ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

О любви

1898

Краткое содержание и анализ рассказа

20 минут
Содержание

Рассказ «О любви» завершил цикл «Маленькая трилогия». Помимо него, в серию вошли также «Человек в футляре» и «Крыжовник». В этом рассказе, как и в двух предыдущих, автор развивает тему побега людей от окружающей реальности и боязни жизненных перемен.

О любви

Иван Иваныч и Буркин, переночевав в Софьино, завтракали вместе с Алехиным. К ним подошел повар Никанор, узнать, что подать к обеду.

Иван Иваныч и Буркин

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Ветеринарный врач, гость Алехина. Высокий, худощавый старик с длинными усами.

Буркин

Учитель гимназии, гость Алехина. Человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с длинной черной бородой.

Иван Иваныч (Александр Борисов) и Буркин (Всеволод Платов). Кадр из фильма «Крыжовник», 1967

Павел Константинович рассказал, что его горничная Пелагея, молодая красивая девушка, была влюблена в Никанора. Она не хотела за него замуж, так как тот был пьяницей и буйного нрава. Но девушка была согласна жить с ним вне брака. Никанор же по религиозным убеждениям требовал, чтобы Пелагея вышла за него. Будучи пьяным, он бранил ее и бил. В такие дни Пелагея пряталась от него наверху, а Алехин и прислуга не уходили из дома, чтобы, если нужно, защитить девушку. 

Алехин стал размышлять, как так вышло. Почему Пелагея не полюбила кого-то более подходящего? 

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными.

Алехин сказал, что нельзя дать какой-то один общий ответ, если вопрос касается любви. Нужно смотреть каждый случай индивидуально. 

Люди, даже любя, как говорил Павел Константинович, не перестают задавать вопросы: «честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее». И это только мешает. 

Алехин. Художник В. Панов

Алехин решил поделиться с товарищами одной историей. Небо за окном было серым, деревья мокрыми от дождя. То есть погода самая подходящая для того, чтобы говорить и слушать.

Он сказал, что живет в Софьино с тех пор, как окончил университет. У него не было склонностей к ведению хозяйства, но имение было в долгах, и нужно было много работать, чтобы выплатить их. И Алехин активно занялся делом. 

Он не испытывал большого удовольствия от деревенской жизни. И поначалу пытался сохранить свои культурные привычки. Он жил в парадных комнатах наверху, пил кофе с ликером после завтрака, читал на ночь «Вестник Европы». Но летом работы было столько, что читать оказалось некогда, а засыпал Алехин иногда в сарае или лесной сторожке. Понемногу он перебрался жить в нижние комнаты, а обедал в людской. 

В первые годы Алехин был выбран в мировые судьи. Это давало ему возможность время от времени приезжать в город и принимать участие в заседаниях. 

После спанья в санях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди — это такая роскошь!

В городе Алехина приняли хорошо. Там он познакомился с Лугановичем. Однажды после заседания тот пригласил Павла Константиновича к себе на обед. Там познакомил его со своей женой — Анной Алексеевной. Она была молода и полгода назад родила первого ребенка. Анна Алексеевна с первого взгляда понравилась Алехину.

Алехин (Леонид Бакштаев) и Анна Алексеевна (Лариса Кадочникова). Кадр из фильма «История одной любви», 1981 год

Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

Лугановичи были хорошей парой, жили благополучно и понимали друг друга с полуслова. Алехин хорошо провел у них вечер и уехал. Потом началось лето — время активных сельскохозяйственных работ — и Павлу Константиновичу некогда было ездить в город. Но мысли об Анне Алексеевне временами посещали его. 

… я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе.

Осенью они встретились в театре. Анна Алексеевна призналась, что в течение лета Павел Константинович часто вспоминался ей. Правда, тогда он был бодрее, а сейчас выглядит усталым. 

На следующий день Алехин пришел к Лугановичам на завтрак и с тех пор каждый свой приезд в город обязательно заходил к ним. Постепенно он стал в их семье своим человеком.

Алехин (Леонид Бакштаев) в гостях у Лугановичей. Кадр из фильма «История одной любви», 1981 год

Лугановичи оба беспокоились о нем, тревожились, что он постоянно в работе, при этом не получает ни копейки. Они дарили ему подарки и предлагали деньги взаймы. Но Павел Константинович отказывался, у них он никогда не взял бы в долг. 

К тому времени Алехин был безнадежно влюблен в Анну Алексеевну. Он жалел, что она встретилась именно Лугановичу, а не ему. 

По Анне Алексеевне он тоже видел в каждый свой приезд, что она ждала его. Но ни один из них не признавался в своих чувствах. Они скрывали их даже от себя самих. Павел Константинович к тому же думал, что не может предложить любимой достойной жизни при этом, обнаружив чувства, вынудит ее бросить семью и нарушить мирное течение своей жизни.

Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга?

Анна Алексеевна, по-видимому, тоже боялась разрушить семью. Она сомневлась, не осложнит ли ее любовь и без того непростую жизнь Алехина.

Между тем шли годы. У Лугановичей было уже двое детей. В их семье по-прежнему были рады Алехину, он проводил с ними много времени. 

…мы сидели в креслах рядом, плечи наши касались, я молча брал из ее рук бинокль и в это время чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга, но, по какому-то странному недоразумению, выйдя из театра, мы всякий раз прощались и расходились, как чужие. 

В последние годы Анна Алексеевна часто бывала в дурном настроении и лечилась от растройства нервов. Ей не хотелось видеть мужа и детей, жизнь казалась испорченной. 

Наедине с Алехиным она часто молчала, а при посторонних была раздражена, холодна и отпускала саркастические замечания в его адрес.

Через некоторое время Лугановича назначили председателем в одной из западных губерний, и пришло время прощаться. Луганович с детьми должен был отправиться в новый дом, а Анна Алексеевна уезжала в Крым по рекомендации врача.

Павел Константинович Алехин

Рассказчик — мужчина лет сорока, небогатый помещик, хозяин имения Софьино. Любит Анну Алексеевну Луганович долгие годы, но не решается нарушить ее спокойное существование в браке своими чувствами. После отъезда Анны в другую губернию горько сожалеет о том, что потерял любовь всей своей жизни.

Алехин на перроне. Художник В. Панов

Когда почти пришло время отъезда, Алехин забежал в купе, чтобы положить на полку одну из корзинок. В минуту прощания наедине силы покинули обоих. Павел Константинович обнял Анну Алексеевну, а она прижалась лицом к его груди и заплакала. Он поцеловал ее и признался в своих чувствах. 

…И со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Влюбленные попрощались и расстались навсегда. На этом закончился рассказ Алехина.

Анна Алексеевна Луганович

Жена Дмитрия Лугановича, приятеля Алехина. В начале рассказа ей 22 года. Долгие годы любила Алехина, но не могла в этом признаться ни себе, ни ему.

Прощание Алехина и Анны Алексеевны. Художник Л. Сальникова

Пока он говорил, дождь перестал и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон. Они любовались природой, и в то же время жалели Алехина, который действительно работал здесь не покладая рук, хотя мог бы заниматься чем-то более подходящим. Они думали о том, каким скорбным было лицо Анны Алексеевны во время их прощания. Оба они встречали ее в городе, и Буркин даже находил ее красивой.

Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение актрисе Ольге Книппер. За три года до этого он увидел ее на одной из репетиций, а позже Ольга сыграла роль Аркадиной в спектакле по пьесе Чехова «Чайка». Увидев актрису на сцене, драматург был восхищен ее игрой. Чехов и Книппер сблизились и до свадьбы долго вели переписку. 

Их письма не прекратились и после женитьбы, так как Антону Павловичу по состоянию здоровья пришлось уехать в Ялту, а Ольга осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем.

Антон Чехов и Ольга Книппер

Их брак продлился всего три года, в 1904 году Чехов умер после долгой болезни. 

Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не был для меня мужчина, — я была поражена им как необыкновенным человеком, всей его личностью, его внутренним миром — ох, трудно писать все это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни», — писала об отношениях с мужем Ольга Книппер.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».

Автор был ярым поклонником простоты и краткости. Эти качества присущи его собственным произведениям, их же он советовал придерживаться и другим авторам. 

А. П. Чехов

Чехов считается одним из первых русских писателей, который по-настоящему реабилитировал жанр рассказа, ввел его в разряд «серьезной литературы».

Часто задаваемые вопросы

В чем суть рассказа «О любви»?

Это рассказ о любви, долге, страхах и внутренних ограничениях, свободе и счастье. Главные герои оказались перед выбором между своими чувствами и обязательствами перед другими людьми. Они не решаются открыться друг другу, боятся разочарований, и в итоге с каждым годом становятся несчастнее.

Суть рассказа можно выразить в цитате главного героя и рассказчика Алехина:
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

Рассказ о Пелагее и Никаноре играет роль вступления для истории Алехина и в то же время подтверждает ее. Павел Константинович говорит о любви, что «тайна сия велика». Непонятно, почему красивая Пелагея влюбилась именно в пьяницу Никанора. Так же сам Алехин не знает, почему влюбился в Анну Алексеевну, и почему вышло так, что прежде она встретила Лугановича и вышла за него замуж.

Пелагея и Никанор доказывают, что несчастная любовь Алехина и Анны Алексеевны — не единичный случай. Такое происходит с людьми любого сословия, находящихся в различных обстоятельствах. Это вступление подготавливает читателя к тому, что речь пойдет о таком загадочном, не поддающемся логике, противоречивом и прекрасном чувстве, как любовь между мужчиной и женщиной.

Почему Алехина можно назвать «человеком в футляре»?

«Футляром» для Алехина стало чувство долга и обязательства перед другими людьми. С одной стороны, он был благородным человеком. Он пожертвовал своим удобством и интересной жизнью в городе ради того, чтобы спасти родовое имение. И признаться Анне Алексеевне в своих чувствах он тоже не решился потому, что считал, что должен предложить ей что-то лучше, чем у нее есть сейчас, но не мог (из-за взятых ранее обязательств).

И все же, с другой стороны, за чувством долга прятался страх. Павел Константинович сам признался товарищам, что боялся: вдруг их счастье будет недолгим? что если он заболеет и умрет? а если они разлюбят друг друга? Вступая в отношения, люди всегда рискуют, жизнь в этом случае неизбежно меняется. А Алехин, так же как и Анна Алексеевна, не готов был рисковать.

Какие признаки объединяют рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» в трилогию?

Во всех трех рассказах присутствуют следующие признаки:
1. Общая тема — «футлярная» жизнь.
2. Одинаковая композиция — рассказ в рассказе.
3. Повторяющиеся герои.

Какая главная мысль объединяет все рассказы «Маленькой трилогии»?

Основная мысль рассказов в том, что человек должен быть свободен. Он не должен бояться или подстраиваться под кого-то. Важно бескорыстно служить общественному благу, делать лучше мир вокруг себя. А попытки спрятаться от жизни за правилами, мечтами или чувством долга делают несчастными и самих людей в «футлярах», и всех вокруг.

«Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше». (Человек в футляре)
«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». (Крыжовник)
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». (О любви)

Оценить пересказ

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение