Индийские касты
По представлениям древних индийцев все касты (варны) образовались от разных частей тела бога Брахмы. Из его рта произошли жрецы (брахманы), которые правильно молятся богам и соблюдают религиозные обряды. Из сильных рук божества появились воины (кшатрии), из бедер — земледельцы (вайшьи), а из ступней — слуги (шудры).
Основы кастового строя
Принадлежность индийца к той или иной касте определяется его рождением и закрепляется за ним на всю жизнь, а также передается по наследству. Соответственно, переход из одной касты в другую невозможен. Представителям каждой касты предписываются определенные нормы поведения, права и обязанности.
Законы Ману
После завоевания долины Ганга образовались большие государства, и жители их перешли к мирной жизни. Наряду с воинами выдвинулись жрецы — брахманы. Сначала они были только верховными служителями богов. Впоследствии они стали следить не только за исполнением религиозных обрядов, во и за проведением царских законов.
Брахманами был написан “Свод законов Ману”. Эта священная книга брахманов излагает правила общественного строя в обряды почитания брахманских богов. Согласно этим правилам, люди делятся на четыре отличных друг от друга разряда, или касты.
В «Законах Ману» говорится, что главный бог Брахма из своих уст создал касту брахманов, из своих рук — касту воинов, из бёдер — касту земледельцев, а из ног — касту рабов. Такое деление людей на касты считалось божественным установлением. Поэтому брахманов нужно было почитать как первую и высшую касту.
Воины были второй кастой. Они были обязаны защищать государство, охранять порядок и храбро вести себя на войне. Цари Древней Индии были представителями касты воинов. Кшатрии устанавливали свои порядки, участвовали в битвах и состязаниях, воевали.
Шахматы — особая игра для царей, которая была изобретена в Древней Индии
Ниже в иерархии каст располагаются вайшьи. Они занимались земледелием и разведением скота. Земледельцы должны были производить все продукты, необходимые для существования брахманов и воинов.
Наконец, рабы должны были обслуживать три высшие касты свободных. Они находились в тяжёлом положении и подвергались суровым наказаниям. Шудры безоговорочно подчинялись своим хозяевам. Слуги хоть и имели свое имущество, но не могли его накапливать, так же как и молиться богам.
Самое сложное положение было у «неприкасаемых». Эти люди находились вне кастового деления общества. Им приходилось выполнять самую грязную работу. Не допускалось даже попадание тени такого человека на представителя высшей касты. Но вера в перерождение душ порождала в этих людях надежду на последующее воплощение в роли человека из высшей касты.
За что индийцы почитали жрецов-брахманов?
Брахманы считались самыми уважаемыми и мудрыми людьми в Древней Индии. Их жизнь была разделена на три основных этапа — учение, создание семьи и отшельничество.
Отшельник — человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.
При господстве брахманов особым почитанием пользовались три индийских бога: Брахма — бог созидания, Вишну — бог сохранения и Шива — бог разрушения. «Законы Ману» предписывали жертвоприношения богам и соблюдение многочисленных мелочных обрядов. Для того чтобы задобрить богов, брахманы сжигали еду на костре, а дым передавал ее на небеса.
Брахманский строй, возвышение брахманов и почитание богов установились в пределах среднего и нижнего Ганга. По нижнему течению этой реки находилось большое государство Магадха.
С усилением власти брахманов народы Магадха стали сильнее притесняться и эксплуатироваться. Поэтому в Магадхе раньше, чем в других местах, начались выступления против брахманов. Частая смена царей были обычным явлением в жизни этого государства.
Хотите оставить комментарий?
Войти