Гроза
1859
Краткое содержание и анализ пьесы
Жанр пьесы «Гроза» сам автор определил как драму. Действие происходит в вымышленном городе Калинове, который является собирательным образом многих приволжских городов.
Главная героиня пьесы — Катерина — оказывается в среде совсем не подходящей ей по характеру. Через контраст между главной героиней и другими жителями города показывается конфликт старого и нового миров, разрушение прежних устоев.
Действующие лица
Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Катерина, жена его.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.
Шапкин, мещанин.Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Действие первое
Кулигин, Кудряш и Шапкин встречаются на прогулке. Кулигин восхищается красотой Волги и природы вокруг. Кудряш его не понимает, ему все равно.
Все трое обращают внимание на купца Дикого, который на виду у всех ругает племянника. Они обсуждают его и говорят, что Савел Прокофьич «ни за что человека оборвет».
Купчиха Кабаниха тоже хороша, но та ругается хотя бы под видом благочестия, а Дикой «как с цепи сорвался».
Кудряш считает, что если бы в городе было побольше парней вроде него, которые не боятся ответить разбушевавшимся богачам, они давно поставили бы грубиянов на место. Сам Кудряш работал на Дикого и, по его словам, умел с ним разговаривать.
Ваня Кудряш
Конторщик купца Дикого и возлюбленный Варвары Кабановой. Парень с характером, за словом в карман не лезет. По его словам, «лих на девок».
Высказав все, что хотел, Дикой уходит, а Борис подходит к Кулигину, Кудряшу и Шапкину.
Кулигин удивляется, как Борис терпит своего дядю и недоумевает, зачем он живет в его доме. Борис объясняет, что делает это не по своей воле. Дело в том, что когда-то его отец против воли своей матери женился на благородной девушке и уехал с ней жить в Москву. Там у них родились Борис и его сестра. Родители их очень любили и хорошо воспитывали. Но потом оба умерли от холеры, а дети остались без денег. Вскоре умерла и бабушка, которая завещала часть наследства внукам, несмотря на ссору с сыном. Но получить наследство они могли лишь при одном условии: если будут почтительны к дяде.
Выслушав историю, Кулигин говорит Борису, что его дело плохо, и Дикой не даст ему ни копейки. Кудряш с ним соглашается. И сам Борис не спорит, он все понимает. Но все же остается жить у дяди, чтобы тот не трогал его сестру, которая живет у родственников матери.
Борис
Племянник купца Дикого. Хорошо образован, одевается «не по-русски». Надеется получить от дяди наследство, но для этого должен быть к нему почтителен. Искренне любит Катерину, но из-за своей трусливости и бесхарактерности не может ее спасти.
Мужчины еще немного обсуждают Дикого. Разозлить его было так просто, что большинство людей делали это, сами того не желая и не ожидая. Больше всего сердился он, когда кто-то требовал с него оплаты за свою работу. Дикой платил всем, сколько вздумается, или совсем не платил. Стоило кому-то не согласиться, купец распалялся так, что не мог успокоиться весь день. Тогда доставалось всем: и его работникам, и семье, и случайным прохожим.
Кудряш и Шапкин уходят. Борис делится с Кулигиным, что он никак не может привыкнуть к этому городу. Кулигин говорит, что нравы в городе жестокие. Люди бедны, а тот, кто богат, пытается еще больше нажиться на бедняках. Сами богачи тоже враждуют между собой: подрывают торговлю друг друга из зависти.
Кулигин
Мещанин, часовщик-самоучка. Мечтает изобрести вечный двигатель. В душе поэт, умеет видеть красоту окружающего мира. Интересуется наукой, считает жителей Калинова слишком суеверными. Стремится приносить пользу обществу.
В это время мимо проходит странница Феклуша. Она рассказывает своей собеседнице, какой Калинов прекрасный город и как благочестивы его жители. Особенно Кабановы.
Борис спрашивает у Кулигина о Кабановых, и тот рассказывает, что купчиха совсем заела своих домашних. Потом он делится с Борисом своей мечтой — изобрести вечный двигатель. Деньги, полученные за изобретение, он направил бы на поддержку города.
Кулигин уходит. Борис в одиночестве вспоминает девушку, в которую влюблен. Она замужем, и у него не выйдет даже поговорить с ней.
В это время появляется та самая девушка — Катерина — с мужем Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью. Борис видит их и спешит спрятаться, чтобы просто посмотреть на нее из-за угла и уйти домой.
Катерина Кабанова
Главная героиня пьесы. Молодая жена Тихона Кабанова. Нежная, мечтательная, искренняя. До замужества жила в любви и не знала печали. В новой семье столкнулась с ненавистью свекрови и бесхарактерностью мужа. Пыталась найти счастье с другим мужчиной, но эта связь привела девушку к трагическому финалу.
Кабанова в это время строго выговаривает сыну за то, что он, по ее мнению, выказывает матери мало почтения. Причину она видит в своей молодой невестке, которую Тихон любит теперь больше нее.
И Тихон, и Катерина всячески убеждают ее в своей любви и уважении, но купчихе все равно. Она решительно настроена поучать детей.
Наконец Кабанова уходит. Тихон обвиняет Катерину в том, что ему постоянно достается из-за нее. Варвара защищает девушку.
Что вдохновляло Островского?
Вплоть до начала ХХ века считалось, что за основу сюжета Островский взял нашумевшее дело Клыковых. В конце 1959 года молодая костромская купчиха Александра Клыкова покончила с собой, прыгнув в Волгу. Костромичи показывали гостям города беседку в конце небольшого бульвара — якобы место самоубийства Катерины, и дом, где она жила.
Позже исследователи установили, что Островский начал работу над пьесой летом 1859. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1959 года. А значит, события в Костроме и сюжет пьесы не могли быть связаны.
Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция Островского по Верхней Волге по заданию Морского министерства. Это путешествие и встречи с коренными жителями дали ему обильную пищу для размышлений и, скорее всего, вдохновили его на это произведение.
А удивительное совпадение событий в Костроме и сюжета пьесы лишь подчеркивает, насколько глубоко драматург прочувствовал нарастающий в купеческой жизни конфликт.
Когда Тихон уходит выпить к Дикому, девушки остаются одни и разговаривают по душам. Варвара жалеет Катерину и не видит ни в чем ее вины. Катерина признается, что ей жаль, что люди не летают.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Катерина рассказывает, что в новой семье она совсем завяла. А в девичестве была очень резвой. Жила она в любви и заботе, «точно птичка на воле». Много гуляла, вышивала, слушала рассказы и песни странниц, очень любила ходить в церковь. Раньше она видела прекрасные сны, но после замужества, в неволе, все изменилось.
Катерина. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина (помолчав). Я умру скоро.
Варвара видит, что с Катериной что-то происходит. Она расспрашивает ее, и Катерина нерешительно признается, что влюблена, но не в мужа.
Катерина — чувствительная и верующая девушка. Она считает свою страсть большим грехом и не находит себе места от переживаний. Варвара не видит в ее чувствах ничего предосудительного. Она думает, что, когда Тихон уедет, Катерина могла бы видеться с возлюбленным. Та приходит в ужас от подобной мысли. Но Варвара считает, что раз уж так сложилось, нет смысла мучить себя.
Варвара Кабанова
Сестра Тихона. Тайно встречается с Ваней Кудряшом. Умная и хитрая девушка. Приспособилась к жизни под гнетом матери, научилась врать. Не понимает метаний Катерины, считает, что можно делать, что хочешь, «лишь бы все было шито да крыто».
Катерину пугает проходящая мимо полусумасшедшая старуха-барыня, которая пророчит девушкам адские мучения за их красоту. Катерина принимает ее слова всерьез.
Начинается гроза. Катерина вне себя от страха. Она боится, что гроза убьет ее и смерть застанет ее прямо сейчас, со всеми греховными мыслями. Возвращается Тихон, и втроем они спешат домой.
Действие второе
Служанка Кабановых Глаша собирает в комнате вещи. Входит Феклуша. Глаша сообщает, что хозяин скоро уедет. Феклуша развлекает девушку историями о дальних странах. Сама Феклуша там не была, но много слышала о местах, где правят султаны и люди все там живут неправедно. А есть, по ее словам, и страна, где за неверность люди ходят с песьими головами.
Глаша верит всему, что говорит Феклуша, и радуется, что есть добрые люди, которые расскажут, что на свете происходит.
Входят Катерина и Варвара. Варвара посылает Глашу с поручением. Она говорит Катерине, что та вышла замуж слишком рано, и сердце «не уходилось еще». Катерина считает, что она такой уж горячей родилась, и сердце ее никогда не «уходилось» бы. Над всеми парнями, что смотрели на нее, она в девичестве только смеялась.
Варвара говорит, что знает, кого действительно любит Катерина, это видно по ее лицу — Бориса Григорьевича. Девушка считает, что молодым людям стоит втайне видеться, но Катерина старается не допускать об этом даже мысли.
Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.
Катерина говорит, что если устанет терпеть, то уйдет из дома или бросится в Волгу. Но если не захочет здесь жить — не станет.
Варвара предлагает Катерине, пока Тихон уехал, вместе спать в беседке в саду. Ей это нужно, а одну ее туда маменька не пустит.
В это время Кабанова дает сыну наставления о том, как он должен вести себя в отъезде. Тихон же только и мечтает вырваться и погулять немного на воле. Купчиха заставляет сына дать наставления жене, чтобы она слушалась свекровь, не бездельничала и не заглядывалась на молодых людей. Тихон неохотно повторяет все это за матерью.
Тихон Кабанов
Бесхарактерный, «маменькин сынок». Ощущает себя в доме матери, как в тюрьме, и глубоко несчастен. Любит свою жену Катерину, но не заступается за нее перед Кабанихой, а иногда и обижает жену по ее приказу.
Затем Кабанова с Варей оставляют супругов одних. Катерина тут же просит Тихона взять ее с собой, но тот уже мечтает поскорее вырваться из дома и ему не нужно, чтобы жена навязывалась с ним. Катерина чувствует, что что-то плохое обязательно произойдет, когда Тихон уедет, но муж не относится к ее словам слишком серьезно.
Тихон уезжает. Кабанова недовольна тем, как Катерина прощается с мужем. По ее мнению, она должна кланяться ему в ноги, а потом долго выть на крыльце.
Катерина решает про себя, что во время отсутствия мужа займет себя работой, так время и пролетит. Но тут входит Варвара и отдает Катерине ключ от калитки в саду, через которую можно втайне уйти из дома. Катерина поначалу решает, что не оставит ключ у себя. Вдруг, испугавшись чьих-то шагов, она машинально кладет ключ в карман. «Значит, там ему и быть», — решает она. И признается сама себе, что мечтает поскорее увидеть Бориса.
Действие третье
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке. Феклуша хвалит город и говорит, что жители его украшены многими добродетелями, и вообще здесь тишь да благодать. В Москве, говорит Феклуша, люди постоянно суетятся, бегают туда-сюда.
Феклуша. <…> Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит.
Феклуша добавляет, что в Москве люди начали запрягать огненного змия, которого называют машиной. И она, и Кабанова считают, что ездить на такой штуке ни в коем случае нельзя.
Женщины сетуют на, что все вокруг становится только хуже и хуже. Феклуша говорит, что умные люди заметили, что время ускоряется. И все это — наказание людям за грехи.
К ним подходит Дикой. Он пьян и, как всегда, груб. Кабанова посылает его домой, но Дикой просит поговорить с ним, «чтобы сердце прошло». Только Кабанова во всем городе может его разговорить.
Савел Прокофьевич Дикой
Зажиточный купец, влиятельное лицо в городе. Сварливый и скандальный человек, ни дня не может прожить, ни с кем не поругавшись. Больше всего злится на работников, которые просят с него оплату за честный труд. Обижает только тех, кто ниже его по положению, но не смеет спорить с теми, кто сильнее его.
Феклуша уходит. Дикой жалуется, что сегодня его вновь рассердили. «Должно быть денег просили?» — угадывает Кабанова. «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека», — жалуется Дикой. Кабанова подмечает, что Дикой нарочно распаляется, если видит, что кто-то собирается у него что-то попросить. Он знает, что к рассерженному к нему никто не подойдет. «Кому своего добра не жалко», — соглашается с ней купец.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)
Богатая купчиха, вдова. Мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Грубая, упрямая, требует беспрекословного подчинения от своей семьи. Стремится соблюдать заведенные в обществе порядки и обычаи, хотя бы под видом благочестия. Полностью подчинила себе уже взрослого сына. Ненавидит и «поедом ест» свою молодую невестку.
Кабанова приглашает Дикого зайти в гости. Они уходят, и к дому подходит Борис. Он ищет дядю. Узнав, что дядя в доме Кабановых, Борис с облегчением отвечает: «Так пусть сидит». Он смотрит на дом и мечтает хоть одним глазком увидеть Катерину.
Борис встречает Кулигина и вместе они идут погулять по бульвару. Кулигин снова сетует на городские нравы. Он говорит, что по новому бульвару никто не гуляет, потому что бедным гулять некогда, а богатые запираются в домах, чтобы никто не видел, как они тиранят своих домашних. За воротами домов только пьянство и насилие.
Мужчины видят, как Варвара гуляет с Кудряшом, но не узнают их. Девушка тоже замечает их и, прикрыв лицо платком, подзывает к себе Бориса. Она велит ему приходить ночью к оврагу за садом Кабановых.
Вечером туда же к оврагу приходит Кудряш. Пока никого нет он берет гитару и поет. В это время приходит Борис. Кудряш, поначалу решивший, что Борис тоже пришел к Варваре, пытается прогнать его. Но тот объясняет, что кто-то — он не разглядел, кто — велел ему сюда прийти. Затем Борис поделился, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш догадался, что это Катерина. Зная порядки в городе, он считает, что Борис погубит и ее, и себя, но мешать не собирается.
Из калитки выходит Варвара и они с Кудряшом идут гулять. Вскоре выходит и Катерина. Борис вне себя от счастья признается ей в любви. Катерина пугается.
Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?
Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!
Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!
Борис. Разве я злодей какой?
Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!
Постепенно ее страх уходит и она признается в ответных чувствах. Катерина предчувствует, что все закончится бедой, но готова рискнуть.
Катерина. Э! Что меня жалеть, никто виноват — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.
Возвращаются Варвара с Кудряшом. Они предлагают молодым людям пойти погулять, пока есть время, и Борис с Катериной уходят. Кудряш играет на гитаре, Варвара сидит рядом. Когда приходит время, они зовут Катерину с Борисом. Девушкам пора домой.
Действие четвертое
Прошло десять дней. Горожане гуляют по набережной. Начинается гроза, все прячутся в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным.
Кулигин уговаривает Дикого пожертвовать деньги на установку солнечных часов на бульваре. Он долго расписывает процесс установки и все плюсы, которые получат горожане. Но Дикой не хочет и слушать его. Он считает, что Кулигин может украсть деньги и вообще он не должен лезть к нему, к богатому купцу, со всяким вздором.
Он ругает и обзывает Кулигина, но тот терпит и продолжает настаивать, что нужно сделать для города что-то полезное. Если не часы, то, например, громоотводы. Но Дикой считает, что гроза посылается людям в наказание и от нее не спасешься стальными шестами. Кулигину ничего не остается, как махнуть рукой и уйти.
Критики о пьесе
В своей пьесе Островский не дает оценок поведению героев. Поэтому с самой первой постановки «Грозы» не утихают споры о Катерине, причинах ее поступка и о том, какой смысл несет пьеса в целом.
Некоторые считали, что поступок Катерины — следствие неуравновешенности ее характера. Критик Д. Писарев не видел в главной героине ни твердого характера, ни развитого ума. Он писал, что самоубийство — поступок, неожиданный для нее самой. Катерина для Писарева — противоречивое существо, беспомощное перед жизнью.
А. Пальховский считал, что до катастрофы Катерину довела среда загрубелого, неразвитого купечества, которую автор мастерски изобличает.
Напротив, Н. Добролюбов в известной статье «Луч света в темном царстве» увидел в Катерине героическую натуру. Он заметил в ней рвущееся наружу страстное желание свободы. Возможно, в других условиях девушка смогла бы проявить его иначе, но в сложившихся обстоятельствах, по мнению Добролюбова, у нее не было выбора.
Протест против старого мира увидел в пьесе и П. Мельников-Печерский.
А вот А. Григорьев, в отличие от своих коллег, считал, что главное в пьесе — народность. Он писал: «…как будто не поэт, а целый народ создавал тут».
Дождь заканчивается, и все люди выходят из галереи. Там появляются Варвара и Борис. Девушка рассказывает, что Тихон вернулся раньше, чем его ждали, и Катерина теперь совсем не в себе. Она мечется по дому и плачет, Варвара беспокоится, как бы она не рассказала обо всем мужу.
Опять начинается гроза. В галерею входят перепуганная Катерина, Тихон, Кабанова и Кулигин. Кабанова снова упрекает Катерину: «надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было». Тихон говорит, что за Катериной нет никаких грехов.
Из толпы выходит Борис. Катерина напугана еще больше.
Кулигин думает, что Катерина безумно боится грозы и видит страх остальных горожан. Он возмущен их невежеством, нежеланием изучать природные явления и видеть их красоту. Кулигин уходит, с ним идет и Борис.
Люди в галерее не внимают словам Кулигина и рассуждают о том, что гроза будет страшной и наверняка принесет много бед.
Появление Бориса и эти разговоры совсем выводят Катерину из равновесия. Она уверена, что гроза убьет ее.
Последней каплей становится появление полусумасшедшей барыни, которая снова пророчит всем грешным адские муки.
Измученная переживаниями Катерина, рыдая, рассказывает все мужу, а заодно и свекрови.
Действие пятое
Кулигин и Кабанов встречаются на бульваре. Кабанов делится с ним, что с недавних пор вся их семья пришла в расстройство.
Кабанова стала еще больше третировать Катерину. Варваре тоже досталось, она не выдержала домашней тирании и сбежала с Кудряшом. Сам Тихон говорит, что любит жену и готов ее простить, но маменька не позволяет. А Катерина только плачет и тает, как воск.
Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.
Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.
Бориса дядя посылает в Тахту, на восток, на три года. Он тоже не находит себе места, просит Кабанова и дядю оставить в покое хотя бы Катерину. Тихону и его жаль. Он бы его простил, но маменька…
К мужчинам подходит Глаша и говорит, что Катерина пропала, ее нигде не могут найти. Кабанов и Кулигин спешат на поиски.
В это время Катерина идет по берегу. Она говорит сама с собой, задумчиво, в полузабытьи. Девушка переживает, что из-за нее пострадает и Борис. Затем она говорит, что ей снятся тяжелые сны, но и просыпаться ей тоже не хочется, потому что там «опять те же люди, те же разговоры, та же мука».
Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. «Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться!.. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут (показывая на сердце) больно.
Потом девушка вновь вспоминает любимого. Она скучает и мечтает еще хоть раз увидеться. Подходит к берегу и зовет его во весь голос.
На ее крик прибегает Борис. Он тоже искал ее.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!
Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?
Борис. За что мне сердиться?
Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь. Но тот едет не по своей воле и не может ее забрать.
Борис спрашивает, что происходит у Катерины дома. Девушка рассказывает, что свекровь мучает и попрекает ее. Муж то ласков, то сердится, и стал много пить.
Приходит пора прощаться. Напоследок Катерина просит Бориса подавать нищим.
Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис боится, не задумала ли Катерина что-то с собой сделать. Но та убеждает его, что все в порядке. Борис уходит, ему уже пора уезжать.
Катерина снова остается одна. Домой идти она не может. «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно». Она думает о смерти, которая кажется ей счастливым избавлением.
Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)
Катерина выходит на берег и бросается в реку.
В это время горожане повсюду ищут Катерину. Они идут туда, где кто-то в последний раз видел ее.
Вдруг кто-то с берега кричит: «Эй, лодку! Женщина в воду бросилась!». Кулигин бежит туда. Тихона не пускает мать.
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!
Кабанов. Пустите!
Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащут: взглянешь.
Люди возвращаются с берега. Один из них говорит, что Катерину вытащили. Она ударилась виском о якорь и погибла.
Появляется Кулигин с Катериной на руках.
Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)
Тихон бросается к Катерине. Он при всех обвиняет мать в смерти жены. Кабанова пытается приструнить его, но тот не слушает. Он падает на труп Катерины со словами «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Александр Николаевич Островский
Русский драматург, творчество которого легло в основу национального театра. Островский сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Литературоведы называли его «Колумбом Замоскворечья». Александр Николаевич с интересом изучал культуру и быт купеческого сословия и описывал его в своих произведениях.
Задание
Как образ грозы связан с развитием действий в драме Островского?
Показать ответ
Скрыть ответ
Гроза символизирует социальное явление, которое отражается как на жизни всего общества, так и конкретного человека. Старому порядку в Калинове давно пора разрушиться, как бы ни удерживали его купцы-самодуры. Гроза — символ перемен, которые вот-вот должны «разразиться» над Калиновым.
Кроме того, по ходу пьесы отношение различных персонажей к грозе помогает нам понять их характеры. По реакции Катерины мы видим, что она очень чувствительная, набожная и честная. В четвертом действии гроза проявляет ее внутреннее напряжение и усталость от необходимости врать и притворяться. Кулигин — любознательный человек, стремящийся изучить суть явлений вместо того, чтобы бояться их. Он даже рад грозе и называет ее «благодатью». Дикой предпочитает держаться за старые устои. Для него лучше бояться грозы и вселять страх в окружающих, ведь на этом страхе держится его власть. Варвара, в отличие от Кулигина, не изучала наук, но и у нее нет ужаса перед грозой. Она не поддерживает те порядки, которые навязывают ее мать и Дикой, хотя открыто и не спорит с ними.
Если посмотреть на упоминание грозы в каждом из действий, мы увидим ее связь с развитием сюжета.
В первом действии гроза только начинается. Мы чувствуем назревание конфликта. Понимаем, что главной героине вряд ли удастся примириться со свекровью или быть счастливой с любимым.
Во втором действии о грозе говорит Тихон: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?». Гроза сосредоточена над Калиновым с его грубостью и невежеством под видом благочестия. У героев появляется надежда хотя бы на время вырваться на свободу. Тихон уезжает из дома в Москву, а Катерина вскоре встретится с Борисом.
В третьем действии и вовсе нет упоминаний грозы. Герои чувствуют себя свободными и счастливыми. Им кажется, что Калинов и его атмосфера больше не властны над ними. Катерину то и дело мучают тревожные предчувствия, но она отмахивается от них. «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Основная стихия бушует в четвертом действии. Именно в нем и происходит назревающий взрыв. Напряжение, которое накопилось у героев, вырывается наружу.
В пятом действии гроза уже закончилась. Мы наблюдаем за разрушениями, которые она принесла. И видим, как перемены, словно бурные потоки воды, несутся на город. Существенных социальных изменений в конце пьесы не происходит, но это лишь первая гроза из многих. Время не остановить, и разрушение старого неизбежно. Знаком этого становятся слова Тихона, который обвиняет мать в смерти Катерины у всех на глазах. Прежний Тихон, до «грозы», никогда не позволил бы себе этого.
Часто задаваемые вопросы
На примере одного небольшого города и нескольких его жителей автор показывает явным конфликт, происходящий в обществе. Выдуманный город Калинов олицетворяет другие, подобные ему, приволжские города, и всю страну в целом.
Мир Калинова — это мир жестоких нравов. Там процветают ложь, лицемерие, зависть, страх перед сильными и угнетение слабых. Каждый приспособился к жизни в этом обществе по-своему. Кабаниха и Дикой «поедом едят» своих домашних и посторонних людей, подминают под себя и угнетают слабых. Тихон просто смирился, Варвара научилась врать. Кулигин предается мечтам. Кудряш выживает за счет дерзкого и бойкого характера. Даже Борис, не будучи родом из этих мест, выбрал путь смирения с обстоятельствами и подчинения.
Катерина, на взгляд калиновцев, «мудреная какая-то». По воспоминаниям девушки о жизни в родной семье мы видим, что формально ее быт не так уж отличался от того, с чем она столкнулась в семье Кабановых. «Так и у нас то же самое», — не понимает ее Варвара. Она не видит, что Катерина ощущает себя вольной птицей, которую посадили в клетку. Свобода и родительская любовь воспитали в ней умение видеть красоту окружающего мира, способность искренне проявлять эмоции. Калиновское лицемерие для нее совершенно чуждо. Поэтому она не может выбрать ни одну из стратегий выживания — не может ни смириться, ни лгать, не стремится «захватить власть» в семье.
Островский часто использовал народные песни в своих произведениях. Песня «Среди долины ровныя», которую исполняет Кулигин в начале первого действия, стала своеобразным эпиграфом ко всей пьесе.
Взойдет ли красно солнышко,
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка, —
Кто будет защищать?
<…>
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Она отражает одиночество героев, ощущение себя чужими в обществе (Катерина и Борис).
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Катерина так и не смогла ни в ком из окружающих найти поддержки, защиты и «тихой гавани». «Куда мне, бедной, деться? За кого ухватиться?» — спрашивает она.
Возьмите же все золото,
Все почести назад, —
Мне Родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
Ни слава, ни власть, ни богатство не делают человека счастливым, если рядом нет любимых и любящих людей.
Песни по ходу пьесы подсказывают читателю, как продолжится и закончится история. Песни Кудряша в третьем действии предсказывают для Катерины расплату за ее поступок и обещают ей счастье лишь «до поры».
В последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи любимого Кулигиным М. Ломоносова. Песня о том, что любовь может прийти неожиданно и причинить боль.
Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект. Они используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи.
Хотите оставить комментарий?
Войти