2. Выбор позиций из списка: человек и общество: Образование, наука и познание
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Рациональное познание присуще только человеку.
2. Одной из форм рационального познания является представление.
3. Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4. Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5. Исходным элементом рационального познания является понятие.
Рациональное познание присуще только человеку (1), так как оно связано с абстрактным мышлением, анализом и логическими операциями, недоступными животным. Исходным элементом рационального познания является понятие (5), так как понятия составляют основу логического мышления, позволяя формировать суждения и умозаключения.
Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2. Объективная истина в социальном познании не достижима.
3. Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4. Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5. Одной из социальных наук является филология.
Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания (1), так как социальное познание опирается на методы анализа, сравнения, наблюдения, эксперимента и другие способы исследования. Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах (3), так как общественные процессы зависят от конкретных условий времени и места, а их понимание требует учета традиций, норм и ценностей. Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным (4), так как люди ежедневно осмысливают социальные явления, формируя житейские представления о мире без использования научных методов.
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
2. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
3. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5. Абсолютной истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки (2), так как наука основывается на проверенных закономерностях и фактах, которые подтверждают или опровергают истинность утверждений. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства (3), так как истина не зависит от мнений большинства, а от объективной реальности, которая может быть открыта и признана даже меньшинством. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений (4), так как практика и опыт накапливаются с течением времени, и утверждения, подтвержденные этим опытом, считаются истиной.
Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.
2. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
3. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
4. Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5. Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи (1), так как новые технологии позволяют легко и быстро взаимодействовать с учреждениями и специалистами из разных стран.
Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов (2), так как это удобная форма обучения, которая становится доступной для людей в разных уголках мира.
Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам (3), так как основное внимание уделяется развитию личности, а не только передаче знаний.
Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Основной критерий истины — соответствие интересам познающего субъекта.
2. К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
3. Практическое применение может проверить истинность знания.
4. Разум и интуиция учёного являются критериями истины.
5. С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.
К критериям истины можно отнести соответствие законам логики (2), так как логика помогает установить правильность рассуждений и соответствие утверждений законам мышления.
Практическое применение может проверить истинность знания (3), так как истинное знание находит подтверждение в реальной жизни через практическое использование.
Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
2. Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
3. Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
4. Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
5. Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право (2), так как акцент на гуманитарные дисциплины способствует развитию личностных и гражданских качеств учащихся.
Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей (3), так как основная цель — дать каждому человеку возможность получить образование независимо от социального статуса или местоположения.
Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации (5), так как использование современных технологий для обучения способствует улучшению доступности и качества образовательных материалов.
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2. Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3. Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4. Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.
5. Относительной истине свойственна субъективность.
Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете (1), так как это полное, окончательное знание, которое не изменяется с течением времени.
Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом (2), так как истинное знание точно отражает реальность и соответствует действительности.
Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3. Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов (1), так как чувственное познание связано с восприятием видимых и осязаемых характеристик объектов. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения (2), так как оно направлено на анализ и осмысление причинно-следственных связей и общих законов. Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом (3), так как оно связано с восприятием объекта через зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Выберите верные суждения о мышлении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Особенностью мышления является его опосредованный характер.
2. Объективной материальной формой мышления является язык.
3. Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
4. Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
5. Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Особенностью мышления является его опосредованный характер (1), так как мышление всегда связано с опорой на понятия и идеи, а не только на непосредственные ощущения. Объективной материальной формой мышления является язык (2), так как язык является средством выражения мыслей и передачи их другим людям. Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его (3), так как абстрагирование помогает выделять важные характеристики объекта, оставляя в стороне остальные детали.
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Относительная истина всегда субъективна.
2. Одним из критериев истины является практика.
3. Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
4. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.
5. Истина едина, но в ней выделяются абсолютный и относительный аспекты.
Одним из критериев истины является практика (2), так как практика проверяет истинность знаний, их соответствие действительности. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное (4), так как заблуждение возникает, когда человек принимает неверную информацию за истину. Истина едина, но в ней выделяются абсолютный и относительный аспекты (5), так как абсолютная истина представляет собой полное и окончательное знание, а относительная истина — это знания, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение.
2. Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение.
3. Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта.
4. Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей.
5. Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение (1), так как мироощущение связано с восприятием мира через чувства и эмоции. Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта (3), так как оно формируется естественно в процессе повседневной жизни. Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей (4), так как оно включает в себя различные элементы, которые помогают человеку ориентироваться в мире и принимать решения.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
2. Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
3. Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
4. Истина — это соответствие полученного знания действительности.
5. Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.
Относительная истина — это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено (3), так как это знание не является окончательным и может быть уточнено. Истина — это соответствие полученного знания действительности (4), так как истина всегда отражает реальность. Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания (5), так как абсолютная истина включает в себя окончательное, полное знание.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Относительная истина — это неограниченное верное знание о предмете или явлении.
2. Абсолютная истина — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке или обществе.
3. К критериям истины относится соответствие результатов познания ранее открытым законам науки.
4. Истинность знания может быть проверена на практике.
5. Основной критерий истины — соответствие интересам познающего субъекта.
Абсолютная истина — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке или обществе (2), так как абсолютная истина предполагает полное и окончательное знание. К критериям истины относится соответствие результатов познания ранее открытым законам науки (3), так как знание должно быть согласовано с уже проверенными научными фактами. Истинность знания может быть проверена на практике (4), так как проверка на практике является одним из важнейших способов подтверждения истинности знания.
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.
2. В научном познании используются экспериментальные методы.
3. Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира.
4. Научное познание обогащает социальный опыт человечества.
5. Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
В научном познании используются экспериментальные методы (2), так как они являются основным инструментом для получения и проверки научных данных. Научное познание обогащает социальный опыт человечества (4), так как оно способствует развитию знаний, технологий и улучшению качества жизни. Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях (5), так как эти уровни позволяют собирать данные и разрабатывать теории для объяснения явлений.
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
3. Мышление человека тесно связано с речью.
4. Мышление имеет исключительно коллективный характер.
5. Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы (1), так как это основные процессы, составляющие суть мышления. Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания (2), так как оно помогает выявлять скрытые связи и закономерности, недоступные непосредственному восприятию. Мышление человека тесно связано с речью (3), так как язык является важным инструментом для выражения и формирования мыслей.