Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Судьба человека

1956

Краткое содержание и анализ рассказа

30 минут
Содержание

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» вышел в свет в 1956 году. За десять лет до этого писатель встретил на охоте бывшего фронтовика и разговорился с ним. Его история жизни и легла в основу сюжета. 

Шолохов передает роль рассказчика герою, чтобы искренне выразить весь драматизм его переживаний. 

Популярности рассказа в значительной степени способствовал одноименный фильм Сергея Бондарчука (1959). 

Эпизод из фильма «Судьба человека», 1959

Краткое содержание рассказа «Судьба человека»

Деление на главы — условное.

Встреча рассказчика с героями

Первая послевоенная весна на Верхнем Дону выдалась на редкость ранней и теплой. Растаял снег, разлилась река, дороги стали почти непроезжими. 

В эту пору бездорожья рассказчику пришлось ехать в станицу Букановскую. Несмотря на небольшое расстояние, около шестидесяти километров, бричка двигалась очень медленно, и только часов через шесть рассказчик с товарищами проехали полпути. Они добрались до переправы через речку Еланку.

Станица Букановская

Станица на северо-западе Волгоградской области. По пути туда рассказчик встретил Андрея Соколова. 

В 1924 году Шолохов женился на Марии Громославской, дочери бывшего атамана станицы. В то время она работала учительницей в местной школе. 

Дом, в котором часто останавливался Шолохов, приезжая в станицу

На той стороне их ждал в гараже старенький «Виллис», а переправиться через реку можно было только на маленькой утлой лодчонке. Рассказчик с шофером оставили товарища с вещами на берегу, а сами поплыли в лодке. 

Добравшись до другого берега шофер пригнал из гаража машину и вновь уплыл, обещав вернуться через два часа. Рассказчик присел на старый плетень и наслаждался тишиной и теплой погодой. Он выложил на солнце промокшие по дороге папиросы. 

Рассказчик

По пути в станицу Букановскую рассказчик встречает Андрея Соколова и выслушивает его историю. Прототипом рассказчика выступил сам автор. 

Рассказчик и Андрей Соколов. Художник С. А. Трофимов

Вскоре на дорогу вышли мужчина и мальчик лет пяти-шести. Поравнявшись с машиной, мужчина поздоровался с рассказчиком и велел мальчику тоже поздороваться с дядей. 

Мужчина, Андрей Соколов, принял рассказчика за шофера, а тому было неловко переубеждать его. Лодку нужно было ждать еще долго, и мужчина решил перекурить с братом-шофером. Заметив мокрые папиросы, он угостил рассказчика своим табаком. 

– Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?
– Часа через два.
– Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно.

Мужчина сел рядом, рассказчик взглянул на него, и ему стало не по себе. 

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Рассказчик с удивлением отметил, что мальчик был одет просто, но добротно. Все в его облике выдавало женскую заботу. В то время как у Андрея на одежде кое-где виднелись дырки, а заплатки были пришиты грубыми мужскими стежками. 

Жизнь до войны

В оригинале дальнейшее повествование ведется от лица Андрея Соколова с редкими комментариями рассказчика. 

Новый знакомый начал рассказ о своей жизни. Родился он в Воронежской губернии в 1900 году. В Гражданскую войну боролся на стороне Красной Армии. В 1922 году, во время сильного голода, поехал на Кубань работать на кулаков. Он выжил, но вся его семья, оставшаяся дома, погибла от голода. Андрей остался один. 

Он вернулся в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, затем ушел на завод слесарем. 

Молодые Андрей и Ирина. Художники В. В. и Л. Г. Петровы

Вскоре он женился на Ирине, которую искренне любил. По словам Андрея, она была «смирная, веселая, угодливая и умница». Девушка выросла в детском доме и не знала легкой жизни. Для Андрея она стала надежной подругой. 

Ирина умело поддерживала в доме мир и порядок, а Андрей трудился на заводе. Вскоре у них родился сын, а затем две дочки. Андрей, раньше любивший выпить после работы, отказался от этой привычки и все деньги нес в семью. 

Андрей Соколов

Главный герой рассказа, простой шофер. Храбрый, сильный духом, добросердечный, мягкий, но сдержанный в эмоциях. 

Во время войны пережил плен, потерял всю свою семью. Стал отцом для мальчика-сироты по имени Ванюшка. 

Андрей Соколов. Художник О. Верейский

В 1929 году он изучил автодело и сел за руль грузового автомобиля. Так он стал шофером и проработал десять лет до войны. Зарабатывал хорошо, семье на все хватало. Дети росли, учились хорошо. У старшего сына, Анатолия, проявился талант к математике, и Андрей очень им гордился. Со временем они с женой построили новый дом, купили коз. Жизнь текла мирно и спокойно, пока не началась война. 

Война и плен

Уже на третий день войны Андрей уехал на фронт. Вся семья пришла его провожать. Ирина плакала так, как никогда в жизни. Словно была уверена, что больше не увидит мужа. Расстроенный Андрей оттолкнул жену. «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» — воскликнул он.

«До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..» — сказал Андрей охрипшим голосом. 

На войне Андрей тоже был шофером. Часто получал письма от семьи, но сам писал редко, не хотел жаловаться. И с презрением отзывался о сослуживцах, которые плакались женам и матерям на тяжелую жизнь. 

За первый год он получил два легких ранения. А в мае 1942 года Соколов попал в плен. Он вез снаряды на поле боя, но не довез: по дороге машину подорвали, а Андрея отбросило в сторону и оглушило взрывной волной. 

«Подбитый грузовик». Художники Кукрыниксы

Очнувшись, он понял, что находится в окружении фашистов. Проходившие мимо немецкие автоматчики заметили его, но не убили, а забрали сапоги и повели в концлагерь. 

Идти после контузии было тяжело, но остановиться нельзя — сразу застрелят. Ночевать пленных привели в церковь с разбитым куполом, где они, полураздетые, должны были спать на холодном сыром полу. Ночью Андрея нашел военный врач — один из пленных. Он ходил от одного человека к другому и спрашивал, не нужна ли помощь. Андрею он вправил вывихнутую руку. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал», — вспоминал Соколов. 

Ночь была беспокойной. Застрелили нескольких пленных — одного верующего, просившегося выйти из церкви по нужде, а вместе с ним еще четырех человек, случайно попавших под пули. 

Потом Соколов услышал, как один из пленных угрожает другому, взводному, выдать его фашистам как коммуниста, что означало для того неизбежную смерть. Андрей решил не дать предателю выйти из церкви. Он сказал взводному держать «гада ползучего» за ноги, а сам задушил его. 

Андрея и других пленных разместили в Познанском лагере. Оттуда он пытался сбежать, но на четвертые сутки его поймали. Собаки нашли беглеца по следу, изорвали одежду и искусали. Месяц Соколова продержали в карцере, а затем отправили в Германию. 

Сбежавшего Соколова находят собаки. Художник С. А. Трофимов

За два года он объехал половину страны: работал на силикатном заводе, в шахте, на земляных работах. И везде приходилось терпеть страшный голод и побои. 

В начале сентября Андрея и еще ста сорока одного военнопленного перебросили на работы в каменный карьер. Больные, изголодавшиеся люди должны были вручную долбить, резать и крошить камень. Норма — четыре кубометра в день на душу. В следующие два месяца погибло больше половины приехавших пленных. 

Однажды вечером, вернувшись в барак, Андрей от злости и бессилия сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Кто-то из своих донес об этом коменданту, и тот вызвал заключенного к себе. Все знали, что это означает. 

Немецкие генералы. Художники Кукрыниксы

Комендант — или лагерфюрер — Мюллер был жестоким человеком, хорошо говорившим по-русски и любившим издеваться над заключенными. Он сидел в комендантской за столом вместе с остальным лагерным начальством. Стол ломился от еды, при виде которой Андрея замутило. Несмотря на это он решил держаться, как полагается солдату. 

Перед расстрелом Мюллер предложил заключенному выпить шнапса за победу немецкого оружия. Соколов отказался. Тогда комендант предложил выпить за свою погибель. «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — сказал Андрей и допил шнапс, но закуску не тронул и заявил коменданту, что после первой не закусывает. Тогда Мюллер налил ему вторую, Андрей выпил, но от закуски вновь отказался. Решил хотя бы напиться перед смертью. А немцев эта ситуация развеселила и они налили советскому солдату третий стакан. Он выпил и его, затем откусил маленький кусочек хлеба, а остальное положил на стол. 

Соколов среди немецких генералов. Художник С. А. Трофимов

Мюллер решил не убивать настоящего русского солдата. Тем более, комендант был в хорошем настроении оттого, что немецкие войска завладели Сталинградом. В честь этой радости он отпустил Соколова и дал ему с собой буханку хлеба и кусок сала. 

Кое-как Андрей дошел до барака, боясь не донести угощение. Там он упал на пол без сознания. Очнувшись, рассказал товарищам о том, что с ним случилось. А еду поделил на всех: каждому достался крошечный кусочек сала и хлеба со спичечный коробок. 

С карьера заключенных перебросили на осушку болот, затем — в шахты. В 1944 году Соколова взяли работать шофером для одного немца-майора. Из Германии немца и заодно Андрея послали в прифронтовую полосу. И тогда Андрей твердо решил бежать и захватить с собой майора в качестве пленного. 

Побег

Для побега он подготовил и спрятал под сидение двухкилограммовую гирьку, обмотанную тряпьем, кусок телефонного провода и украденную форму немецкого унтера. 

Двадцать девятого июня майор приказал везти его за город, где он руководил постройкой укреплений. По дороге немец заснул, Андрей оглушил его гирькой и привязал проводом. Затем надел немецкую форму, сел за руль и погнал туда, где шел бой. 

Немцы не сразу поняли в чем дело и слишком поздно начали стрелять по машине майора. А Андрей уже заехал на русскую территорию. 

Андрей объясняет, что он «свой». Художники Кукрыниксы

Солдаты узнали в нем своего, накормили, сводили в баню, допросили и обещали приставить к награде за привезенного «языка». Воевать дальше здоровье Андрею пока не позволяло, и полковник отправил его в госпиталь, а затем в отпуск на месяц. 

Страшные новости

Из госпиталя Андрей сразу написал Ирине письмо, но ответ из дома все не приходил. Две недели Соколов отсыпался и хорошо питался. Силы к нему вернулись, но на душе была тоска, ждал ответа от жены. На третьей неделе письмо пришло, но не от Ирины, а от соседа. Он сообщил, что еще в июне 1942 года немцы бомбили авиазавод. А дом Андрея стоял как раз рядом. В него попала бомба, оставив после себя лишь глубокую яму. Ирина с дочками в это время были дома. Сын Анатолий ездил в город, а когда вернулся, взглянул на яму и уехал. Сказал соседу, что пойдет на фронт добровольцем. 

Семья, дом, все, что строилось годами, рухнуло для Андрея в один миг. 

Думаю: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе… Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!».

На время Андрей замолчал. Рассказчик снова взглянул на окружающий их весенний пейзаж и заметил, что все вокруг такое же, каким было час назад, но кажется уже иным. Он сам прервал молчание Андрея и спросил, что было дальше. 

Выписавшись из госпиталя, Андрей поехал домой. Впереди его ждал месяц отпуска. Но мужчина только взглянул на воронку, оставшуюся на месте, где когда-то жил с семьей, и уехал обратно в дивизию. 

Андрей смотрит на место, где стоял его дом. Художник А. Е. Глуховцев

Конец войны и новые потери

Месяца через три Андрей снова получил письмо. На этот раз от сына. Парень писал, что закончил артиллерийское училище с отличием, ушел на фронт и уже получил звание капитана, командует батареей, имеет шесть орденов и медали. 

Андрей был очень горд. Мечтал, как кончится война, сын женится, а он будет жить при молодых, плотничать и нянчить внучат. «Но и тут получилась у меня полная осечка», — сказал Соколов. 

Уже к концу войны, возле Берлина, он получил письмо от сына и понял, что они подходят к столице разными путями, но будут где-то рядом. Андрей не мог дождаться встречи с сыном. А девятого мая, в День Победы, ему сообщают, что Анатолий был убит немецким снайпером. 

Владимир Стрельников в роли Анатолия в фильме «Судьба человека», 1959

Приехал он на встречу с сыном, но нашел его в гробу. Едва узнал Андрей своего мальчика, так он вырос за эти годы. Поцеловал его и отошел в сторону. Плакать он не мог.

… а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..

Жизнь после войны и встреча с Ванюшкой

Андрей похоронил сына и последнюю надежду на счастье. Что-то оборвалось в нем в этот момент. Не мог он вернуться обратно в Воронеж и поехал в Урюпинск к приятелю, который когда-то приглашал его погостить. 

Приятель с женой были бездетными, жили в своем доме, он работал в автороте. Туда же устроился и Андрей. К тому времени он пристрастился к алкоголю. Каждый раз после рейса заходил в чайную, где можно было перекусить и выпить. 

И вот один раз Андрей увидел возле чайной мальчика. Того самого, который сейчас играл неподалеку, у реки. На второй день мальчик снова был у чайной, и на третий. Грязный, нечесанный, кормился чем кто даст. Возвращаясь очередной раз с рейса, Андрей почувствовал, что уже скучает по нему и хочет поскорее снова встретить. 

Памятник героям рассказа в Урюпинске напротив старой «Чайной»

На четвертый день Андрей позвал мальчика прокатиться на машине до элеватора. Назвал его Ванюшкой. Мальчик удивился, откуда дядя знает, как его зовут. Андрей ответил, что он человек бывалый и все знает. 

В машине мальчик притих. Андрей расспросил его о семье. Тот коротко ответил, что отец погиб на фронте, маму бомбой в поезде убило, родных нет никого, и ночует он, где придется. 

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.

Андрей сказал Ване, что он — его отец. Мальчик сразу поверил ему и тут же кинулся на шею. 

Ванюшка

Мальчик пяти-шести лет. Сирота, потерявший родителей на войне. Приемный сын Андрея Соколова, которого считает своим родным отцом. 

Ванюшка. Художник О. Г. Верейский

Андрей привез его в дом приятеля. Они с женой быстро сообразили, что произошло. Хозяйка вымыла, накормила мальчика, нашила ему одежды. 

И так стали Андрей и Ванюшка жить вместе. Ночью спали рядом, днем Андрей брал его с собой на рейсы. Потом стал оставлять дома, но мальчик все равно весь день плакал и ждал его. 

По пути к новой жизни

Может, они еще годик прожили бы в Урюпинске, но осенью во время рейса машину Андрея занесло на скользкой грязи, и он случайно сбил корову. С коровой ничего не случилось, но Андрея все равно лишили водительской книжки. Зиму он работал плотником, а потом списался с бывшим сослуживцем. Тот пригласил его к себе в Кашарский район, где через полгода он сможет снова получить книжку. Туда они с Ванюшкой и направлялись, встретив по пути рассказчика. 

Соколов признался, что даже без этой аварии они бы долго не прожили в Урюпинске. Тоска не давала ему подолгу засиживаться на месте. Может, когда Ване пора будет в школу, они и осядут где-нибудь. 

Андрей Соколов и Ванюшка. Художник С. А. Трофимов

Андрею не всегда было просто заботиться о мальчике, но как-то они справлялись. Пугало мужчину только, что сердце у него стало болеть. «Поршня надо менять», — как  он выразился. Не хотелось ему умирать и оставлять своего сынишку. Да еще и во сне каждую ночь он видел Ирину с детишками. 

И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…

Рассказчик с Андреем услышали голоса и плеск весел по воде. Значит, пора прощаться. Теперь они были чужими людьми, ставшими друг для друга близкими. 

Мужчина с мальчиком пошли к лодке. Рассказчик смотрел им вслед и видел двух осиротевших людей, «две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Ему хотелось верить, что вместе эти двое справятся и поддержат друг друга. 

Вдруг Ванюшка обернулся на рассказчика и помахал розовой ручонкой. 

И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Михаил Александрович Шолохов

Советский писатель, талантливо изображавший быт и культуру донского казачества. В своих произведениях он затрагивает важнейшие события ХХ века: Гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну.

М. А. Шолохов

Шолохов награжден Нобелевской премией в области литературы. По его произведениям советские и российские режиссеры снимали фильмы, ставили спектакли и создавали оперы.

Задание

Как вы объясните обобщенный характер названия рассказа?

Показать ответ

Скрыть ответ

Через историю жизни своего героя Шолохов показывает жизнь целого поколения. Война была безжалостна ко всем людям, которым довелось ее пережить. Многие рисковали жизнью, потеряли свои дома и семьи.

Из-за этих потерь многие после войны не могли вернуться к прежней жизни. И на примере Андрея Соколова мы видим силу духа русского человека, который, несмотря на душевную боль, продолжал жить, работать, помогать ближнему. Видим человека, чья душа не очерствела, так как он остался способен полюбить чужого ребенка, как родного сына. Судьба Андрея Соколова построена из отголосков судеб всего русского народа послевоенных лет.

Часто задаваемые вопросы

Зачем писатель ввел в произведение образ рассказчика?

Вместе с рассказчиком читатель знакомится с главным героем — Андреем Соколовым. Рассказчик передает особенности его внешности и поведения, а также является слушателем, что позволяет Андрею говорить от первого лица. Такой тип повествования делает рассказ более исренним и настоящим, обнажающим всю душевную драму героя.

Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же он не рождает чувство безысходности?

Рассказ не рождает ощущения безысходности, во-первых, потому что страшные испытания, выпавшие на долю героя, уже позади. Война закончилась победой и пришло мирное время. 
Во-вторых, в Андрее мы видим человека, который, несмотря на все испытания, не утратил человечности. Он и Ваня нашли друг друга, и вместе они не одиноки. Через своих героев автор говорит о том, что у всего народа, пережившего войну и потери, есть надежда на счастливое будущее. 

Как в самой манере рассказа проявляется характер рассказчика?

Рассказчик понимает Андрея, так как и сам воевал. Он сочувствует ему, не перебивает, предлагает не вспоминать тяжелые моменты, осторожно предлагает продолжить во время затянувшегося молчания. Все это характеризует рассказчика как хорошего слушателя, чуткого, внимательного, эмпатичного человека. 

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение