О любви
1898
Краткое содержание и анализ рассказа
Рассказ «О любви» завершил цикл «Маленькая трилогия». Помимо него, в серию вошли также «Человек в футляре» и «Крыжовник». В этом рассказе, как и в двух предыдущих, автор развивает тему побега людей от окружающей реальности и боязни жизненных перемен.
О любви
Иван Иваныч и Буркин, переночевав в Софьино, завтракали вместе с Алехиным. К ним подошел повар Никанор, узнать, что подать к обеду.
Иван Иваныч и Буркин
Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Ветеринарный врач, гость Алехина. Высокий, худощавый старик с длинными усами.
Буркин
Учитель гимназии, гость Алехина. Человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с длинной черной бородой.
Павел Константинович рассказал, что его горничная Пелагея, молодая красивая девушка, была влюблена в Никанора. Она не хотела за него замуж, так как тот был пьяницей и буйного нрава. Но девушка была согласна жить с ним вне брака. Никанор же по религиозным убеждениям требовал, чтобы Пелагея вышла за него. Будучи пьяным, он бранил ее и бил. В такие дни Пелагея пряталась от него наверху, а Алехин и прислуга не уходили из дома, чтобы, если нужно, защитить девушку.
Алехин стал размышлять, как так вышло. Почему Пелагея не полюбила кого-то более подходящего?
До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными.
Алехин сказал, что нельзя дать какой-то один общий ответ, если вопрос касается любви. Нужно смотреть каждый случай индивидуально.
Люди, даже любя, как говорил Павел Константинович, не перестают задавать вопросы: «честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее». И это только мешает.
Алехин решил поделиться с товарищами одной историей. Небо за окном было серым, деревья мокрыми от дождя. То есть погода самая подходящая для того, чтобы говорить и слушать.
Он сказал, что живет в Софьино с тех пор, как окончил университет. У него не было склонностей к ведению хозяйства, но имение было в долгах, и нужно было много работать, чтобы выплатить их. И Алехин активно занялся делом.
Он не испытывал большого удовольствия от деревенской жизни. И поначалу пытался сохранить свои культурные привычки. Он жил в парадных комнатах наверху, пил кофе с ликером после завтрака, читал на ночь «Вестник Европы». Но летом работы было столько, что читать оказалось некогда, а засыпал Алехин иногда в сарае или лесной сторожке. Понемногу он перебрался жить в нижние комнаты, а обедал в людской.
В первые годы Алехин был выбран в мировые судьи. Это давало ему возможность время от времени приезжать в город и принимать участие в заседаниях.
После спанья в санях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди — это такая роскошь!
В городе Алехина приняли хорошо. Там он познакомился с Лугановичем. Однажды после заседания тот пригласил Павла Константиновича к себе на обед. Там познакомил его со своей женой — Анной Алексеевной. Она была молода и полгода назад родила первого ребенка. Анна Алексеевна с первого взгляда понравилась Алехину.
Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.
Лугановичи были хорошей парой, жили благополучно и понимали друг друга с полуслова. Алехин хорошо провел у них вечер и уехал. Потом началось лето — время активных сельскохозяйственных работ — и Павлу Константиновичу некогда было ездить в город. Но мысли об Анне Алексеевне временами посещали его.
… я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе.
Осенью они встретились в театре. Анна Алексеевна призналась, что в течение лета Павел Константинович часто вспоминался ей. Правда, тогда он был бодрее, а сейчас выглядит усталым.
На следующий день Алехин пришел к Лугановичам на завтрак и с тех пор каждый свой приезд в город обязательно заходил к ним. Постепенно он стал в их семье своим человеком.
Лугановичи оба беспокоились о нем, тревожились, что он постоянно в работе, при этом не получает ни копейки. Они дарили ему подарки и предлагали деньги взаймы. Но Павел Константинович отказывался, у них он никогда не взял бы в долг.
К тому времени Алехин был безнадежно влюблен в Анну Алексеевну. Он жалел, что она встретилась именно Лугановичу, а не ему.
По Анне Алексеевне он тоже видел в каждый свой приезд, что она ждала его. Но ни один из них не признавался в своих чувствах. Они скрывали их даже от себя самих. Павел Константинович к тому же думал, что не может предложить любимой достойной жизни при этом, обнаружив чувства, вынудит ее бросить семью и нарушить мирное течение своей жизни.
Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга?
Анна Алексеевна, по-видимому, тоже боялась разрушить семью. Она сомневлась, не осложнит ли ее любовь и без того непростую жизнь Алехина.
Между тем шли годы. У Лугановичей было уже двое детей. В их семье по-прежнему были рады Алехину, он проводил с ними много времени.
…мы сидели в креслах рядом, плечи наши касались, я молча брал из ее рук бинокль и в это время чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга, но, по какому-то странному недоразумению, выйдя из театра, мы всякий раз прощались и расходились, как чужие.
В последние годы Анна Алексеевна часто бывала в дурном настроении и лечилась от растройства нервов. Ей не хотелось видеть мужа и детей, жизнь казалась испорченной.
Наедине с Алехиным она часто молчала, а при посторонних была раздражена, холодна и отпускала саркастические замечания в его адрес.
Через некоторое время Лугановича назначили председателем в одной из западных губерний, и пришло время прощаться. Луганович с детьми должен был отправиться в новый дом, а Анна Алексеевна уезжала в Крым по рекомендации врача.
Павел Константинович Алехин
Рассказчик — мужчина лет сорока, небогатый помещик, хозяин имения Софьино. Любит Анну Алексеевну Луганович долгие годы, но не решается нарушить ее спокойное существование в браке своими чувствами. После отъезда Анны в другую губернию горько сожалеет о том, что потерял любовь всей своей жизни.
Когда почти пришло время отъезда, Алехин забежал в купе, чтобы положить на полку одну из корзинок. В минуту прощания наедине силы покинули обоих. Павел Константинович обнял Анну Алексеевну, а она прижалась лицом к его груди и заплакала. Он поцеловал ее и признался в своих чувствах.
…И со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Влюбленные попрощались и расстались навсегда. На этом закончился рассказ Алехина.
Анна Алексеевна Луганович
Жена Дмитрия Лугановича, приятеля Алехина. В начале рассказа ей 22 года. Долгие годы любила Алехина, но не могла в этом признаться ни себе, ни ему.
Пока он говорил, дождь перестал и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон. Они любовались природой, и в то же время жалели Алехина, который действительно работал здесь не покладая рук, хотя мог бы заниматься чем-то более подходящим. Они думали о том, каким скорбным было лицо Анны Алексеевны во время их прощания. Оба они встречали ее в городе, и Буркин даже находил ее красивой.
Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение актрисе Ольге Книппер. За три года до этого он увидел ее на одной из репетиций, а позже Ольга сыграла роль Аркадиной в спектакле по пьесе Чехова «Чайка». Увидев актрису на сцене, драматург был восхищен ее игрой. Чехов и Книппер сблизились и до свадьбы долго вели переписку.
Их письма не прекратились и после женитьбы, так как Антону Павловичу по состоянию здоровья пришлось уехать в Ялту, а Ольга осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем.
Их брак продлился всего три года, в 1904 году Чехов умер после долгой болезни.
Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не был для меня мужчина, — я была поражена им как необыкновенным человеком, всей его личностью, его внутренним миром — ох, трудно писать все это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни», — писала об отношениях с мужем Ольга Книппер.
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «У меня болезнь — автобиографофобия».
Автор был ярым поклонником простоты и краткости. Эти качества присущи его собственным произведениям, их же он советовал придерживаться и другим авторам.
Чехов считается одним из первых русских писателей, который по-настоящему реабилитировал жанр рассказа, ввел его в разряд «серьезной литературы».
Часто задаваемые вопросы
Это рассказ о любви, долге, страхах и внутренних ограничениях, свободе и счастье. Главные герои оказались перед выбором между своими чувствами и обязательствами перед другими людьми. Они не решаются открыться друг другу, боятся разочарований, и в итоге с каждым годом становятся несчастнее.
Суть рассказа можно выразить в цитате главного героя и рассказчика Алехина:
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Рассказ о Пелагее и Никаноре играет роль вступления для истории Алехина и в то же время подтверждает ее. Павел Константинович говорит о любви, что «тайна сия велика». Непонятно, почему красивая Пелагея влюбилась именно в пьяницу Никанора. Так же сам Алехин не знает, почему влюбился в Анну Алексеевну, и почему вышло так, что прежде она встретила Лугановича и вышла за него замуж.
Пелагея и Никанор доказывают, что несчастная любовь Алехина и Анны Алексеевны — не единичный случай. Такое происходит с людьми любого сословия, находящихся в различных обстоятельствах. Это вступление подготавливает читателя к тому, что речь пойдет о таком загадочном, не поддающемся логике, противоречивом и прекрасном чувстве, как любовь между мужчиной и женщиной.
«Футляром» для Алехина стало чувство долга и обязательства перед другими людьми. С одной стороны, он был благородным человеком. Он пожертвовал своим удобством и интересной жизнью в городе ради того, чтобы спасти родовое имение. И признаться Анне Алексеевне в своих чувствах он тоже не решился потому, что считал, что должен предложить ей что-то лучше, чем у нее есть сейчас, но не мог (из-за взятых ранее обязательств).
И все же, с другой стороны, за чувством долга прятался страх. Павел Константинович сам признался товарищам, что боялся: вдруг их счастье будет недолгим? что если он заболеет и умрет? а если они разлюбят друг друга? Вступая в отношения, люди всегда рискуют, жизнь в этом случае неизбежно меняется. А Алехин, так же как и Анна Алексеевна, не готов был рисковать.
Во всех трех рассказах присутствуют следующие признаки:
1. Общая тема — «футлярная» жизнь.
2. Одинаковая композиция — рассказ в рассказе.
3. Повторяющиеся герои.
Основная мысль рассказов в том, что человек должен быть свободен. Он не должен бояться или подстраиваться под кого-то. Важно бескорыстно служить общественному благу, делать лучше мир вокруг себя. А попытки спрятаться от жизни за правилами, мечтами или чувством долга делают несчастными и самих людей в «футлярах», и всех вокруг.
«Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше». (Человек в футляре)
«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». (Крыжовник)
«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». (О любви)
Хотите оставить комментарий?
Войти