

Аня

Семнадцатилетняя дочь Раневской. По-детски непосредственная, мечтательная девушка. Под влиянием Пети Трофимова легко прощается с прошлым и верит в будущее счастье. 

Мария Следнева в роли Ани, 2020

Аня говорит, что не любит вишневый сад так, как прежде. Она готова уйти и начать новую жизнь. Петя поддерживает её и говорит, что пора покончить с прошлым. Они вместе предчувствуют, что счастье где-то впереди.

Действие третье

22 августа — день торгов. Действие происходит в гостиной. Рядом, в зале, проходит бал. Входят Пищик, Шарлотта Ивановна, Любовь Андреевна, Трофимов, Аня, Варя, Дуняша, Фирс. 

Трофимов препирается с Варей. Затем говорит Пищику, что он мог бы сделать много полезного, если бы не тратил столько энергии на поиск денег для уплаты процентов. Пищик не слишком прислушивается к нему, продолжая говорить и думать о деньгах. 

Шарлотта развлекает гостей карточными фокусами. 

Сцена из постановки «Вишневый сад». МХАТ, 2020

Любовь Андреевна сильно взволнована. Она ждет Гаева с торгов, но тот все никак не приезжает. Варя пытается утешить ее, но все понимают, что денег от тетушки-графини никак не хватит выкупить дом. 

На время Раневская переключается на Варю и ее отношения с Лопахиным. Она не понимает, почему они так и не поженятся. Но Лопахин все еще не сделал девушке предложения, поэтому ей остается только ждать. А если бы у нее были деньги, она бросила бы все и ушла в монастырь. 

Варя

Елена Коробейникова в роли Вари и Мария Следнева в роли Ани. МХАТ, 2020

Варя — приемная дочь Раневской. Одевается и ведет себя скромно. Мечтает отправиться в паломничество по святым местам или уйти в монастырь. Варя — трудолюбивая и хозяйственная, именно она поддерживала порядок в доме, пока Любовь Андреевна с Аней были за границей. Ждет, когда Лопахин сделает ей предложение, хотя и ведет себя с ним довольно отстраненно. 

Варя уходит. Теперь Любовь Андреевна заводит разговор с Трофимовым. Тот раздражается на Варю за то, что она следит за ними с Аней. Он снова повторяет, что выше любви. 

Любовь Андреевна нервничает все сильнее. Петя старается по-своему успокоить ее, говоря, что прошлого не вернуть и с вишневым садом пора попрощаться. Но Любовь Андреевна считает, что он говорит так от недостатка жизненного опыта. Она считает, что ему пора бы уже закончить учебу. Раневская с радостью бы выдала за него Аню, но ему нужно перестать быть «вечным студентом».

Потом она рассказывает ему о телеграмме из Парижа. Трофимов называет ее любовника негодяем и ничтожеством. Рассердившись, Любовь Андреевна в ответ называет его чудаком и уродом, который не выше любви, а всего лишь недотепа. Почти сразу же она извиняется. 

Хотя еще нет точных известий о продаже дома и сада, чувствуется, что все уже решено. Слуги обсуждают, куда они пойдут после продажи имения. Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, но она совсем потеряла к нему интерес. 

Приходит Варя и ругает Епиходова за то, что он ведет себя, как гость. Тот не слишком слушает ее и даже дерзко отвечает. Варя замахивается на него палкой и чуть не ударяет только что появившегося в дверях Лопахина. За ним появляется Гаев. 

Любовь Андреевна, теряя от волнения последние силы, пытается выяснить, продано ли имение. Наконец Лопахин признается. 

Любовь Андреевна. Продан вишневый сад? 
Лопахин. Продан.
Любовь Андреевна. Кто купил?
Лопахин. Я купил.

Из пьесы «Вишневый сад», действие третье

Раневская почти падает в обморок. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол и уходит. 

Лопахин дает волю своим чувствам.

«Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» — говорит Лопахин. 

Понемногу первые эмоции проходят. Лопахин поднимает ключи, которые бросила Варя. Теперь он — хозяин. И уже готов воплотить в жизнь свой план: вырубить вишневый сад и построить дачи. 

Любовь Андреевна садится и горько плачет. Лопахин сочувствует ей. «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь.»

Сцена из постановки «Вишневый сад». МХАТ, 2020

Лопахин уходит. Любовь Андреевна остается в комнате одна, продолжая плакать. К ней подходят Аня и Трофимов. Девушка старается утешить мать и вдохновить ее предвкушением новой жизни так же, как она вдохновлена сама. 

«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..»

Из пьесы «Вишневый сад», действие третье

Действие четвертое

Октябрь. Действие снова происходит в детской. Комната изменилась. Шторы и картины пропали, мебели почти нет. Повсюду чемоданы и дорожные узлы. 

Только что ушли мужики, которые приходили попрощаться с бывшими хозяевами. Гаев упрекает сестру, что она отдала им свой кошелек. «Я не смогла! Я не смогла!» — отвечает Раневская. 

Лопахин подготовил шампанское, чтобы выпить на прощание, но ни у кого нет желания пить. 

Настроение и планы на будущее у всех присутствующих разные. Лопахин планирует провести зиму в Харькове, а весной вернуться в свое новое имение. 

Сцена из постановки «Вишневый сад», 2020

Трофимов едет в Москву продолжать обучение. Лопахин уговаривает его взять денег хотя бы на дорогу. Но Трофимов отвечает, что они ему не нужны, он свободный человек. 

«Трофимов. <…> Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!
Лопахин. Дойдешь?
Трофимов. Дойду.
Пауза.
Дойду, или укажу другим путь, как дойти.»

Из пьесы «Вишневый сад», действие четвертое

Гаеву предложили место в банке, и он его принял. Хотя никто не думает, что он долго там продержится. Гаев слишком ленив, чтобы работать. 

С улицы доносится стук топоров по дереву. Аня просит Лопахина не рубить сад, пока они не уехали. Тот не понимает их, но не спорит. 

Фирса с утра должны были отправить в больницу. Аня и Варя беспокоятся, было ли это сделано, и если да, почему не забрали письмо для доктора. Они просят Яшу все проверить, но тот убеждает их, что все в порядке и Фирс уехал. 

Дуняша со слезами прощается с Яшей, но тот уже увлечен мыслями о загранице и с удовольствием расстается с родиной и всем, что здесь осталось. 

Аня полна вдохновения и ожидания новой счастливой жизни. Она собирается поступить в гимназию, выучиться и пойти работать. 

Любовь Андреевна планирует жить в Париже на деньги, которые дала бабушка-графиня. А когда деньги закончатся, приедет к Ане. 

Шарлотте идти некуда, Лопахин обещает найти для нее место. 

Появляется Пищик. Англичане арендовали у него землю для добычи редкой глины, он получил деньги и теперь может отдать Лопахину часть долга. 

Любовь Андреевна беспокоится за Варю. Она спрашивает Лопахина, почему он так и не сделал предложения? Тот отвечает, что готов сделать прямо сейчас. 

Сцена из постановки «Вишневый сад», Тверской академический театр

Раневская зовет Варю и оставляет их с Лопахиным наедине. Варя все время продолжает искать что-то среди вещей. Она говорит, что поедет работать экономкой в семью Рагулиных. Лопахин отвечает, что едет в Харьков. Затем они немного обсуждают погоду, а потом Лопахина зовут с улицы и он спешит уйти, так и не сказав то, что должен был. 

Пришла пора ехать. Лопахин запирает боковую дверь. Трофимов и Аня торопятся уйти, их ждет новая жизнь. За ними выходят все, кроме Раневской и Гаева. Брат и сестра дают волю чувствам и тихо рыдают, обнявшись. 

«Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…
Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»

Из пьесы «Вишневый сад», действие четвертое

Они уходят, и сцена некоторое время пустует. Затем выходит Фирс, о котором все-таки забыли в суматохе. 

«Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил…»

Из пьесы «Вишневый сад», действие четвертое

Фирс ложится на диван и умирает. А из сада снова доносится стук топора по дереву. 

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».

Автор был ярым поклонником простоты и краткости. Эти качества присущи его собственным произведениям, их же он советовал придерживаться и другим авторам. 

А. П. Чехов

Чехов считается одним из первых русских писателей, который по-настоящему реабилитировал жанр рассказа, ввел его в разряд «серьезной литературы».

Задание

Тема времени в пьесе Чехова. Как раскрывается конфликт человека и времени в пьесе «Вишневый сад»?

Показать ответ

Скрыть ответ

В пьесе отражены три формы времени — прошлое, настоящее и будущее. Все герои зависят от времени и вынуждены с ним считаться.

Раневская и Гаев — люди прошлого. Раневская живет воспоминаниями о детстве, юности, о своем погибшем сыне. Гаев словно так и остался ребенком, он ест леденцы, думает только о развлечениях и не способен к труду.

Лопахин воплощает настоящее. Он живет здесь и сейчас, мыслит практично. Его жизнь кардинально отличается от той, которой жили его предки. В то же время он не жаждет больших перемен, не готов рисковать. В том числе поэтому он так и не делает предложения Варе.

Аня и Петя олицетворяют будущее. Они мечтают, рассуждают, но бездействуют. Они ждут «свое» время и готовятся много работать.

По ходу пьесы становится очевидно, что представители разных времен говорят на разных языках и никогда не поймут друг друга. Старые времена безвозвратно уходят, будущее еще туманно. И каждый ощущает грядущие перемены в обществе.

Сам вишневый сад тоже символизирует неизбежность течения времени. Весной, когда начинается пьеса, он цветет, летом зеленеет, осенью, когда герои покидают дом, сбрасывает листья. К зиме он будет вырублен и вполне возможно станет материалом для строительства дач.

В чем заключается жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»?

Пьеса Чехова относится к жанру новой драмы и является синтезом нескольких жанров: комедии и драмы.
Комедийные черты пьесе придают неуместные фразы героев, их нелепые поступки, фокусы Шарлотты, постоянные неудачи Епиходова.
Драматичность пьесы выражается в самой ситуации потери родового имения и в том, что на протяжении всего произведения читатель видит, что каждый персонаж, независимо от возраста и положения, недоволен своей жизнью. Звук лопнувшей струны также придает истории драматичности.

Какой глубинный, внутренний конфликт, проживаемый всеми героями, приглушает их борьбу за вишневый сад?

На первый взгляд, основа конфликта в пьесе — это продажа вишневого сада за долги. На самом деле с самого начала произведения все понимают, что имение будет продано, даже если не хотят признавать этого. 
Основной драматический конфликт заключается в том, что каждый из героев чувствует грядущие перемены, которые затронут не только вишневый сад, но и общество в целом. Умирает все, что раньше казалось незыблемым и вечным. Пьеса показывает глубокий духовный кризис, переживаемый всеми людьми в то время. 

Как в творчестве Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков?

В пьесе Чехова мы видим, что «эпоха вишневых садов» уходит. Это было время крепкого патриархального уклада, богатых дворян, владеющих обширными землями и крепостными, беспрекословно подчинявшихся барину. Теперь же слуги могут смеяться над хозяевами, бывший крепостной стать купцом. 
Приходит «эпоха Лопахиных» — практичных дельцов, умеющих вести дела и зарабатывать деньги.
А на горизонте уже маячит новое время, которое предчувствуют Аня и Петя. Героям еще нужно повзрослеть, а переменам в обществе созреть, но то, что они наступят — несомненно.
Как и в любом переходном периоде для кого-то мир рушится, а кто-то получает новую надежду.

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение