Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Крыжовник

1898

Краткое содержание и анализ рассказа

20 минут
Содержание

«Крыжовник» — второй рассказ А. П. Чехова из сборника «Маленькая трилогия». В сборник также входят рассказы «Человек в футляре» и «О любви». В данном произведении автор продолжает раскрывать тему «футлярности» и изобличает ее с новой стороны.

Крыжовник

Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин вместе шли через поле по направлению к селу Мироносицкому. 

Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

Буркин вдруг вспомнил, что накануне Иван Иваныч собирался рассказать одну историю. Но на этот раз ему не удалось ее послушать — героям помешал начавшийся ливень. Чтобы поскорее укрытся, они направились к Алёхину, их общему знакомому, жившему неподалеку в усадьбе Софьино.

Иван Иваныч и Буркин

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Рассказчик, ветеринарный врач, старший брат главного героя — Николая Иваныча. Высокий, худощавый старик с длинными усами.

Буркин

Учитель гимназии, товарищ Ивана Ивановича. Человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с длинной черной бородой.

Иван Иваныч (Александр Борисов) и Буркин (Всеволод Платов). Кадр из фильма «Крыжовник», 1967

Рядом с усадьбой была мельница, вокруг которой кипела работа. Там же, в одном из амбаров, гости нашли хозяина. Алехин — высокий, полный мужчина лет сорока в грязной от работы одежде — очень обрадовался гостям. 

Они пошли в дом. Хотя места там было достаточно, хозяин жил лишь в двух нижних комнатах, обставленных очень просто. В парадных комнатах на верхнем этаже он только принимал гостей. 

Алехин приказал Пелагее, красивой молодой горничной, дать гостям что-нибудь переодеться и пригласил их в купальню. Раздеваясь, хозяин признался, что давно не мылся, в чем гости вскоре убедились, увидев стекавшие с него струи темной воды. Иван Иваныч с удовольствием наплавался в купальне и то и дело повторял «Ах, боже мой…»

Павел Константинович Алёхин

Мужчина лет сорока, небогатый помещик. Общий знакомый Буркина и Ивана Иваныча, у которого товарищи остановились на ночь. 

Алехин (Юрий Яковлев) слушает Ивана Ивановича. Кадр из фильма «Крыжовник», 1967

Наконец, вдоволь намывшись, хозяин и гости расположились в большой гостиной наверху. Тогда Иван Иваныч принялся за рассказ. 

Он поведал о своем младшем брате Николае Ивановиче. С девятнадцати лет он работал в казенной палате. Детство братья провели в деревне, росли на природе вместе с крестьянскими детьми. 

А вы знаете, кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелетных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель, и его до самой смерти будет потягивать на волю.

Их отец по фамилии Чимша-Гималайский был военным, дослужился до офицера и оставил сыновьям дворянский чин и небольшое имение. Имение после смерти отца у них «оттягали» за долги.

Терасса усадьбы. Художник С. Жуковский

Николай Иваныч, сидя в казенной палате, тосковал по деревенской жизни. В итоге он решил купить себе усадебку на берегу реки или озера. Иван Иваныч не разделял желания брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». 

Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку.

Он считал, что стремление переехать из города в усадьбу — это «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Николай Иваныч читал сельскохозяйственные книжки и просматривал в газетах объявления о продаже земли. Он мечтал, как будет с удовольствием и неторопливо проводить время у себя в усадьбе. Представлял разные картины своего будущего деревенского уголка, и в каждой из них непременно был крыжовник.

Натюрморт с крыжовником. Художник О. Курилова

— Деревенская жизнь имеет свои удобства, — говорил он, бывало. — Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо и… и крыжовник растет.

Николай Иваныч все деньги откладывал на покупку земли. Сам жил очень скупо, ел и пил мало, одевался, как нищий. Все его мысли были сосредоточены на мечте об усадьбе. 

После сорока лет Николай Иваныч женился на старой некрасивой вдове только ради ее денег. Он продолжал откладывать деньги, а жену держал впроголодь, она «у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь». Женщина стала чахнуть и через три года умерла. Николай Иваныч ни на минуту не задумался, что виноват в ее смерти. 

«Деньги, как водка, делают человека чудаком», — сказал Иван Иваныч. Для примера он рассказал о купце, который перед смертью съел все свои деньги и о барышнике, которому колесами поезда отрезало ногу, а он беспокоился лишь о двадцати рублях, что остались в сапоге на рельсах.

Почему герой рассказа мечтал об усадьбе?

Во второй половине XIX века с отменой крепостного права небольшие дворянские семьи вынуждены были продавать свои усадьбы. Новыми владельцами становились дети разночинцев, сумевшие заработать достаточно денег. Для многих из них, как и для Николая Ивановича, образ дворянской усадьбы — это идеал благополучия и успеха.

Сад перед усадьбой. Художник С. Виноградов

Затем Иван Иваныч вернулся к основному рассказу. После смерти жены его брат присмотрел себе имение. Он купил сто двенадцать десятин (около 120 га) земли с домом, людской и парком. Но того, о чем он мечтал — пруда с утками, фруктового сада и крыжовника — там не было. Еще текла река, но вода в ней была темная из-за стоящих на берегу заводов. Несмотря на все это Николай Иваныч был доволен. Он заказал двадцать кустов крыжовника и зажил в своей усадьбе. 

Иван Иваныч сказал, что в прошлом году поехал проведать брата. В усадьбе его встретила толстая собака, толстая кухарка и сам Николай Иваныч, тоже потолстевший и обрюзгший. Иван Иваныч отметил, что его брат больше не был беднягой чиновником, как раньше, а стал настоящим помещиком. Он много вкусно ел, судился с заводами, что стоят у реки, требовал, чтобы мужики называли его «ваше высокоблагородие». Добрые дела он творил «не просто так, а с важностью». Работая в казенной палате, Николай Иваныч боялся иметь собственные взгляды, а теперь рассуждал обо всем словно министр и «говорил одни только истины».

Николай Иваныч Чимша-Гималайский

Младший брат Ивана Иваныча. Долгое время служил чиновником в казенной палате и мечтал купить усадьбу с крыжовником. После сорока лет исполняет свою мечту, становится помещиком, и из скромного служащего превращается барина.

Николай Иваныч (Николай Гриценко). Кадр из фильма «Крыжовник», 1967 год

Теперь Николай Иваныч считал себя настоящим дворянином, словно забыл, что дед его был мужиком, а отец — солдатом. И фамилия Чимша-Гималайский казалась ему очень благородной. 

Николай Иваныч показал брату усадьбу, а вечером, когда они сели пить чай, кухарка поставила на стол тарелку крыжовника, собранного первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Для хозяина это были не просто ягоды. 

Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
— Как вкусно!

Иван Иваныч тоже попробовал — крыжовник был жестким и кислым. Он понял, что брат всего лишь обманывает себя. Осуществилась давняя мечта Николая Иваныча, и он был счастлив.

Николай Иваныч берет по ягодке крыжовника. Художник Л. Сальникова

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело встает, подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке. Он стал размышлять о счастье. Думал, что вокруг так много бедности, невежества, пьянства и лицемерия. Но счастливые сытые люди не замечают этого. Они как будто живут в отдельном мире, увлечены повседневными заботами и не видят реальности. 

И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.

Иван Иваныч считал, что за дверью каждого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и напоминать ему стуком, что счастье не вечно, может стрястись беда, и никому не будет до него дела, как ему сейчас нет дела до несчастных. Иван Иваныч осознал, что и сам был доволен и счастлив. Он тоже поучал других, как жить, и говорил, что свобода нужна, без нее нельзя, но надо подождать. 

Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? — спросил Иван Иваныч, сердито глядя на Буркина. — Во имя чего ждать, я вас спрашиваю?

Теперь Иван Иваныч считал, что нужно жить, а не ждать. Он слишком стар для борьбы против несправедливости, поэтому только раздражается и досадует. 

Иван Иваныч вдруг подошел к Алехину и взял его за руки. Он попросил его не успокаиваться и делать добро. 

— <…> Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Усадьба Чехова

Сам Чехов, как и герои его рассказа, не унаследовал имения и свою усадьбу под названием Мелихово приобрел лишь после тридцати лет.

В отличие от Николая Иваныча, писатель не «заснул» и не растолстел. Он жил в усадьбе с родителями и братом, еще два брата и сестра тоже часто приезжали в гости. Никто из семьи Чеховых не сидел без дела, у каждого из них были свои обязанности. Антон Павлович помимо писательства — а писал он много — занимался лечением крестьян и даже имел в усадьбе отдельный врачебный кабинет.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». Главное здание

Он также построил в Мелихове и ближайших к нему деревнях три школы, открыл при них библиотеки, часть книг для которых приобрел сам. Кроме того, он помогал самым бедным крестьянам построить дома, принимал экзамены в школах, устраивал новогодние праздники для детей. Еще писатель очень любил ухаживать за садом. Чеховы часто принимали гостей, так что в их доме никогда не было слишком тихо и скучно. 

Рассказ «Крыжовник», как и многие другие, был написан в Мелихове. В наше время там находится музей-заповедник А. П. Чехова.

Ни Алехин, ни Буркин не поняли смысла рассказа Ивана Иваныча, он показался им скучным. Хотелось говорить на темы, близкие к их жизни, или просто сидеть в уютной гостиной. 

Наконец хозяин и гости пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись. Иван Иваныч и Буркин улеглись в свежую, мягкую постель. 

Иван Иваныч молча разделся и лег.
— Господи, прости нас грешных! — проговорил он и укрылся с головой.

Хозяин и гости заснули, а дождь стучал в окна всю ночь. 

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».

Автор был ярым поклонником простоты и краткости. Эти качества присущи его собственным произведениям, их же он советовал придерживаться и другим авторам. 

А. П. Чехов

Чехов считается одним из первых русских писателей, который по-настоящему реабилитировал жанр рассказа, ввел его в разряд «серьезной литературы».

Часто задаваемые вопросы

В чем смысл названия рассказа «Крыжовник»?

В данном рассказе крыжовник символизирует мечту Николая Иваныча о собственной усадьбе и иллюзию счастья и покоя. Герой потратил всю молодость на то, чтобы скопить денег на покупку. Можно сказать, что больше сорока лет, до переезда в усадьбу, он толком и не жил. И даже исполнив свою мечту, Николай Иваныч продолжал жить в фантазиях, так как вместо чистого пруда на его земле текла лишь грязная река, а вместо фруктового сада — ряды елок. Даже самого главного — кустов крыжовника — не было, но их Николай Иванович выписал и высадил. Крыжовник стал финальным штрихом рассказа. Герой обманывал сам себя, и кислые, жесткие годы казались ему вкусными и сладкими. Крыжовник — то есть обман, иллюзия счастья и успеха — это все, что осталось к концу жизни у Николая Иваныча.

Какую роль в рассказе играет пейзаж?

В начале рассказа Чехов описывает пейзаж, окружающий героев. Он подчеркивает широту и величие природы, как бы подтверждая слова Ивана Иваныча, которые он скоро произнесет: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа». Окружающий героев простор контрастирует с ограниченной «футлярной» жизнью.

Описание усадьбы Софьино, где жил Алехин, и ее быта, показывает характер хозяина. Алехин станет героем и рассказчиком в рассказе «О любви», поэтому уже сейчас автор дает понять, что это был за человек. По тому, как жил Алехин, становится ясно, что он не такой помещик, каким мечтал стать Николай Иваныч. Его не привлекали роскошь и праздность, он работал по хозяйству наравне со всеми.

В середине автор устами Ивана Иваныча описывает новую усадьбу Николая Иваныча. Читатель видит контраст между мечтами, которые всю жизнь лелеял мелкий чиновник, и реальностью, которую он в итоге получил.

Рассказ заканчивается на коротком описании погоды: дождь стучал в окна всю ночь. Такое завершение оставляет у читателя на душе грусть и ощущение безысходности. Но стоит отметить, что «Крыжовник» — второй из трех рассказов цикла «Маленькая трилогия». То есть такое завершение рассказа не является финальной точкой в повествовании автора о «футлярных» людях.

Можно ли назвать Николая Иваныча «человеком в футляре»?

Для Николая Иваныча «футляром» стала его мечта об усадьбе с крыжовником. Так же как жизнь Беликова из рассказа «Человек в футляре» была сосредоточена лишь на правилах и запретах, так и вся жизнь Чимши-Гималайского сузилась до его мечты. Даже исполнив свое желание и став помещиком, Николай Иваныч продолжал прятаться в футляр. Он был доволен своей усадьбой, хотя она сильно отличалась от его мечтаний, воображал, что понимает простой народ, и даже словно забыл, что и сам происходит из рода крестьян и солдат. Вся его жизнь была, как крыжовник: сладкой лишь в его воображении.

Конечно, в самой мечте о собственном участке и крыжовнике нет ничего предосудительного. Но если эта мечта превращается в «футляр», которым человек отгораживается от горестей и радостей, это губит прежде всего его самого.

В чем видит счастье рассказчик?

В «Крыжовнике» роль рассказчика выполняет Иван Иваныч, который полностью или частично отражает точку зрения автора. Он считает, что счастливые люди ведут сонное существование, они закрываются в своем благополучном мире и перестают замечать проблемы вокруг.

«И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно».

Иван Иваныч считает, что человеку нельзя быть счастливым. Он всегла должен помнить, что в мире есть люди, которым нужна помощь и что с ним самим в любой момент может случиться беда.

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (Иван Иваныч Алехину)

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение