0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Южное Двуречье, природа и население

Содержание

    Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В долине рек Тигр и Евфрат население появилось так же давно, как и в Египте. Долина эта называется Двуречьем или Месопотамией. Эти реки, как и великий Нил, стали ключевым фактором в становлении древних цивилизаций.

    Природа Месопотамии

    В отличие от спокойного течения Нила, который разливается ближе к осени, реки Месопотамии всегда разливались очень бурно и стихийно. Поэтому жители Двуречья были вынуждены строить насыпи по берегам рек. Это делалось для того, чтобы уберечь посевы от наводнений.

    Больше полугода в южном Двуречье слишком влажно, а в остальное время слишком сухо для того, чтобы местную почву можно было активно использовать для сельского хозяйства.

    Градостроительство Месопотамии или междуречья
    Древняя Месопотамия. Реконструкция

    Из-за обильных зимних дождей и летнего разлива рек, сочетающихся с жаркой погодой, Месопотамия разделяется на два вида земли. На возвышенностях земля быстро высыхает и становится почти что абсолютно сухой, слишком сухой для земледелия.

    А в низинах, напротив, вода застаивается, да к тому же образует болота, жизнь рядом с которыми вредна для здоровья. Государство на это территории возникло более 5 тысяч лет назад, то есть примерно в те же времена, когда образовался Древний Египет.

    Водные сооружения

    Шумеры, древнейшее население Двуречья, нашли способ бороться с природой. Еще до своего объединения в государства они начали сооружать плотины, каналы и насыпи, предотвращавшие затопление их домов и полей.

    Более того, они передвигались между городами на небольших суднах, проплывая по небольшим каналам или речушкам. Лодки изготавливали из палок, сплетенных вместе, а затем обтягивали их кожей животных. Самыми многонаселенными городами Месопотамии были Ур и Урук.

    Месопотамский рельеф, показывающий сельскохозяйственное значение рек.
    Месопотамский рельеф, показывающий большое значение рек в сельском хозяйстве.

    Постоянно надзирая за недолговечными из-за бурной воды сооружениями, шумеры стали выращивать на плодородной от речного ила почве ячмень, пшеницу, финики и всяческие овощи. Ни лесов, ни руд в Двуречье не было, так что местные жители полностью зависели от земледелия.

    Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?

    Храмы богов, которые являлись покровителями города, возводились в виде ступенчатых башен. Они возвышались над городом и стремились к небу. Один город охранял бог Солнца Шамаш, в другом — богиня плодородия и любви Иштар, в третьем — бог Луны — Син. Также в почете у жителей Месопотамии был бог воды Эа.

    Храм в Месопотамии

    Войти внутрь храма могли только жрецы. На вершине башни они следили за движениями светил — Солнца и Луны, а также составляли календари.

    Интересный факт: ученые Двуречья считали, что число 60 является священным. Возможно, именно из-за таких рассуждений древних жителей Месопотамии мы сейчас делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность определяем в 360 градусов.

    Государственность Двуречья

    Как и многие другие народы, шумеры стали объединяться в города-государства. Каждым городом правил свой патеси, поддерживаемый местной знатью, а большую часть населения городов составляли крестьяне, ремесленники и рабы.

    Патеси — титул жреца-правителя в древнейших государствах Шумера, а также издольщика на царской земле в Вавилонии.

    До 50-ых годов двадцать восьмого века до нашей эры, когда Двуречье было объединено, города постоянно воевали друг с другом за столь ценную землю. Конец этому положил Саргон Аккадский, правитель одного из государств северного Двуречья, покоривший всю Месопотамию и провозгласивший себя царем четырех стран света.

    Аккадский царь Саргон — основатель Аккадской империи

    Таинственные таблички

    Раскопки на территории Двуречья ведутся до сих пор. Более того, археологи все еще находят различные артефакты культуры древней Месопотамии. Это и различные предметы быта, и украшения зажиточных вельмож, и орудия труда. Однако, самыми ценными находками являются таинственные таблички с письменами.

    Табличка с клинописью

    Старинные таблички усыпаны множеством схематичных значков клинообразной формы. Нарисованные изображения как будто вдавлены в глиняную поверхность. Вероятнее всего, писцы оставляли глубокие отпечатки на мягкой глине с помощью заостренных палок и прутиков.

    Чтобы сохранить письмена на долгие годы, табличку обжигали в печи. Благодаря этому глина становилась твердой, а табличку можно было прятать в любом месте. Клинообразная письменность, которую использовали жители Междуречья, называлась клинописью.

    Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма, которая восходит к шумерскому.

    Самой древней находкой, свидетельствующей о шумерской письменности считается табличка из Киша, которая предположительно была изготовлена в 3500 г. до н. э.

    Табличка из Киша

    Но по какому принципу использовались символы клинописи? В этой системе письма, подобно первым иероглифам Древнего Египта, каждый знак обозначает определенное слово. Безусловно, символ чаще всего напоминал рисунок какого-либо объекта. Например рука, дом, солнце. Вот почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв.

    Однако, как и писцы Древнего Египта, жители Междуречья поняли, что можно использовать короткие слова в качестве звуков или сочетания слогов.

    Рельеф в Месопотамии

    В клинописи более сотен разнообразных символов и знаков, что делало письменность такой же сложной для понимания, как и в Древнем Египте.

    Молодые писцы все свое время проводили в школе, исписывая множество табличек. Они переписывали древние сказания и легенды, фиксировали слова исследователей-звездочетов и даже составляли письменные законы царей Месопотамии.

    Школа в Древней Месопотамии

    Возглавлял школу, как правило, один человек. Его называли «отец школы». Соответственно, всех учеников именовали «сыновья школы». Был в этой образовательной системе и главный по дисциплине — его называли «человек с палкой».

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение