Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Человек в футляре

1898

Краткое содержание и анализ рассказа

20 минут
Содержание

«Человек в футляре» А. П. Чехова является первым рассказом из сборника «Маленькая трилогия», вышедшего в 1898 году. Также в цикл вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В этих рассказах, относящихся к позднему творчеству писателя, можно увидеть и насмешку, и упрек, и возмущение, и сожаление автора. Современник Чехова А. А. Измайлов так высказался о рассказе «Человек в футляре»: «Начатая с улыбкой на устах комическая история досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание».

Человек в футляре

Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, задержавшись на охоте, остались ночевать в сарае старосты Прокофия. Иван Иваныч приехал из города подышать свежим воздухом, а Буркин каждое лето гостил у графов П.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Буркин

Иван Иваныч

Собеседник Буркина, ветеринарный врач. Высокий, худощавый старик с длинными усами.

Буркин

Рассказчик. Учитель гимназии, сосед главного героя рассказа — Беликова. Человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с длинной черной бородой.

Иван Иваныч (Александр Борисов) и Буркин (Всеволод Платов). Кадр из фильма «Крыжовник», 1967

Иван Иваныч сидел снаружи и курил трубку, а Буркин лежал внутри на сене. Они обсуждали жену старосты Мавру, которая за всю свою жизнь не была нигде дальше родного села. Буркин считал, что таких людей, как Мавра, много на свете.

— Что же тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало.

Буркин привел в пример своего коллегу, учителя греческого языка по фамилии Беликов. Всегда, даже в хорошую погоду, он выходил на улицу в теплом пальто, темных очках, фуфайке, калошах и с зонтиком. Все вещи — зонтик, часы, перочинный ножик — он носил в чехлах. Уши он закладывал ватой и все время поднимал повыше воротник.

Беликов

Главный герой рассказа — человек в футляре. Учитель греческого языка. Прячется от окружающего мира за воротником пальто и темными очками.

Точно соблюдает все предписанные запреты, боится нового и постоянно тревожится «как бы чего не вышло».

Беликов. Художники Кукрыниксы

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Беликов восхищался древними языками и всегда хвалил прошлое, а настоящее пугало его.

Даже свои мысли Беликов «старался запрятать в футляр». Он отлично понимал запреты, о которых читал в циркулярах и газетах. Если что-то запрещалось — для Беликова это было решено. Разрешение чего-то, напротив, тревожило его. «Как бы чего не вышло», — всегда говорил встревоженный учитель.

Любое нарушение правил, даже если дело не касалось его напрямую, очень расстраивало Беликова. Он снова тревожился, как бы чего не вышло.

На педагогических советах он вводил в уныние коллег своими постоянными тревогами и недовольством. Интересно, что в итоге окружающие сдавались и делали так, как потребовал Беликов.

Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!

У Беликова было еще одно занятие, которое он называл «поддерживать добрые отношения с товарищами». На самом деле в гостях у такого «товарища» он просто молча сидел час-другой и уходил.

Беликов в гостях. Художник Д. Дубинский

Буркин жил в квартире напротив Беликова и хорошо знал его домашнюю жизнь. Даже в собственном доме тот постоянно тревожился, как бы чего не вышло. Спальня у него была маленькая «точно ящик». Ложась спать, Беликов укрывался с головой, чтобы не слышать окружающих звуков, которые пугали его.

Из слуг у него жил только повар Афанасий. Женской прислуги Беликов не держал, чтобы о нем не подумали ничего дурного.

И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко.

Невероятным было то, что такой человек, как Беликов, однажды чуть не женился. В гимназию назначили нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко. Вместе с ним приехала сестра Варенька. Женщина лет тридцати, красивая, шумная и веселая.

На именинах у директора гимназии Варенька всех очаровала своими песнями, танцами и смехом. Не устоял даже Беликов. Он разговорился с Варенькой. Глядя на них, директорша вдруг сказала: «А хорошо бы их поженить».

Гимназические дамы охотно подхватили эту идею. С тех пор они стали создавать различные поводы для Беликова и Вареньки оказаться в одном месте и в одной компании.

Варенька Коваленко

Сестра учителя истории и географии, коллеги Беликова. Девушка лет тридцати, красивая, стройная, общительная и веселая.

Беликов собирался сделать Вареньке предложение, но в итоге их помолвка не состоялась.

Варенька (Ольга Андровская). Кадр из фильма «Человек в футляре», 1939 год

Варенька не прочь была выйти замуж. С братом они постоянно спорили, и ей несладко было жить с ним. Беликов стал часто ходить в гости к Коваленкам*, но, как обычно, сидел там молча. Варенька смеялась и болтала за двоих.

*До революции по правилам русского языка фамилии с окончанием -ко склонялись. В настоящее время правила изменились, но пересказе сохранено написание фамилии Коваленко из полной версии рассказа.

Прототип главного героя

Чехов никогда не называл конкретного человека, вдохновившего его на создание образа человека в футляре. Но некоторые его современники видели явное сходство между Беликовым и инспектором таганрогской гимназии Александром Федоровичем Дьяконовым.

Скульптура «Человек в футляре» в Таганроге, напротив гимназии, где работал Дьяконов и учился Чехов

Дьяконов был придирчив и требователен к коллегам и студентам. Он имел солидный капитал, при этом питался довольно скудно и по многу лет носил одни и те же вещи. Но стоит сказать, что уход из жизни Александра Федоровича был иным, чем у героя рассказа. Все свои накопленные деньги он завещал на выплату пособий учителям народных школ, а два дома — на размещение в них начальных классов.

В связи с этим вряд ли можно считать Дьяконова полным прототипом Беликова, хотя не исключено, что писатель взял для своего героя отдельные черты этого реального человека.

Окружающие понемногу день за днем говорили Беликову о Вареньке и о том, что надо бы ему жениться и даже так, будто это дело уже решенное. В итоге Беликов и сам поверил, что хочет жениться.

Он поставил себе на стол портрет Вареньки и много говорил с Буркиным о семейной жизни, но в остальном его образ жизни не изменился. Казалось даже, что он еще глубже ушел в «футляр».

— Нет, женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю.

Беликов все обдумывал и взвешивал, но так и не делал предложения, при этом виделся с Варенькой каждый день.

Михаил Саввич с первого дня знакомства возненавидел Беликова и не одобрял их отношения с его сестрой. Но и мешать им не собирался. Вероятно, они действительно поженились бы, но обстоятельства сложились иначе.

Карикатура. Художник В. Конашевич

Какой-то проказник нарисовал карикатуру на Беликова с Варенькой и подписал «влюбленный антропос» (греч. человек). Этот рисунок произвел на Беликова тяжелое впечатление. Поэтому когда вскоре он еще и увидел Вареньку с братом, едущих на велосипеде, это окончательно выбило его из колеи.

— Позвольте, что же это такое? — спросил он. — Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

На следующий день он пошел к Коваленкам и застал там только Михаила Саввича. Беликов уверил его, что не подавал никакого повода для насмешливой карикатуры. А так же предупредил, что катание на велосипеде — занятие недопустимое для учителя.

Варенька с братом едут на велосипеде. Художники Кукрыниксы

Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!

Коваленко со злостью ответил, что никому не должно быть дела до того, что делает он или его сестра, назвал гостя фискалом (доносчиком, ябедником) и послал его «к чертям собачьим».

Ковеленко прогоняет Беликова. Художник В. Ладягин

Беликов был в ужасе. Он тут же начал собираться и сообщил, что будет вынужден доложить обо всем директору. В ответ на это Коваленко схватил Беликова за шиворот и спустил с лестницы. Бедняга приземлился благополучно, но именно в этот момент в подъезд зашла Варенька вместе с двумя дамами. Беликов готов был провалиться сквозь землю, боялся стать посмешищем.

Варенька увидела его растерянное лицо, помятую одежду. Она предположила, что он сам запнулся и шлепнулся с лестницы. Девушка не удержалась и рассмеялась. На этом и закончились их отношения.

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел.

Вернувшись домой, Беликов лег в постель и больше не вставал. Через три дня Буркин зашел к соседу. Тот лежал и молчал, отвечал иногда только «да» или «нет». Через месяц Беликов умер.

Беликов в постели. Художник Д. Дубинский

Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!

После похорон у всех в городе появилось давно забытое ощущение свободы. Но уже через неделю жизнь потекла по-прежнему.

И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

Иван Иваныч согласился с товарищем и хотел тоже поделиться одной историей. Но Буркин ответил, что уже пора спать. Они улеглись на сене.

— Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!
— Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал учитель. — Давайте спать.

Буркин заснул. А Иван Иваныч, покрутившись с боку на бок, сел у дверей и закурил трубочку.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».

Автор был ярым поклонником простоты и краткости. Эти качества присущи его собственным произведениям, их же он советовал придерживаться и другим авторам. 

А. П. Чехов

Чехов считается одним из первых русских писателей, который по-настоящему реабилитировал жанр рассказа, ввел его в разряд «серьезной литературы».

Часто задаваемые вопросы

Каковы особенности композиции рассказа «Человек в футляре»?

Важную роль в произведении играет прием «рассказ в рассказе». История о Беликове помещена в обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем привале.

В рассказе нет персонажа, которого можно назвать носителем авторского взгляда. Писатель говорит с читателем через всех героев, хотя широта их взгляда на проблему разная. Коллеги просто считают Беликова странным и боятся его, Коваленко выражает свое отношение более четко и решительно, Буркин уже емко называет Беликова «человеком в футляре», а Иван Иваныч мыслит еще шире и видит, что футлярность не ограничена только страхом и беспрекословным подчинением приказам начальства. Таким образом, получается, что в рассказе присутствует «эффект матрешки», когда проблема рассматривается все более и более масштабно в течение произведения.

Какой иносказательный смысл Чехов вкладывает в понятие «футляр» в рассказе? Почему Беликов назван «человеком в футляре»?

В рассказе «Человек в футляре» и других произведениях «Маленькой трилогии» автор использует слово «футляр» для описания того, чем прикрывается человек, чтобы отгородиться от реального мира. «Футлярные» герои Чехова стремятся к сонному покою, их ничего не будоражит, не побуждает в деятельности. Каждый из них замыкается на чем-то своем и забывает о настоящей жизни.

Беликов назван «человеком в футляре», потому что настолько боялся жизни, что и не жил вовсе. Все его существование состояло из тревог «как бы чего не вышло» и следования правилам. Эти правила, исходящие от начальства, и были его футляром. Этот футляр давал чувство ложной безопасности, но лишал его человечности.

Почему после смерти Беликова «не стало лучше»?

При жизни Беликова казалось, что именно он душит жизнь города. Но оказалось, что кроме странного учителя на свете достаточно людей в «футлярах». Хотя Беликов и усиливал страх перед жизнью у всех, с кем общался, все же и учителя гимназии, и другие жители города сами не были лишены замкнутости на себе и страха за будущее. Их похожесть на Беликова показана в этом фрагменте: «И как бы в честь его во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами» (то есть выглядели так, как всегда выходил из дома Беликов).

Что обличает и осуждает Чехов в своем рас­сказе? Какая проблема волнует писателя?

Писатель осуждает замкнутость на себе и своих проблемах, отсутствие целелей и желаний, страх перед жизнью, гордыню, чинопоклонство. Его беспокоит, что слишком много людей вокруг жертвуют свободой ради мелких целей вроде хорошей должности или скромного жалования.

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение