Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТЕСТЫ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Классы
Темы
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы

Отцы и дети. Главы 1–9

1862

Краткое содержание и анализ 1–9 глав романа

20 минут
Содержание

Роман «Отцы и дети» стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодежью как пример для подражания. 

Произведение отражает мировоззренческий конфликт поколений, а также разделение в российском обществе. «Отцы» защищают свои устои и моральные ценности, «дети» бескомпромиссно отрицают все устаревшее и готовятся строить новый мир.

Роман «Отцы и дети», издание 1913 года

Главы 1–4

История начинается 20 мая 1959 года. 

Николай Петрович Кирсанов, хозяин имения Марьино, ждал прибытия своего сына на постоялом дворе. 

Родился Кирсанов на юге России в семье боевого генерала. Он, как и его старший брат Павел, до четырнадцатилетнего возраста воспитывался дома. После подобно брату должен был поступить на военную службу, но сломал ногу в тот же день, как получил известие об определении. После этого он на всю жизнь так и остался «хроменьким».

Как только Николаю минул восемнадцатый год, отец устроил его в университет. Во время учебы он жил вместе с братом, который вышел офицером в гвардейский полк, под надзором двоюродного дяди Ильи Колязина. В 1835 году Николай закончил университет. В то же время отец с матерью переехали в Петербург, но вскоре оба умерли. 

Как только закончился траур, Николай женился на Марии — дочке бывшего хозяина его квартиры. Вскоре они переехали в деревню, где у них родился сын Аркадий. Супруги жили очень счастливо и почти никогда не расставались, вместе растили сына. Так хорошо и тихо прошли десять лет. В 1847 году Мария умерла, а Николай Петрович едва вынес этот удар. Со временем его печаль утихла, и он решил заняться хозяйственными преобразованиями. Свое поместье он понемногу переделывал в «ферму». В 1855 Аркадий поступил в университет, и Николай Петрович три зимы прожил в Петербурге вместе с ним. На четвертую зиму он приехать не смог, и теперь с нетерпением ждал возвращения сына, который получил звание кандидата.

Николай Петрович Кирсанов

Владелец поместья Марьино, отец Аркадия Кирсанова. Добрый, мягкий, тонко чувствующий человек. Очень любит сына и всячески старается сблизиться с ним. В отличие от своего брата Павла, готов признать себя «отставным человеком», который не вписывается в современное общество. 

Любит дочку своей бывшей экономки Фенечку, с которой имеет внебрачного сына Митю. 

Николай Петрович Кирсанов. Художник К. И. Рудаков, 1947 год

Наконец, к постоялому двору подъехал тарантас. Кирсанов бросился к сыну с объятиями и поцелуями. Аркадий был чуть более сдержан, но тоже весело и ласково приветствовал отца. А затем представил ему своего друга — Евгения Васильевича Базарова. Лицо Базарова было длинное и худое, «с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Домой Николай Петрович и Аркадий поехали в коляске, а Базаров за ними в тарантасе. Отец и сын с удовольствием беседовали. Кирсанов-старший предвкушал их совместное времяпрепровождение. А Аркадий попросил отца быть ласковым с Базаровым. Николай Петрович расспросил сына о друге. Тот рассказал, что Базаров занимается естественными науками и собирается быть доктором. 

Потом разговор перешел на тему хозяйства. Дела в поместье шли не очень хорошо. Крестьяне не платили оброк, а наемные работники ленились и многое делали спустя рукава. 

Николай Петрович (Анатолий Васильев) и Аркадий (Александр Ратников) на пути в Марьино. Кадр из сериала «Отцы и дети», 2008 год

Аркадий восхищался местной природой. По его словам, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях. Сказав это, он тут же смутился и бросил взгляд назад, туда, где ехал в тарантасе Базаров. 

Отец и сын еще немного обсудили перемены в Марьине. Затем, сильно смутившись, Николай Петрович признался, что завел отношения с дочерью бывшей экономки, Фенечкой, и выделил ей комнатку в доме. Он боялся, что Аркадий осудит его, но тот заявил, что извиняться здесь совершенно незачем. При этом молодой человек наслаждался осознанием собственной развитости и свободы и ощущал какое-то тайное превосходство над отцом. 

Аркадий посмотрел на родные места вдоль дороги. Ему стало весело и хорошо. Вместе с отцом они предвкушали грядущее лето в Марьине. Вдруг их разговор прервал Базаров, попросивший спичку. 

Атмосфера душевного единения между отцом и сыном растаяла. Аркадий закурил и до Марьина они ехали молча. 

Дома Аркадия и Базарова встретил Павел Петрович Кирсанов. 

На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович был рад видеть племянника, а вот его друг ему сразу пришелся не по душе. Базаров тоже посчитал Павла Петровича чудаковатым, о чем и сообщил Аркадию после ужина. «Щегольство какое в деревне, подумаешь!» — сказал он. В защиту дяди, Аркадий ответил, что в свое время он был львом: красавцем и любимцем женщин. Базаров все же считал манеры Павла Петровича смешными. Зато Николая Петровича он назвал добряком и славным малым, хотя и слишком романтичным. В своих оценках Базаров не сомневался и не стеснялся высказывать свое мнение прямо. 

Аркадий сладко заснул в родных стенах. В то время как Николай Петрович еще долго не спал от волнения, да и Павел Петрович сидел у камина, погрузившись в свои размышления. В маленькой задней комнатке также не спала Фенечка, а в соседней комнате тихо сопел их с Николаем Петровичем сын. 

Общие черты Тургенева и Николая Петровича Кирсанова

И. С. Тургенев, литография П. Бореля, 1859 год

Сам Тургенев еще за два года до отмены крепостного права перевел крестьян с барщины на оброк, размежевался с ними, завел ферму, ввел наемный труд. Однако мужики не хотели ничего менять, бойкотировали любую господскую инициативу. Роман пишется весной и летом 1860 года в Спасском, когда отношения Тургенева с крестьянами приобретают особенную напряженность. 

Все трудности перехода к новым формам хозяйства Тургенев отразил в описании «безотрадных, бестолковых хлопот» Николая Петровича. Крепостные не платят оброка, наемными работниками хозяин Марьина недоволен: «Настоящего старанья все еще нету. Сбрую портят», «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как несмазанное колесо».

Главы 5–6

На следующее утро Базаров проснулся раньше всех и отправился осматривать окрестности. Он обошел все, что было вокруг дома: сад, пруд, хозяйственные постройки. Базаров отметил про себя, что «местечко-то неказисто».

Затем он в компании двух дворовых мальчишек отправился на небольшое болотце за лягушками. Базаров «владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших».

В это время отец и сын Кирсановы вместе вышли завтракать на терассу. Обычно чай разливала Фенечка, но в этот раз она сказалась больной и не вышла. Аркадий решил сам пойти к ней. Он понял, что Фенечка стыдится его, и захотел проявить великодушие. 

Аркадий Кирсанов

Молодой дворянин, сын Николая Петровича. Аркадий дружен с Базаровым, считает его своим наставником, хотя по факту гораздо дальше от нигилистических взглядов, чем его товарищ. Влюбляется в Анну Одинцову, ревнует ее к Базарову. Позже сближается с сестрой Одинцовой — Катей. 

Аркадий и Базаров. Художник И. Архипов

Вернувшись на терассу, Аркадий, расчувствовавшись, обнял отца. Он познакомился со своим младшим братом и был этому очень рад. 

Пришел Павел Петрович, как всегда одетый с иголочки. Зашел разговор о Базарове, который все еще не вернулся с утренней прогулки. Аркадий рассказал, что семья Базарова живет в той же губернии. Его отец был полковым доктором. Павел Петрович вспомнил, что лекарь Базаров служил под началом их отца, и захотел узнать о новом друге племянника подробнее. 

— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он нигилист.

Николай Петрович сделал вывод, что нигилист — это человек, который ничего не признает. Павел Петрович считал, что такой человек ничего не уважает. Аркадий пояснил свою точку зрения. 

— <…> Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Павел Петрович возразил, что без принципов жить нельзя. Он снисходительно пошутил над молодыми людьми и их новыми модными взглядами.

Николай Петрович позвал служанку Дуняшу, но вместо нее вышла Фенечка с чашкой какао для Павла Петровича. 

Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.

Она была сильно смущена, и всем остальным, кроме Аркадия, тоже стало неловко. Фенечка поставила какао и ушла. В это время домой вернулся Базаров и принес с прогулки несколько лягушек. Он оставил добычу в своей комнате и присоединился к семейству Кирсановых. 

Между ним и Павлом Петровичем завязался спор о науке. Оба не могли, да и не хотели прийти к согласию. Павла Петровича раздражало, что этот молодой человек невысокого положения позволяет в разговоре с ним такую развязность. Базаров в свою очередь считал Павла Петровича самолюбивым аристократом. Ни тот, ни другой не высказывали свое мнение друг о друге вслух, но не скрывали взаимной неприязни.

Спор Базарова с Павлом Петровичем. Художник Д. Боровский

Оставшись наедине с Базаровым, Аркадий продолжал настаивать, что его дядя — хороший человек, и Базаров просто не знает его. Поэтому Аркадий решил рассказать другу историю жизни Павла Петровича.

 

Глава 7

Павел Петрович сперва воспитывался дома, а затем в пажеском корпусе. Он всегда и всюду был всеобщим любимцем. Красавец, самоуверенный, немного насмешливый, он сводил женщин с ума и вызывал зависть мужчин. 

Он жил в одной квартире с братом, но, в отличие от него, ни одного вечера не проводил дома. Читал он мало, зато славился смелостью и ловкостью. Его ожидала блестящая карьера. 

Все изменилось, когда на одном балу Павел  Петрович станцевал мазурку с некоей княгиней Р. и страстно в нее влюбился. Эта женщина изредка появлялась в свете, имела странную репутацию. Днем она была легкомысленна и кокетлива, а по ночам плакала и молилась. Она не была красавицей, но одевалась изысканно, и глаза ее смотрели завораживающим загадочным взглядом.

Как всегда, Павел Петрович быстро добился расположения женщины. Обычно победа охлаждала его чувства, но в этот раз он только крепче привязался к княгине.  В ней все еще оставалось что-то заветное и недоступное, куда он не мог проникнуть. 

Княгиня Р. Художник И. Архипов

На сердце у него было тяжело даже тогда, когда она его любила, но когда она к нему охладела, он чуть не сошел с ума. Он не давал ей покоя, терзался и ревновал. Ей это надоело, и она уехала заграницу. Павел Петрович подал в отставку и отправился за ней. Четыре года он скитался по чужим краям, гоняясь за возлюбленной. Ненадолго между ними снова завязались отношения, но ее чувства вскоре вновь угасли, и она уехала, а Кирсанов вернулся в Россию. Он попытался вновь вести прежнюю жизнь, и внешне у него это даже получалось, но внутри он уже не ждал ничего. Так бесцветно он провел десять лет. 

Однажды Павел Петрович узнал, что княгиня Р. скончалась в Париже в состоянии близком к помешательству. В это же время Николай Петрович переживал смерть жены. Последние десять лет братья почти не общались, но в то время потери и горе сблизили их. 

Некоторое время спустя Павел Петрович переехал к брату в деревню и больше не покидал ее. Друзей у него не было, он ни с кем не сближался. В деревне его считали гордецом, но при этом уважали. 

Павел Петрович Кирсанов

Старший брат Николая Петровича. Настоящий аристократ, даже живя в деревне следит за своим туалетом и манерами. Главный оппонент Базарова. Считает, что жить без принципов невозможно, а все отрицать — это глупость и шарлатанство.

Много лет назад он был образцовым офицером и звездой светского общества, но влюбленность в княгиню Р. разрушила его жизнь и оставила лишь тоску и горестные воспоминания. 

Павел Петрович Кирсанов. Художник П. М. Боклевский

Рассказав дядину историю, Аркадий добавил, что тот не раз выручал брата из беды деньгами и вообще всегда готов помочь. 

Базаров же считал, что если мужчина раскис после любовной неудачи, то он и не мужчина вовсе. И что все чувства — это «романтизм, чепуха, гниль, художество».

Главы 8–9

Пока Николай Петрович занимался хозяйственными вопросами, Павел Петрович, побыв немного с братом в кабинете, отправился в комнату к Фенечке. 

Увидев Павла Петровича, Фенечка смутилась, вскочила со стула и быстро передала ребенка на руки служанке.

Фенечка

Молодая девушка из простой семьи, дочь бывшей экономки в Марьино. Миловидная, женственная, скромная.

Сожительствует с Николаем Петровичем Кирсановым, искренне любит его. У них есть общий сын — Митя. 

Фенечка и Митя. Художник К. И. Рудаков

Кирсанов сделал вид, что зашел попросить купить для него зеленого чая. Затем попросил показать ему племянника Митю и ласково пообщался с малышом. 

В комнату вошел Николай Петрович, который наконец разобрался с делами. Павел Петрович быстро ушел. Фенечка осторожно поинтересовалась, не стоит ли ей перейти жить во флигель, чтобы никого не смущать, но Николай Петрович уверил ее, что все в порядке. 

Их знакомство с Фенечкой произошло три года назад. Однажды Николаю Петровичу довелось ночевать на постоялом дворе, хозяйкой которого была мать Фенечки. Мужчина был приятно удивлен чистотой в комнате. Он разговорился с хозяйкой и предложил ей стать экономкой в его доме. Женщину звали Арина Савишна. Вскоре она с дочерью Фенечкой переехала в Марьино. 

Фенечка (Светлана Рябова) и Митя. Кадр из мини-сериала «Отцы и дети», 1983 год

Больше года Николай Петрович видел Фенечку лишь изредка, обычно в церкви по воскресеньям. Однажды ей попала в глаз искра из печки, и Арина попросила Николая Петровича помочь. Тот осмотрел девушку и дал несколько советов по лечению. Глаз вскоре выздоровел, но с тех пор Фенечка никак не шла у Николая Петровича из головы. Он вспоминал ее лицо и мягкость волос, старался чаще заговаривать с ней. Фенечка поначалу очень стеснялась, но потом начала привыкать. В это время ее мать умерла от холеры. Фенечка была молода и одинока, Николай Петрович был к ней добр. Так и начались их отношения. 

Из комнаты Фенечки Павел Петрович отправился в свой кабинет. Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, с отчаянием глядя в потолок. 

В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Приятели гуляли по саду, а Фенечка с Дуняшей и Митей сидели в беседке. 

Базаров спросил Аркадия о Фенечке, назвав ее хорошенькой. Аркадий коротко объяснил ему ситуацию. Выслушав друга, Базаров решил, что нужно познакомиться с девушкой, и тут же пошел в беседку. Он поздоровался и заметил, что у малыша, кажется, режутся зубки. Он взял его на руки. Фенечка с удивлением отметила, что обычно Митя боится чужих, а тут сидит очень спокойно.

Евгений Базаров

Главный герой романа. Сын полкового лекаря, студент-медик, друг Аркадия Кирсанова. Умный, прямолинейный, насмешливый. Нигилист по своим убеждениям. Базаров отрицает все, что не считает полезным, не восхищается природой и искусством, любовь считает лишь следствием физиологических реакций. Неожиданная для него самого влюбленность в Анну Одинцову становится для него серьезной проверкой жизнеспособности его убеждений. 

Евгений Базаров. Художник К. И. Рудаков

Аркадий и Базаров ушли из беседки. Кирсанов-младший считал, что отцу следовало бы жениться на Фенечке, так было бы правильно. Базаров же считал, что не нужно придавать значения браку. 

Вдруг до друзей донеслись звуки виолончели. Аркадий спокойно пояснил, что это отец играет. А Базаров высказался, что в сорок четыре года просто смешно для человека играть на виолончели. Это, как и многие другие вещи, Базаров считал глупостью и романтизмом. Аркадий, хотя и почти преклонялся перед Базаровым, на этот раз не посмеялся вместе с ним.

Часто задаваемые вопросы

С какой целью автор вводит точную датировку событий в романе?

События в романе происходили всего за два года до отмены крепостного права. Тургеневу было важно показать именно эту эпоху — время политических реформ и разделения российского общества на различные лагери, в зависимости от взглядов на будущее страны. Именно в это время более ярко раскрывается описанное Тургеневым явление нигилизма. К тому же точная дата помогает понять, в какое время проходила молодость «отцов» и что сформировало их именно такими, какие они есть.

Какую роль играет в романе рассказ Аркадия о «загадочной любви» Павла Петровича к княгине Р.?

На первый взгляд глава с рассказом о любви Павла Петровича помещена в роман для того, чтобы удовлетворить любопытство читателя и объяснить меланхолию старого аристократа. Но если присмотреться, мы видим, насколько этот эпизод символичен. Он дает читателю возможность сравнить путь двух персонажей, являющихся в романе идейными противниками. При всех различиях Базарова и Павла Петровича, в них можно заметить и общие черты. 

Благодаря рассказу Аркадия, мы видим сходство двух историй любви. Оба, и Базаров, и Павел Петрович, ценили женскую красоту, при этом не были романтиками. И тот, и другой влюбились в ярких женщин, не способных ответить им взаимностью. Любовь для обоих стала неожиданностью и в итоге и для Базарова, и для Павла Петровича стала разрушительной. Глава с рассказом Аркадия становится для читателей своеобразным предсказанием того, как будет развиваться основная любовная линия романа. 

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение